Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 сентября 2016 г. N 5-АПГ16-67
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по апелляционной жалобе Кристаллинской Э.И.
на решение Московского городского суда от 24 августа 2016 года, которым ей отказано в удовлетворении административного искового заявления об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Ленинградскому одномандатному избирательному округу N 198 от 11 августа 2016 года N 14/2 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Ленинградскому одномандатному избирательному округу N 198 Кристаллинской Э.И.", о возложении обязанности на окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Ленинградскому одномандатному избирательному округу N 198 зарегистрировать кандидата в депутаты Кристаллинскую Э.И.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения Кристаллинской Э.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы председателя территориальной избирательной комиссии района Сокол города Москвы Косматых Е.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 года N 291 на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 апреля 2016 года N 5/36-7 полномочия окружной избирательной комиссии по избирательному округу "город Москва - Ленинградский одномандатный избирательный округ N 198" возложены на территориальную избирательную комиссию района Сокол.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Ленинградскому одномандатному избирательному округу N 198 от 11 августа 2016 года N 14/2 Кристаллинской Э.И., выдвинутой в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Ленинградскому одномандатному избирательному округу N 198" на основании пункта 7 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Кристаллинская Э.И. обратилась в суд с административным иском об отмене указанного решения окружной избирательной комиссии и возложении обязанности по регистрации её кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. В обоснование административного иска указала на то, что требование закона о сборе подписей противоречит положениям Конституции Российской Федерации, является неисполнимым для граждан и препятствует в осуществлении конституционного права быть избранным.
Решением Московского городского суда от 24 августа 2016 года административное исковое заявление Кристаллинской Э.И. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Кристаллинская Э.И. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 1 статьи 38 этого же Федерального закона предусмотрено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В соответствии с частью 5 статьи 44 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в поддержку выдвижения политической партией кандидата по одномандатному избирательному округу, на которого не распространяется действие частей 2 и 4 данной статьи, самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве не менее 3 процентов от указанного в федеральном законе об утверждении схемы одномандатных избирательных округов общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей, - не менее 3 тысяч подписей избирателей.
Пунктом 1.2 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" также предусмотрено, что на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований данного Федерального закона при самовыдвижении кандидатов и представлении кандидатами, выдвинутыми политическими партиями по одномандатным избирательным округам и в порядке самовыдвижения, документов в окружную избирательную комиссию, а также достоверность сведений о кандидатах. В случае представления подписных листов с подписями избирателей окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований данного Федерального закона к сбору подписей избирателей и оформлению подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах.
Кандидат не регистрируется, если количества представленных им подписей избирателей за вычетом подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, недостаточно для регистрации (часть 20 статьи 49 вышеуказанного Федерального закона").
Пунктом 7 части 7 статьи 51 названного Федерального закона установлено, что основанием для отказа в регистрации кандидата для кандидата, представившего подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения (самовыдвижения), является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, подлежащих проверке.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 22 июня 2016 года N 13/109-7 "О вопросах, связанных с оформлением, приёмом и проверкой подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва" определено, что количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Ленинградскому одномандатному избирательному округу N 198 составляет 15 182 подписи избирателей.
Как следует из материалов дела, кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Ленинградскому одномандатному избирательному округу N 198 Кристаллинская Э.И. 3 августа 2016 года представила в окружную избирательную комиссию в числе иных документов подписные листы в поддержку её самовыдвижения с 34 подписями избирателей.
Указанное количество представленных кандидатом в депутаты подписей избирателей, в силу вышеприведенных законоположений является недостаточным для её регистрации, что в соответствии с пунктом 7 части 7 статьи 51 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" явилось основанием для отказа в регистрации кандидата.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал, что отказ окружной избирательной комиссии в регистрации Кристаллинской Э.И. в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Ленинградскому одномандатному избирательному округу N 198 является законным и обоснованным.
Доводы административного истца, основанные на его несогласии с установленным законом необходимым для регистрации кандидата количеством подписей избирателей в поддержку его выдвижения, являются несостоятельными. Законодательное определение соответствующего уровня предварительной электоральной поддержки кандидата направлено на исключение из избирательного процесса лиц, такой поддержкой не обладающих, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24 декабря 2012 года N 32-П, не может рассматриваться как ограничение избирательных прав граждан.
Решение вопроса о соответствии федерального закона Конституции Российской Федерации в компетенцию судов общей юрисдикции, Верховного Суда Российской Федерации не входит.
Иных доводов, которые могли бы служить поводом к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 24 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кристаллинской Э.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 сентября 2016 г. N 5-АПГ16-67
Текст определения официально опубликован не был