Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 сентября 2016 г. N 9-АПГ16-28
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области по одномандатному избирательному округу N 16 Слепова А.А. об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 16 Горшкова А.Ю.
по апелляционной жалобе Горшкова А.Ю. на решение Нижегородского областного суда от 16 августа 2016 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Слепова А.А.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Горшкова А.Ю. - Логиновой О.К., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя Слепова А.А. - Кулакова И.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, установила:
Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 16 июня 2016 года N 2230-V на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва.
На основании решения Избирательной комиссии Нижегородской области от 09.06.2016 N 122/1912-5 территориальная избирательная комиссия города Арзамаса Нижегородской области выполняет полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва одномандатного избирательного округа N 16.
Постановлением от 26 июля 2016 года N 43 территориальной избирательной комиссии города Арзамаса Нижегородской области, выполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва одномандатного избирательного округа N 16, Горшков А.Ю., выдвинутый избирательным объединением Нижегородское Региональное отделение Политической партии "Коммунистическая Партия Российской Федерации", зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 16.
Административный истец Слепов А.А. также являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 16 (постановлением избирательной комиссии от 5 августа 2016 года N 54) обратился в суд с требованием об отмене регистрации кандидата в депутаты Горшкова А.Ю., ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что в силу положений части 6 статьи 23 и части 3.1 статьи 36 Федерального закона "О политических партиях" гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии, и политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий. С учетом имеющейся информации Горшков А.Ю. в 2010 году участвовал в выборах депутатов поселкового Совета рабочего поселка Гремячево Кулебакского района Нижегородской области как кандидат, выдвинутый Нижегородским региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия", членом которой он является по настоящее время, выдвижение кандидата Горшкова А.Ю. избирательным объединением Нижегородское Региональное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" осуществлено с нарушением требований части 3.1 статьи 36 Федерального закона "О политических партиях", что в силу подпункта "а" пункта 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ является основанием для отмены регистрации кандидата. Указанные обстоятельства не были и не могли быть известны избирательной комиссии на момент рассмотрения вопроса о кандидата Горшкова А.Ю., поскольку из документов, представленных в избирательную комиссию, следовало, что Горшков А.Ю. является членом только одной партии - Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации". Ссылаясь на положения пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ, административный истец просил суд отменить регистрацию кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва Горшкова А.Ю. по одномандатному избирательному округу N 16.
Решением Нижегородского областного суда от 16 августа 2016 года удовлетворено административное исковое заявление Слепова А.А. Отменена регистрация кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 16 Горшкова А.Ю.
В апелляционной жалобе Горшков А.Ю. просит указанное решение суда отменить полностью и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Ссылается на то, что административным истцом пропущен 10-дневный срок подачи искового заявления, предусмотренный части 4 статьи 240 КАС РФ, исчисляемый со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения, так как оспариваемое решение территориальной избирательной комиссии города Арзамаса Нижегородской области о регистрации кандидата в депутаты Горшкова А.Ю., выдвинутого Нижегородским региональным отделением Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" было принято 26 июля 2016 года, то последним днем подачи иска являлось 4 августа 2016 г., тогда как административное исковое заявление административным истцом подано 08 августа 2016 года, что в соответствии с частью 10 статьи 240 КАС РФ влечет отказ в удовлетворении иска.
Относительно апелляционной жалобы представлены возражения прокуратуры Нижегородской области о необоснованности доводов жалобы и законности судебного постановления.
Слепов А.А., представитель территориальной избирательной комиссии города Арзамаса Нижегородской области, представитель Нижегородского Регионального отделения Политической партии "Коммунистическая Партия Российской Федерации", Горшков А.Ю., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренных подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 данного Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
Согласно подпункту "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата являются для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
В силу пункта 3.1 статьи 36 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.
На основании пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания.
Согласно подпункту "в" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии регламентируются уставом этой партии.
Пунктом 4.3.1 Устава Всероссийской политической партии "Единая Россия" установлено, что член Партии может добровольно выйти из Партии. Прекращение членства происходит на основании личного письменного заявления гражданина, принявшего решение о выходе из Партии, которое подается в первичное (местное, региональное) отделение Партии по месту постоянного или преимущественного проживания члена Партии. Прекращение членства в Партии наступает со дня регистрации этого письменного заявления в соответствующем первичном (местном, региональном) отделении.
Положениями пункта 4.3.2 Устава Всероссийской политической партии "Единая Россия" предусмотрено, что член Партии может быть исключен из Партии за несоблюдение Устава Партии, программных документов, решений центральных органов Партии, руководящих органов ее структурных подразделений, за действие, дискредитирующее Партию, или иное действие (бездействие), наносящее ущерб политическим интересам Партии, а также в связи со вступлением в другую политическую партию - по решению уполномоченных органов Партии, первичных, местных или региональных отделений Партии.
Исходя из положений пункта 3.1 Положения об учете членов Всероссийской политической партии "Единая Россия" член Партии может добровольно выйти из Партии, подав личное письменное заявление в отделение Партии по месту учета. Прекращение членства в Партии наступает со дня регистрации этого письменного заявления в соответствующем отделении Партии. Оригинал указанного заявления, соответствующая выписка из протокола правомочного руководящего органа хранятся в региональном отделении Партии.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к правильным выводам о том, что при выдвижении Горшкова А.Ю. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области от Нижегородского Регионального отделения Политической партии "Коммунистическая Партия Российской Федерации" нарушены требования пункта 3.1 статьи 36 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях", поскольку на основании личного заявления от 29 июля 2005 года Горшков А.Ю. с 8 августа 2005 года является членом Всероссийской политической партии "Единая Россия", доказательств, с достоверностью свидетельствующих о том, что Горшков А.Ю. в установленном порядке обращался с заявлением о выходе из партии в добровольном порядке и о регистрации данного заявления, как и доказательств принятия решений об исключении Горшкова А.Ю. из членов политической партии "Единая Россия", по делу не представлено и в ходе судебного разбирательства не установлено.
На дату принятия решения Нижегородским Региональным отделением Политической партии "Коммунистическая Партия Российской Федерации" о выдвижении Горшкова А.Ю. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 16, и на дату вынесения постановления избирательной комиссией Нижегородской области о регистрации Горшкова А.Ю. кандидатом в депутаты, выдвинутым Нижегородским региональным отделением Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", Горшков А.Ю. являлся и продолжает до настоящего времени быть членом Всероссийской политической партии "Единая Россия", в связи с чем он не мог быть выдвинут кандидатом в депутаты Нижегородским Региональным отделением Политической партии "Коммунистическая Партия Российской Федерации".
В подтверждение своего вывода суд сослался на письменные доказательства: заявление Горшкова А.Ю. о принятии в члены Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 29 июля 2005 года, выписку из протокола N 5 от 8 августа 2005 года о приеме его в члены Всероссийской политической партии "Единая Россия", ведомость на выдачу партийных билетов Всероссийской политической партии "Единая Россия" по Сосновскому району Нижегородской области; протокол отчетно-выборной конференции Сосновского местного отделения ВПП "Единая Россия" от 31 марта 2006 года, на которой Горшков А.Ю. избран в состав политсовета; ответ и.п. секретаря Нижегородского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 9 августа 2016 года, а также ответы секретаря местного отделения и секретаря первичного отделения Партии "Единая Россия" Сосновского района от 9 августа 2016 года, о том, что член Партии "Единая Россия" Горшков А.Ю. по состоянию на 9 августа 2016 года состоит на учете соответственно в первичном и местном отделении Партии "Единая Россия" Сосновского района, заявлений от Горшкова А.Ю. о добровольном выходе из членов Партии "Единая Россия" по состоянию на 9 августа 2016 года не поступало. Сведения о членстве Горшкова А.Ю. во Всероссийской политической партии "Единая Россия" также включены в Единый реестр членов Партии в Центральном исполнительном комитете партии, который ведется на основании пункта 4.1.4.1 Устава Всероссийской политической партии "Единая Россия".
По ходатайству Горшкова А.Ю. в рамках административного дела N 3а-563/2016 (по исковому заявлению Нижегородского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Коммунисты России" об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва Горшкова А.Ю., выдвинутого избирательным объединением "Нижегородское региональное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" по областному избирательному округу в составе областного списка кандидатов на выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва) судом была назначена судебная почерковедческая экспертиза, согласно заключению которой N 3615/03-4 от 16 августа 2016 года подписи от имени Горшкова А.Ю. в заявлении Горшкова А.Ю. о принятии его в члены Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 29.07.2005 года, и в ведомости на выдачу партийных билетов по Сосновскому району Нижегородской области - выполнены одним лицом, самим Горшковым А.Ю.
Вышеуказанные обстоятельства суд правомерно признал вновь открывшимися, поскольку они существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата Горшкова А.Ю., но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата Горшкова А.Ю., а Федеральный закон N 67-ФЗ не возлагает на избирательную комиссию обязанности проверять сведения о принадлежности кандидатов к политическим партиям.
Таким образом, поскольку на дату принятия постановления избирательной комиссией о регистрации кандидата Горшкова А.Ю., выдвинутого Нижегородским региональным отделением Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", у избирательной комиссии отсутствовали сведения о членстве Горшкова А.Ю. во Всероссийской политической партии "Единая Россия", указанные сведения получены только после регистрации кандидата Горшкова А.Ю. избирательной комиссией, то суд пришел к правильному выводу о том, что в соответствии с пунктом 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ факт членства Горшкова А.Ю. во Всероссийской политической партии "Единая Россия" на момент выдвижения и регистрации его кандидатом от Нижегородского регионального отделения Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" относится к вновь открывшимся обстоятельствам, являющимся основанием к отмене регистрации кандидата (подпункт "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Таким образом, принимая решение об удовлетворении административного иска, суд пришел к правильному выводу о том, что имеются основания для отмены регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 16 Горшкова А.Ю.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в нарушение положений части 1 статьи 244 КАС РФ в резолютивной части решения суда не указано, каким способом будет обеспечено восстановление нарушенных прав истца или каким образом могут быть устранены последствия допущенных нарушений, являются несостоятельными, поскольку последствия отмены регистрации кандидата в депутаты прямо предусмотрены Федеральным законом N 67-ФЗ и не требует дополнительного определения в решении суда способа и сроков восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административным истцом пропущен десятидневный срок подачи искового заявления, предусмотренный частью 4 статьи 240 КАС РФ, исчисляемый со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения, являются неверными, поскольку частью 4 статьи 240 КАС РФ, пунктом 2 статьи 78 Федерального закона N 67-ФЗ установлен десятидневный срок обжалования решения комиссии. Однако административный истец по настоящему делу не обжалует решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, им заявлены требования об отмене регистрации кандидата в депутаты, которые в силу части 5 статьи 240 КАС РФ, пункта 5 статьи 78 Федерального закона N 67-ФЗ могут быть поданы в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования. Административное исковое заявление по настоящему делу подано административным истцом 8 августа 2016 года, то есть ранее, чем за восемь дней до дня голосования.
Другие доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании положений избирательного законодательства, обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Нижегородского областного суда от 16 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Горшкова А.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 сентября 2016 г. N 9-АПГ16-28
Текст определения официально опубликован не был