Настоящее Указание на основании Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст. 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5731; 2010, N 45, ст. 5756; 2011, N 7, ст. 907; N 27, ст. 3873; N 43, ст. 5973; N 48, ст. 6728; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7591, ст. 7607; 2013, N 11, ст. 1076; N 14, ст. 1649; N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3438, ст. 3476, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 49, ст. 6336; N 51, ст. 6695, ст. 6699; N 52, ст. 6975; 2014, N 19, ст. 2311, ст. 2317; N 27, ст. 3634; N 30, ст. 4219; N 45, ст. 6154; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 4, ст. 37; 27, ст. 3958, ст. 4001; 29, ст. 4348, ст. 4357; 41, ст. 5639; 48, ст. 6699; 2016, 1, ст. 23, ст. 46, ст. 50; 27, ст. 4225, ст. 4273, ст. 4295) устанавливает порядок оценки Банком России или его территориальным учреждением (далее - Банк России) корректности формирования резервов по портфелю (портфелям) однородных ссуд (далее - Порядок) в соответствии с Положением Банка России от 26 марта 2004 года N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2004 года N 5774, 20 апреля 2006 года N 7728, 27 декабря 2006 года N 8676, 10 декабря 2007 года N 10660, 23 января 2008 года N 10968, 22 мая 2008 года N 11724, 22 мая 2008 года N 11730, 30 июня 2008 года N 11903, 29 января 2009 года N 13219, 20 февраля 2009 года N 13414, 21 декабря 2009 года N 15772, 24 декабря 2009 года N 15811, 17 августа 2012 года N 25204, 13 декабря 2012 года N 26113, 28 декабря 2012 года N 26407, 26 июня 2013 года N 28896, 24 сентября 2013 года N 30005, 29 ноября 2013 года N 30494, 18 июня 2014 года N 32736, 10 ноября 2014 года N 34627, 11 декабря 2014 года N 35134, 26 декабря 2014 года N 35437, 13 июля 2015 N 37996, 25 сентября 2015 года N 39006 ("Вестник Банка России" от 7 мая 2004 года N 28, от 4 мая 2006 года N 26, от 15 января 2007 года N 1, от 17 декабря 2007 года N 69, от 31 января 2008 года N 4, от 28 мая 2008 года N 25, от 4 июня 2008 года N 28, от 9 июля 2008 года N 36, от 4 февраля 2009 года N 7, от 4 марта 2009 года N 15, от 28 декабря 2009 года N 77, от 22 августа 2012 года N 50, от 19 декабря 2012 года N 73, от 29 декабря 2012 года N 78, от 28 июня 2013 года N 36, от 2 октября 2013 года N 54, от 30 ноября 2013 года N 69, от 9 июля 2014 года N 63, от 26 ноября 2014 года N 105, от 22 декабря 2014 года N 112, от 31 декабря 2014 года N 117-118, от 22 июля 2015 N 60, от 12 октября 2015 года N 86) (далее - Положение Банка России N 254-П).
Глава 1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет методику и правила осуществления оценки (далее - оценка) Банком России, для целей применения второго абзаца пункта 9.5 Положения N 254-П, корректности формирования резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности (далее - ссуды) кредитной организации, оцениваемым на портфельной основе (далее - резервы), включая оценку:
корректности размера (в процентах) резервов, установленного кредитной организацией;
корректности величины резервов, сформированных кредитной организацией;
требуемого размера (в процентах) доначисления и величины доначисления резервов кредитной организации в отношении портфелей однородных ссуд, подвергшихся оценки, в случае выявления нарушений, определенных в пункте 3.1 настоящего Указания.
1.2. Кредитные организации могут проводить оценку в соответствии с требованиями настоящего Указания с целью установления требуемого размера (в процентах) доначисления резервов и величины доначисления резервов кредитной организации.
1.3. В ходе оценки осуществляются:
Выявление нарушений, допущенных кредитной организацией при формировании резервов по портфелям однородных ссуд;
выявление некорректно установленных размеров (в процентах) резервов кредитной организации;
выявление некорректно сформированных резервов кредитной организации;
определение размера (в процентах) доначисления резервов по ссудам кредитной организации с учетом выявленных нарушений;
определение величины совокупного размера доначисления резервов по ссудам кредитной организации.
1.4. Оценка производится на основании анализа агрегированных данных о портфелях и субпортфелях однородных ссуд (далее - портфели) кредитной организации (далее - агрегированные данные) и индивидуальных данных обо всех ссудах всех портфелей кредитной организации (далее - индивидуальные данные) на дату оценки.
1.5. Для целей применения настоящего Указания кредитная организация должна определять и хранить в информационных базах не менее пяти лет после погашения ссуды следующие индивидуальные данные о ссуде:
идентификатор заемщика;
категория заемщика (в соответствии с внутренней классификацией кредитной организации);
идентификатор договора о предоставлении ссуды;
идентификатор структурного подразделения, предоставившего ссуду и хранящего кредитное досье данной ссуды;
идентификатор кредитного продукта ссуды (в соответствии с внутренней классификацией кредитной организации);
идентификатор портфеля (в соответствии с внутренней классификацией кредитной организации);
дата договора о предоставлении ссуды;
валюта ссуды;
дата первой выдачи денежных средств (или дата первой выдачи денежных средств по договорам кредитной линии, например, по продукту "овердрафт");
дата последней выдачи денежных средств по данному договору;
сумма предоставленной ссуды (в валюте ссуды на дату выдачи денежных средств или первой выдачи денежных средств по договорам кредитной линии);
сумма основного долга (в рублях) ссуды на дату оценки;
сумма просроченной части основного долга (в рублях) ссуды на дату оценки;
длительность текущей просрочки в днях на дату оценки (если текущей просрочки нет, то указывается 0 дней);
размер (в процентах) резервов по ссуде, в том числе история изменения резервов с даты выдачи;
величина резервов по ссуде на дату оценки.
1.6. Для целей применения настоящего Указания кредитная организация должна определять и хранить в информационных базах не менее пяти лет агрегированные данные о портфелях однородных ссуд следующую информацию:
идентификатор портфеля (в соответствии с внутренней классификацией кредитной организации);
идентификаторы кредитных продуктов (в соответствии с внутренней классификацией кредитной организации), включенных в данный портфель;
краткое описание портфеля;
краткое описание кредитных продуктов, включенных в данный портфель;
количество ссуд в портфеле (на дату оценки);
совокупная сумма основного долга (в рублях) портфеля (на дату оценки);
совокупная сумма просроченной части основного долга (в рублях) портфеля (на дату оценки);
совокупная величина сформированных резервов по ссудам портфеля (на дату оценки).
Для целей проведения внутреннего анализа кредитная организация может расширить список хранимых данных о ссудах.
1.7. Суммы основного долга по ссудам, предоставленным в иностранной валюте, для целей оценки пересчитываются в рублевый эквивалент, определяемый по официальному курсу иностранной валюты по отношению к рублю, установленному Банком России на дату оценки.
1.8. Индивидуальные и агрегированные данные для целей оценки представляются по запросу Банка России в электронной форме в формате (описанном в запросе), доступном для программного обеспечения как кредитной организации, так и Банка России, используемого для целей оценки.
Глава 2. Формирование групп портфелей
2.1. В целях применения настоящего Указания портфели объединяются в аналитические группы, однородные в разрезе кредитного риска (далее - группы портфелей). В состав групп портфелей не включаются ссуды, по которым создан резерв в размере 100 процентов, а также ссуды с суммой основного долга менее 1000 рублей.
2.2. Группы портфелей формируются в разрезе видов кредитования, определяемых в соответствии с главой 5 Положения Банка России N 254-П. Допускается формирование групп портфелей с применением дополнительных разрезов по длительности просроченных платежей по основному долгу и (или) процентам.
2.3. Состав, количество, принципы и критерии формирования примененных разрезов определяются с учетом требований пунктов 3.3 и 3.6 настоящего Указания и практических ограничений, в том числе по доступным возможностям осуществления оценки и максимально допустимому общему количеству подлежащих оценке ссуд.
2.4. Портфели ссуд, предоставленных физическим лицам, объединяются в разрезе видов кредитования в основные группы портфелей, формируемые из портфелей, указанных в абзаце 6 пункта 5.1 главы 5 Положения Банка России N 254-П, например:
группа портфелей ипотечных ссуд;
группа портфелей ссуд, предоставленных на покупку автотранспортных средств;
группа портфелей ссуд, выданных физическим лицам, которые получают на свои открытые в кредитной организации счета заработную плату и иные выплаты в связи с выполнением трудовых обязанностей.
2.5. Портфели ссуд, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства, объединяются в разрезе видов кредитования в основные группы портфелей, формируемые из портфелей, указанных в абзаце 16 пункта 5.1 главы 5 Положения Банка России N 254-П, например:
группа портфелей обеспеченных ссуд;
группа портфелей необеспеченных ссуд.
2.6. Портфели ссуд, предоставленных физическим лицам, и ссуд, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства, не подлежат объединению в одну группу портфелей.
2.7. В зависимости от характера и масштаба деятельности кредитной организации возможно выделение прочих групп портфелей, не указанных в пунктах 2.4 и 2.5 настоящей главы, а также дробление основных групп портфелей, указанных в данных пунктах.
2.8. Информация о принципах, правилах и критериях, примененных при формировании групп портфелей в ходе оценки, описывается и обосновывается в результатах оценки.
Глава 3. Общие правила анализа, оценки и формирования выборок
3.1. Анализ и оценка осуществляются в разрезе следующих видов нарушений требований Положения Банка России N 254-П (далее - виды нарушений):
наличие недействительного паспорта у заемщика и (или) созаемщика на дату выдачи ссуды;
нарушение правил, указанных в Главе 5 Положения N 254-П, включения реструктурированных ссуд и ссуд, направленных на цели, перечисленных в пунктах 3.13 и 3.14 Положения Банка России N 254-П, в портфели однородных ссуд и (или) формирования по ним резервов;
нарушение правил, указанных в главе 5 Положения N 254-П, отнесения просроченных ссуд к соответствующему портфелю по продолжительности просроченных платежей;
нарушение правил, указанных в главе 5 Положения N 254-П, применения минимальной величины резервов по ссудам, выданным с 1 января 2013 года, и (или) по ссудам, выданным с 1 января 2014 года.
При выявлении указанных нарушений минимальный размер (в процентах) требуемого резервов в отношении данных ссуд определяется согласно Положению Банка России N 254-П.
3.2. Анализ и оценка каждой группы портфелей осуществляются в следующем общем порядке:
из полного списка ссуд группы портфелей специальным статистически обоснованным способом отбирается набор ссуд необходимого объема (далее - выборка) способом, описанным в настоящей главе;
по каждой ссуде выборки запрашиваются кредитное досье и иные имеющие отношение к ссуде документы, сведения и данные в любой форме, содержащие сведения о заемщике и других участниках сделки, параметрах ссуды, качестве обслуживания долга по ссуде и по связанным с ней другим ссудам;
по каждой ссуде выборки производится индивидуальный углубленный анализ информации на наличие нарушений, описанных в пункте 3.1 настоящего Указания;
по каждой ссуде выборки осуществляется оценка требуемого размера (в процентах) резервов и требуемого размера (в процентах) доначисления резервов в соответствии с требованиями Положения Банка России N 254-П в разрезе выявленных видов нарушений, по формуле, описанной в пункте 4.1 настоящего Указания;
рассчитываются статистические показатели выборки, характеризующие общее распределение размера (в процентах) доначисления резервов, по формулам, описанным в главе 4 настоящего Указания;
рассчитанные по выборке статистические показатели экстраполируются (распространяются) на всю группу портфелей, из которой была отобрана выборка, по формулам, описанным в главе 5 настоящего Указания.
3.3. Формируемая выборка должна быть репрезентативной, то есть достаточно полно и адекватно отражать структуру кредитного риска соответствующей группы портфелей. С этой целью отбор ссуд в выборку из соответствующей группы портфелей осуществляется исключительно способами, допускающими для каждой ссуды независимую от выбора других ссуд единственную возможность попадания в выборку.
3.4. Основным способом отбора является простой случайный бесповторный отбор. Допускается применение иных случайных бесповторных способов отбора, обеспечивающих требуемую репрезентативность выборки (в том числе комбинации способов), что описывается и обосновывается в результатах оценки.
3.5. Отбор ссуд в выборку реализуется путем автоматической генерации случайных величин с применением необходимого программного обеспечения.
3.6. Отбор ссуд в выборку осуществляется поэтапно. На каждом этапе необходимое количество ссуд в выборке последовательно уточняется. При необходимости состав выборки пополняется вплоть до итоговой выборки.
3.7. На первом этапе формируется предварительная выборка из группы ссуд минимальным объемом не менее 100 ссуд. Состав ссуд предварительной выборки определяется по правилам, описанным в пункте 3.4 настоящего Указания.
3.8. Анализ и оценка каждой ссуды предварительной выборки осуществляются на наличие видов нарушений, указанных в пункте 3.1 настоящего Указания, с определением и документированием полученных результатов по каждой ссуде выборки.
3.9. По результатам анализа и оценки ссуд предварительной выборки вычисляется средневзвешенное стандартное отклонение индивидуального размера (в процентах) доначисления резервов по ссудам выборки, по которым в результате оценки устанавливается ненулевой размер (в процентах) доначисления резервов (далее - подвыборка), по формуле:
,
где:
i - порядковый номер ссуды в подвыборке;
- количество ссуд в подвыборке;
- итоговый размер (в процентах) доначисления резервов по i-ой ссуде подвыборки с учетом всех выявленных видов нарушений, определяемый в соответствии с пунктом 4.2 настоящего Указания;
- сумма основного долга по i-ой ссуде на дату оценки;
- средний размер (в процентах) доначисления резервов по подвыборке, определяемый в соответствии с пунктом 4.8 настоящего Указания.
Величина определяется с точностью до одного знака после запятой по правилам математического округления.
3.10. На втором этапе по величине и количеству ссуд в группе ссуд определяется минимальный объем выборки с использованием таблицы "Минимально допустимое количество ссуд в выборке" (Приложение к настоящему Указанию). При превышении определенным таким образом минимальным объемом выборки объема предварительной выборки более чем на 10 ссуд, выборка пополняется до минимально допустимого количества, но не более чем на 100 ссуд. В противном случае объем выборки признается как достаточным для целей оценки, при этом дальнейшее пополнение выборки не производится, и процедура формирования выборки завершается.
3.11. Состав выборки формируется пополнением выборки предыдущего этапа, начиная с предварительной выборки, дополнительными ссудами путем их отбора из той же группы портфелей по правилам, описанным в пункте 3.4 настоящего Указания.
3.12. Процедура уточнения минимального объема выборки повторяется аналогично порядку, описанному в пунктах 3.9 - 3.11 настоящего Указания. Процедура формирования выборки завершается при превышении объемом выборки (с учетом всех пополнений) минимально допустимого количества, определяемого согласно Приложению к настоящему Указанию. При достижении объемом выборки 500 ссуд процедура завершается при любых результатах оценки.
3.13. Результаты первоначального формирования и последующих изменений состава выборки оформляются соответствующими протоколами, включаемыми в результаты оценки, с указанием времени, места, метода, технологии, участников процедуры, а также полного состава (номеров) включаемых в выборку и (или) исключаемых из выборки ссуд и описанием причин осуществления процедуры.
3.14. При фактической невозможности осуществления полной, своевременной и достоверной оценки ссуды (например, при отсутствии или практической недоступности соответствующего досье заемщика) размер (в процентах) доначисления резервов по ней устанавливается равным разности между минимальным размером (в процентах) резервов по субпортфелю с просроченными платежами продолжительностью свыше 360 календарных дней для данного портфеля в соответствии с таблицами пункта 5.1 Положения N 254-П и размером (в процентах) фактически сформированных резервов по данной ссуде, но не более 100 процентов.
Глава 4. Определение размера (в процентах) доначисления резервов
4.1. Размер (в процентах) доначисления резервов по ссуде в разрезе выявленного вида нарушения определяется по формуле:
,
где:
- минимальный размер (в процентах) требуемых по ссуде в соответствии с Положением 254-П резервов для выявленного нарушения,;
- размер (в процентах) резервов по ссуде, фактически сформированных кредитной организацией на дату оценки;
i - порядковый номер ссуды в выборке;
j - порядковый номер вида нарушения.
При отсутствии по ссуде выявленного нарушения размер (в процентах) доначисления резервов в разрезе указанного вида нарушения принимается равным 0 процентов.
4.2. По каждой ссуде с учетом всех выявленных по ней видов нарушений определяется итоговый размер (в процентах) доначисления резервов по формуле:
,
где:
- размер (в процентах) доначисления резервов по i-ой ссуде выборки в разрезе выявленного j-го вида нарушения;
L - количество видов нарушений, на наличие которых анализируются ссуды.
4.3. Итоговый размер (в процентах) доначисления резервов по ссуде, приводящий к доначислению резервов в размере менее 100 руб., полагается равным 0 процентов.
4.4. Размер (в процентах) доначисления резервов по ссуде с учетом всех выявленных по ней нарушений не должен определять размер (в процентах) резервов по данной ссуде более 100 процентов.
4.5. По результатам анализа и оценки всех ссуд выборки определяется доля количества ссуд подвыборки в общем количестве ссуд выборки (далее - доля ссуд с доначислениями) по формуле:
,
где:
- количество ссуд в подвыборке;
n - количество ссуд в выборке.
Если доля ссуд с доначислениями в выборке составляет менее 5 процентов, то итоговый размер (в процентах) доначисления резервов по данной выборке полагается равным 0 процентов. При этом вычисление размера доначисления резерва не производится.
4.6. Стандартное отклонение доли ссуд с доначислениями оценивается по формуле:
,
где:
N - количество ссуд в группе портфелей.
4.7. С целью учета статистической погрешности выборочной оценки минимально и максимально возможные значения доли ссуд с доначислениями определяются соответственно по формулам:
,
,
где:
Д - доля количества ссуд подвыборки в общем количестве ссуд выборки, определяемая по формуле, приведенной в пункте 4.5 настоящего Указания;
- поправка доли ссуд с доначислениями, определяемая по формуле:
,
где:
- стандартное отклонение доли ссуд с доначислениями, определяемое по формуле, приведенной в пункте 4.6 настоящего Указания.
4.8. Средний размер (в процентах) доначисления резервов по подвыборке определяется по формуле:
,
где:
- итоговый размер (в процентах) доначисления резервов по i-ой ссуде, определяемый согласно пункту 4.2 настоящего Указания.
- сумма основного долга по i-ой ссуде на дату оценки;
- количество ссуд в подвыборке.
4.9. Стандартное отклонение среднего размера (в процентах) доначисления резервов по подвыборке определяется по формуле:
,
где:
- средневзвешенное стандартное отклонение индивидуального размера (в процентах) доначисления резервов по подвыборке, определяемое по формуле, приведенной в пункте 3.9 настоящего Указания;
- количество ссуд в подвыборке;
N - количество ссуд в группе портфелей.
4.10. С целью учета статистической погрешности выборочной оценки минимально и максимально возможные значения среднего размера (в процентах) доначисления резервов по подвыборке определяются соответственно по формулам:
,
,
где:
- средний размер (в процентах) доначисления резервов по подвыборке, определяемый по формуле, приведенной в пункте 4.8 настоящего Указания;
- поправка среднего размера (в процентах) доначисления резервов по подвыборке, определяемая по формуле:
,
где:
- стандартное отклонение среднего размера (в процентах) доначисления резервов для ссуд подвыборки, определяемое по формуле, приведенной в пункте 4.9 настоящего Указания.
4.11. С целью учета статистической погрешности выборочной оценки минимально и максимально возможные значения, а также среднее значение среднего размера (в процентах) доначисления резервов по выборке определяются соответственно по формулам:
,
,
,
где:
,
и Д - минимально и максимально возможные значения доли ссуд с доначислениями, определяемые по формулам, приведенным в пункте 13 настоящего Указания;
и
- минимально и максимально возможные значения среднего размера (в процентах) доначисления резервов по подвыборке, определяемые по формулам, приведенным в пункте 4.10 настоящего Указания;
Д - доля количества ссуд подвыборки в общем количестве ссуд выборки, определяемая по формуле, приведенной в пункте 4.5 настоящего Указания;
- средний размер (в процентах) доначисления резервов по подвыборке, определяемый по формуле, приведенной в пункте 4.8 настоящего Указания.
Глава 5. Расчет совокупного размера доначисления резервов
5.1. Размер доначисления резервов по ссудам, попавшим в выборку из соответствующей группы портфелей, определяется по формуле:
,
где:
- итоговый размер (в процентах) доначисления резервов по i-ой ссуде выборки, вычисленный в соответствии с пунктом 4.2 настоящего Указания;
- сумма основного долга по i-ой ссуде на дату оценки;
n - количество ссуд в выборке.
5.2. Минимальный и расчетный размеры, а также средний размер доначисления резервов по ссудам, не попавшим в выборку из группы портфелей, определяются методом экстраполяции соответственно по следующим формулам:
,
,
,
где:
и
- минимально и максимально возможные значения среднего размера (в процентах) доначисления резервов по выборке, определенные в пункте 4.11 настоящего Указания;
- среднее значение среднего размера (в процентах) доначисления резервов по выборке, определенное в пункте 4.11 настоящего Указания;
- совокупная сумма основного долга (в рублях) ссуд, не попавших в выборку из соответствующей группы портфелей.
5.3. Минимальный и контрольный общие размеры, а также средний общий размер доначисления резервов по группе портфелей определяются по следующим формулам:
,
,
.
5.4. Минимальный и контрольный совокупные размеры доначисления резервов, а также средний совокупный размер доначисления резервов складываются из соответствующих общих размеров доначисления резервов всех групп портфелей по следующим формулам:
,
,
,
где:
и
- минимальный и контрольный общие размеры доначисления резервов по k-ой группе портфелей, определяемые по формулам, приведенным в пункте 5.3 настоящего Указания;
- средний общий размер доначисления резервов по k-ой группе портфелей, определяемый по формуле, приведенной в пункте 5.4 настоящего Указания;
M - количество групп портфелей.
5.5. Параметры доначисления резервов по результатам текущей оценки устанавливаются в виде параметров минимального и контрольного совокупного размера доначисления резервов (в процентах), а также среднего совокупного размера (в процентах) доначисления резервов по следующим формулам:
,
,
,
где:
и
- минимальный и контрольный совокупные размеры доначисления резервов, вычисленные в соответствии с пунктом 5.4 настоящего Указания;
- средний совокупный размер доначисления резервов, вычисленный в соответствии с пунктом 5.4 настоящего Указания;
ОДСумма - совокупная сумма (в рублях) основного долга ссуд кредитной организации, оцениваемых на портфельной основе, в отношении которых проводилась оценка, определяемая по данным бухгалтерского учета кредитной организации за вычетом ссуд, не включенных в соответствии с пунктом 2.1 настоящего Указания в состав групп портфелей, формируемых для целей оценки.
Параметры доначисления резервов, полученные в ходе текущей оценки, указываются в отчете о проведенной оценки и в предписании, направляемом в кредитную организации, в случае, если по результатам текущей оценки определяется требование о ненулевом доначислении или изменения доначисления резервов.
Глава 6. Доначисление резервов по портфелям
6.1. В целях определения размера доначисление резервов при проведении оценки Банк России осуществляет расчеты в соответствии с положениями глав 2 - 5 настоящего Указания.
6.2. Если по оценке Банка России, выполненной согласно пункту 5.5 настоящего Указания, минимальный совокупный размер доначисления резервов принимает нулевое значение, то доначисление резервов не осуществляется.
6.3. Если по оценке Банка России, выполненной согласно пункту 5.5 настоящего Указания, минимальный совокупный размер доначисления резервов превышает нулевое значение, то:
при отсутствии у кредитной организации действующего предписания Банка России о доначислении резервов по результатам ранее проведенной оценки в соответствии с настоящим Указанием (далее - действующее предписание), формируется предписание о доначислении резервов в соответствии с пунктом 6.5 настоящего Указания в величине , полученной по результатам текущей оценки;
при наличии у кредитной организации действующего предписания порядок изменения величины доначисления резервов осуществляется в соответствии с пунктом 6.4 настоящего Указания.
6.4. При наличии у кредитной организации действующего предписания:
если средний совокупный размер (в процентах) доначисления резервов , полученный по результатам текущей оценки, одновременно превышает действующий минимальный совокупный размер (в процентах) доначисления резервов
и не превышает действующий контрольный совокупный размер (в процентах) доначисления резервов
, указанные ранее в действующем предписании, то изменений параметров доначисления резервов не производится и продолжают действовать значения
и
, определенные в действующем предписании;
если средний совокупный размер (в процентах) доначисления резервов , полученный по результатам текущей оценки, не превышает действующий минимальный совокупный размер (в процентах) доначисления резервов
или превышает действующий контрольный совокупный размер (в процентах) доначисления резервов
, указанные ранее в действующем предписании, то устанавливаются новые параметры доначисления, полученные в результате текущей оценки в соответствии с пунктом 5.5 настоящего Указания.
6.5. Требование о доначислении резервов оформляется в соответствии со вторым абзацем пункта 9.5 Положения N 254-П предписанием Банка России, в котором указываются значения величин, определенных согласно пунктам 5.4 и 5.5 настоящего Указания (далее - параметры доначисления):
минимальный совокупный размер доначисления резервов ;
минимальный совокупный размер (в процентах) доначисления резервов и контрольный совокупный размер (в процентах) доначисления резервов
;
дата, с которой кредитная организация должна осуществлять формирование резервов по портфелям однородных ссуд с учетом величины минимального совокупного доначисления резервов;
список ссуд из выборки, на базе которой проводилась оценка, в отношении которых были выявлены нарушения согласно пункту 3.1 настоящего Указания с ненулевым доначислением резервов с требованием либо переклассификации ссуды в соответствующий нарушению с максимальным доначислением резерва портфель (субпортфель) однородных ссуд, либо исключения из портфеля однородных ссуд и оценкой (классификацией) на индивидуальной основе согласно Положению 254-П;
срок действия предписания (но не более двух лет).
6.6. С даты, указанной в действующем предписании, кредитная организация формирует резервы по соответствующим портфелям однородных ссуд, не менее минимальных размеров (в процентах) резервов, определяемых по формуле:
,
где:
- минимальный размер (в процентах) резервов по i-ому портфелю однородных ссуд;
- формируемый размер (в процентах) резервов по i-ому портфелю однородных ссуд, определенный для данного портфеля в соответствии с внутренними нормативными документами кредитной организации, а при их отсутствии - минимальный размер, установленный Положением Банка России N 254-П для данного портфеля однородных ссуд;
- минимальный совокупный размер доначисления резервов, определенный в соответствии с пунктом 5.5 настоящего Указания.
6.7. Кредитная организация поддерживает резервы по соответствующим портфелям однородных ссуд в размерах, определенных согласно пункту 6.4 настоящего Указания, вплоть до даты истечения срока действия предписания или его отмены Банком России.
6.8. Периодичность проведение повторных оценок Банком России устанавливается Инструкцией Банка России от 05.12.2013 N 147-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)"
При повторной оценке (но не раньше, чем через шесть месяцев от даты, с которой кредитная организация в соответствии с действующим предписанием осуществляет формирование резервов по портфелям однородных ссуд с учетом доначисления резервов) Банк России в соответствии с пунктом 6.4 настоящего Указания может изменить величину доначисления резервов или, в случае нулевого доначисления, полученным в соответствии настоящим Указанием, отменить действующее предписание.
Глава 7. Заключительные положения
Настоящее Указание подлежит официальному опубликованию и вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Председатель |
|
Приложение 1
к Указанию Банка России
от "__" __________ 2016 года N ____-У
"О порядке оценки Банком России
корректности формирования резервов
по портфелю (портфелям) однородных ссуд
методом экстраполяции"
Минимально допустимое количество ссуд в выборке
Величина |
Количество ссуд в группе, шт. |
|||||||||||||
1000 и менее |
2000 |
3000 |
4000 |
5000 |
6000 |
7000 |
8000 |
9000 |
10000 |
20000 |
30000 |
40000 |
50000 и более |
|
10% и менее |
100 |
100 |
114 |
115 |
115 |
116 |
116 |
116 |
117 |
117 |
117 |
118 |
118 |
118 |
11% |
124 |
132 |
135 |
137 |
137 |
138 |
139 |
139 |
139 |
139 |
140 |
141 |
141 |
141 |
12% |
143 |
154 |
158 |
160 |
161 |
162 |
163 |
163 |
163 |
164 |
165 |
166 |
166 |
166 |
13% |
162 |
176 |
182 |
184 |
186 |
187 |
188 |
189 |
189 |
190 |
192 |
192 |
192 |
193 |
14% |
181 |
200 |
207 |
210 |
212 |
214 |
215 |
216 |
217 |
217 |
219 |
220 |
221 |
221 |
15% |
201 |
224 |
232 |
237 |
240 |
242 |
243 |
244 |
245 |
246 |
249 |
250 |
250 |
251 |
16% |
219 |
246 |
257 |
262 |
266 |
268 |
270 |
271 |
272 |
273 |
277 |
278 |
279 |
279 |
17% |
235 |
266 |
278 |
285 |
289 |
292 |
294 |
296 |
297 |
298 |
302 |
304 |
305 |
305 |
18% |
248 |
283 |
297 |
305 |
310 |
313 |
315 |
317 |
318 |
320 |
325 |
327 |
328 |
328 |
19% |
257 |
295 |
310 |
319 |
324 |
327 |
330 |
332 |
333 |
335 |
340 |
342 |
343 |
344 |
20% |
265 |
306 |
323 |
332 |
337 |
341 |
344 |
346 |
348 |
349 |
355 |
357 |
358 |
359 |
21% |
273 |
317 |
334 |
344 |
350 |
354 |
357 |
359 |
361 |
363 |
369 |
372 |
373 |
374 |
22% |
277 |
322 |
340 |
350 |
356 |
361 |
364 |
366 |
368 |
369 |
376 |
379 |
380 |
381 |
23% |
281 |
327 |
345 |
356 |
362 |
367 |
370 |
372 |
374 |
376 |
383 |
385 |
387 |
387 |
24% |
284 |
331 |
350 |
361 |
368 |
372 |
375 |
378 |
380 |
382 |
389 |
392 |
393 |
394 |
25% |
287 |
335 |
355 |
366 |
373 |
377 |
381 |
383 |
385 |
387 |
395 |
397 |
399 |
400 |
26% |
290 |
339 |
359 |
371 |
378 |
382 |
386 |
389 |
391 |
392 |
400 |
403 |
404 |
405 |
27% |
292 |
343 |
364 |
375 |
382 |
387 |
391 |
393 |
396 |
397 |
405 |
408 |
410 |
410 |
28% |
295 |
346 |
367 |
379 |
386 |
391 |
395 |
398 |
400 |
402 |
410 |
413 |
414 |
415 |
29% |
297 |
349 |
371 |
383 |
390 |
396 |
399 |
402 |
405 |
406 |
415 |
418 |
419 |
420 |
30% |
300 |
353 |
375 |
387 |
394 |
400 |
403 |
406 |
409 |
411 |
419 |
422 |
424 |
425 |
31% |
302 |
355 |
378 |
390 |
398 |
403 |
407 |
410 |
413 |
415 |
423 |
426 |
428 |
429 |
32% |
304 |
358 |
381 |
394 |
401 |
407 |
411 |
414 |
416 |
418 |
427 |
430 |
432 |
433 |
33% |
306 |
361 |
384 |
397 |
405 |
410 |
414 |
417 |
420 |
422 |
431 |
434 |
436 |
437 |
34% |
307 |
363 |
387 |
400 |
408 |
414 |
418 |
421 |
423 |
425 |
435 |
438 |
439 |
440 |
35% |
309 |
366 |
390 |
403 |
411 |
417 |
421 |
424 |
427 |
429 |
438 |
441 |
443 |
444 |
36% |
311 |
368 |
392 |
405 |
414 |
420 |
424 |
427 |
430 |
432 |
441 |
444 |
446 |
447 |
37% |
312 |
370 |
395 |
408 |
417 |
422 |
427 |
430 |
433 |
435 |
444 |
448 |
449 |
450 |
38% |
314 |
372 |
397 |
410 |
419 |
425 |
429 |
433 |
435 |
437 |
447 |
451 |
452 |
453 |
39% |
315 |
374 |
399 |
413 |
422 |
428 |
432 |
435 |
438 |
440 |
450 |
454 |
455 |
456 |
40% и более |
316 |
376 |
401 |
415 |
424 |
430 |
435 |
438 |
441 |
443 |
453 |
456 |
458 |
459 |
Пояснительная записка
к проекту Указания Банка России "О порядке оценки Банком России корректности формирования резервов по портфелю (портфелям) однородных ссуд методом экстраполяции"
Проект Указания Банка России "О порядке оценки Банком России корректности формирования резервов по портфелю (портфелям) однородных ссуд методом экстраполяции" (далее - Проект) разработан с целью совершенствования подходов к оценке величины формируемых кредитными организациями резервов по портфелям однородных ссуд и определяет методику и правила осуществления оценки Банком России (его территориальным учреждением) корректности формирования резервов по портфелю (портфелям) однородных ссуд, включая оценку:
установленного кредитной организацией размера (в процентах) резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, оцениваемым на портфельной основе;
величины сформированных кредитной организацией резервов;
требуемого размера (в процентах) доначисления и величины доначисления резерва по ссудам, оцениваемым на портфельной основе.
Использование в Проекте статистически обоснованного метода оценки позволяет экстраполировать результаты проверки правильности формирования резервов на небольшой выборке на весь портфель однородных ссуд (далее - ПОС) при условии соблюдения следующих допущений:
наличия однородности портфеля по кредитному риску;
репрезентативности выборок;
анализа только тех видов нарушений и их критериев, которые определяют конкретные величины требуемого размера резерва по ссудам без возможности использования мотивированного суждения.
В предлагаемом Проекте анализ и оценка осуществляются исключительно в разрезе следующих видов нарушений (далее - виды нарушений) требований Положения Банка России от 26 марта 2004 года N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Положение Банка России N 254-П):
наличие недействительного паспорта у заемщика и (или) созаемщика на дату выдачи ссуды;
нарушение правил, указанных в Главе 5 Положения N 254-П, включения реструктурированных ссуд и ссуд, направленных на цели, перечисленных в пунктах 3.13 и 3.14 Положения Банка России N 254-П, в портфели однородных ссуд и (или) формирования по ним резервов;
нарушение правил, указанных в главе 5 Положения N 254-П, отнесения просроченных ссуд к соответствующему портфелю по продолжительности просроченных платежей;
нарушение правил, указанных в главе 5 Положения N 254-П, применения минимальной величины резервов по ссудам, выданным с 1 января 2013 года, и (или) по ссудам, выданным с 1 января 2014 года.
При выявлении указанных нарушений минимальный размер (в процентах) требуемого резервов в отношении данных ссуд определяется согласно Положению Банка России N 254-П.
С целью обеспечения однородности по кредитному риску ПОС объединяются в аналитические группы, однородные в разрезе кредитного риска (далее - группы портфелей). Группы портфелей формируются в разрезе видов кредитования, определяемых в соответствии с главой 5 Положения Банка России N 254-П. Возможно формирование групп портфелей с применением дополнительных разрезов по длительности просроченных платежей по основному долгу и (или) процентам.
В рамках Проекта анализ и оценка каждой группы портфелей осуществляются в следующем общем порядке:
из полного списка ссуд группы портфелей специальным статистически обоснованным способом отбирается набор ссуд необходимого объема (далее - выборка);
по каждой ссуде выборки производится индивидуальный углубленный анализ информации (кредитное досье и иные имеющие отношение к ссуде документы, сведения и данные в любой форме, содержащие сведения о заемщике и других участниках сделки, параметрах ссуды, качестве обслуживания долга по ссуде и по связанным с ней другим ссудам) на наличие вышеуказанных видов нарушений;
по каждой ссуде выборки осуществляется оценка требуемого размера резерва и требуемого размера доначисления резерва в соответствии с требованиями Положения Банка России N 254-П в разрезе выявленных видов нарушений;
рассчитываются статистические показатели выборки, характеризующие общее распределение размера доначисления резерва;
рассчитанные по выборке статистические показатели экстраполируются (распространяются) на всю группу портфелей, из которой была отобрана выборка.
В случае, если в соответствии с первоначальной оценкой Банка России минимальный совокупный размер доначисления резерва по ссудам кредитной организации превышает нулевое значение, Банк России оформляет предписание в соответствии с которым устанавливаются сумма доначисления резерва, а также минимальный совокупный размер доначисления резерва и контрольный совокупный размер доначисления резерва. В последующем кредитная организация создает резервы по ПОС в величине равной сумме размера резерва, установленного внутренними нормативными документами кредитной организации по соответствующему портфелю, и минимального совокупного размера доначисления резерва, установленного в предписании на всю группу портфелей однородных ссуд кредитной организации, из которой была отобрана выборка.
При проведении повторной оценки осуществляется расчет среднего совокупного размера доначисления резерва и его сравнение с ранее установленными предписанием (при его наличии) минимальным совокупным размером доначисления резерва и контрольным совокупным размером доначисления резерва. В случае, если новое значение совокупного среднего размера доначисления резерва находится в диапазоне между ранее установленным минимальным совокупным размером доначисления резерва и контрольным совокупным размером доначисления контрольного резерва, величина минимального совокупного размера доначисления резерва не пересчитывается. В противном случае осуществляется полный перерасчет в соответствии с предлагаемой методикой.
Сроки и периодичность проведения повторных оценок Банком России устанавливаются Инструкцией Банка России от 05.12.2013 N 147-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)".
Указанный подход позволит обеспечить корректное применение статистических методов к оценке величины недоформированных кредитными организациями резервов по портфелям однородных ссуд с учетом установленных ограничений и статистически допустимых (и вероятных) погрешностей.
При подготовке Проекта использовался подход, аналогичный ранее реализованному для оценки портфелей однородных ссуд в рамках Указания Банка России от 30.06.2015 N 3707-У "О методике оценки представителями Банка России и государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" достаточности имущества банка для осуществления урегулирования его обязательств".
Комментарии к Проекту просим направлять в Департамент банковского регулирования до 15 октября 2016 года по адресам электронной почты: smv2@mail.cbr.ru и PolyanskiyYuN@mail.cbr.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработан проект порядка оценки Банком России корректности формирования резервов по портфелю (портфелям) однородных ссуд методом экстраполяции. Цель - совершенствование подходов к оценке величины формируемых кредитными организациями резервов по портфелям однородных ссуд.
В частности, порядок определяет методику и правила осуществления такой оценки Банком России (его территориальным учреждением) однородных ссуд, включая оценку размера (в %) резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, оцениваемым на портфельной основе; величины сформированных резервов; требуемого размера (в %) доначисления и величины доначисления резерва по ссудам, оцениваемым на портфельной основе.
Кредитные организации смогут проводить оценку с целью установления требуемого размера (в %) доначисления резервов и величины доначисления резервов кредитной организации. В ходе оценки будут выявляться нарушения, допущенные кредитной организацией при формировании резервов по портфелям однородных ссуд; некорректно установленные размеры (в %) резервов; некорректно сформированные резервы кредитной организации и т. д.
Суммы основного долга по ссудам, предоставленным в иностранной валюте, для целей оценки будут пересчитываться в рублевый эквивалент, определяемый по официальному курсу, установленному Банком России на дату оценки.
Индивидуальные и агрегированные данные для целей оценки будут предоставляться по запросу Банка России в электронной форме в формате (описанном в запросе), доступном для программного обеспечения как кредитной организации, так и ЦБ РФ, используемого для целей оценки.
Проект Указания Банка России "О порядке оценки Банком России корректности формирования резервов по портфелю (портфелям) однородных ссуд методом экстраполяции"
Проект не подписан
Текст проекта размещен на официальном сайте Банка России www.cbr.ru 5 октября 2016 г.