Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 сентября 2016 г. N 44-АПГ16-27
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.
судей Корчашкиной Т.Е. и Борисовой Л.В.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Симонова М.В. об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 27 от 28 июля 2016 г. N 06/21 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 27 Золотарева А.В.", по апелляционной жалобе Золотарева А.В. на решение Пермского краевого суда от 15 августа 2016 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Симонова М.В.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 16 июня 2016 года N 2395 на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва.
На основании постановления Избирательной комиссии Пермского края от 17 июня 2016 года N 193/03-2 территориальная избирательная комиссия Кунгурского муниципального района выполняет полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 27.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 27 от 28 июля 2016 года N 06/21 Золотарев А.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 27, выдвинутый Пермским региональным отделением Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России.
Симонов М.В., также являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края по тому же одномандатному избирательному округу (на основании решения окружной избирательной комиссии от 26 июля 2016 года N 05/18), выдвинутый Региональным отделением политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Пермской крае, обратился в областной суд с заявлением об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 27 от 28 июля 2016 года N 06/21 о регистрации кандидата в депутаты Золотарева А.В. ссылаясь на то, что оспариваемое решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку при подаче документов для регистрации Золотаревым А.В. в избирательную комиссию были представлены документы, оформленные с нарушением требований закона, а именно, в справке о принадлежащем ему недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации графу "наименование имущества" раздела 2 "Сведения об имуществе" кандидат в депутаты Золотарев А.В. не заполнил, сведения об отсутствии такого имущества путем проставления слова "отсутствует" в указанную графу не внесены. В указанной графе Золотаревым А.В. проставлен прочерк, то есть документ заполнен способом, который законодательством не предусмотрен, и является нарушением формы документа.
Таким образом, вышеуказанная справка оформлена с нарушением требований закона, что в силу подпункта "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ является основанием для отказа кандидату в регистрации.
Решением Пермского краевого суда от 15 августа 2016 года требования Симонова М.В. удовлетворены, решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 27 от 28 июля 2016 года N 06/21 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 27 Золотарева А.В." отменено.
В апелляционной жалобе Золотарев А.В. просит указанное решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Симонова М.В.
Считает, что отсутствие в справке о недвижимом имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами Российской Федерации в графе "наименование имущества" раздела 2 "сведения об имуществе" слова "отсутствует" и проставление вместо него символа прочерк является допустимым указанием необходимых сведений об отсутствии недвижимого имущества за пределами Российской Федерации.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Пермского края, представителем административного истца Симонова М.В. представлены возражения о необоснованности доводов жалобы и законности судебного постановления.
Золотарев А.В., Симонов М.В., представители окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 27 по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва и Избирательной комиссии Пермского края, представители Регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Пермском крае, Пермского регионального отделения политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрены основания отказа в регистрации кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации: наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1" пункта 24).
Аналогичные положения содержатся в пункте "в.1" части 5 статьи 33 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края".
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместе с заявлением в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей.
Аналогичные положения содержатся в пункте "а" части 2.1 статьи 28 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края".
Разрешая заявленные требования, суд пришел к правильному выводу о том, что неуказание Золотаревым А.В. в вышеназванной справке сведений о наличии либо отсутствии у него как у кандидата в депутаты недвижимого имущества за пределами Российской Федерации является нарушением требований, предусмотренных пунктом 3 Указа президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546, предъявляемых к оформлению документов, влияющих на объем изложенной в них информации.
Судом установлено, что Золотарев А.В., выдвинутый Пермским региональным отделением Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России кандидатом в депутаты обратился 18 июля 2016 года в окружную избирательную комиссию N 27 с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом по указанному избирательному округу, представив документы, необходимые для выдвижения, в том числе сведения, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ.
В представленной Золотаревым А.В. справке о принадлежащем ему недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, графа "наименование имущества" раздела 2 "Сведения об имуществе" не заполнена, сведения об отсутствии такого имущества путем проставления слова "отсутствует" в указанную графу не внесены.
Форма справок, в которых должны быть отражены перечисленные сведения, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546 "О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 546).
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 546 установлено, что в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки по формам, утвержденным данным Указом, недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок, то есть приведенный нормативный правовой акт содержит прямое предписание об объеме сведений, которые кандидат обязан сообщить в названной справке.
Следовательно, неуказание в справке сведений об отсутствии обязательств имущественного характера кандидата, не может расцениваться иначе как нарушение требований, предъявляемых к оформлению документов, влияющих на объем изложенной в них информации.
Таким образом, на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации кандидата Золотарева А.В., сведения, необходимость представления которых предусмотрена пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, отсутствовали.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании положений избирательного законодательства, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, суд не допустил, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Пермского краевого суда от 15 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Золотарева А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 сентября 2016 г. N 44-АПГ16-27
Текст определения официально опубликован не был