Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2016 г. N 50-АПГ16-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузнецова В.Н. о признании недействующим решения Омского городского Совета от 16 марта 2016 г. N 436 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 26 декабря 2012 г. N 99 "О мерах социальной поддержки граждан при оплате проезда в пассажирском транспорте общего пользования на территории города Омска", по апелляционной жалобе Кузнецова В.Н. на решение Омского областного суда от 12 мая 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Кузнецов В.Н. обратился в Омский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Омского городского Совета от 16 марта 2016 г. N 436 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 26 декабря 2012 г. N 99 "О мерах социальной поддержки граждан при оплате проезда в пассажирском транспорте общего пользования на территории города Омска" (далее - решение от 16 марта 2016 г. N 436).
В обоснование заявленного требования административный истец указал, что оплата за проезд в сумме 22 руб., установленная оспариваемым решением, является тарифом за проезд в общественном транспорте г. Омска, а Омский городской Совет не обладает правом по установлению тарифов, в том числе на перевозки по регулируемым тарифам.
Решением Омского областного суда от 12 мая 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, Кузнецов В.Н. обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, и принять новое решение об удовлетворении заявления.
Относительно апелляционной жалобы Омский городской Совет и прокуратура Омской области представили возражения.
В судебное заседание представители заявителя, Омского городского Совета, Администрации г. Омска, департамента транспорта Администрации г. Омска, прокуратуры Омской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Устава города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 20 сентября 1995 г. N 92, Омский городской Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Омской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования город Омск.
В целях организации транспортного обслуживания населения на территории города Омска, в том числе регулирования отношений по организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Омским городским Советом принято решение от 17 февраля 2016 г. N 427 "Об организации транспортного обслуживания населения на территории города Омска" (далее - решение от 17 февраля 2016 г. N 427), согласно статье 4 которого Омский городской Совет наделен правом на принятие муниципальных правовых актов г. Омска по вопросам установления мер социальной поддержки граждан по оплате проезда и провоза ручной клади в пассажирском транспорте общего пользования на территории города Омска.
Из материалов дела следует, что 26 декабря 2012 г. Омским городским Советом принято решение N 99 (далее - решение от 26 декабря 2012 г. N 99), которым установлен размер оплаты проезда и провоза ручной клади для пассажиров транспорта общего назначения на территории г. Омска (автобус, троллейбус, трамвай) - 18 руб.
Решением Омского городского Совета от 16 марта 2016 г. N 436 в вышеуказанный нормативный правовой акт внесены изменения в части увеличения с 1 апреля 2016 г. размера оплаты проезда и провоза ручной клади для пассажиров транспорта общего пользования на территории города Омска (автобус, троллейбус, трамвай) до 22 руб. за разовую поездку (провоз ручной клади).
Согласно статье 2 решения от 26 декабря 2012 г. N 99 финансирование расходов, связных с компенсацией разницы между предельными тарифами за разовую поездку на перевозку пассажиров в г. Омске в автобусах, троллейбусах, трамваях, установленными Региональной энергетической комиссией Омской области, и размером оплаты проезда и провоза ручной клади, определенным статьей 1 указанного решения, осуществляется за счет средств бюджета города Омска.
Процедура принятия оспариваемого решения муниципального органа, предусмотренная Регламентом Омского городского Совета, утвержденного решением от 17 февраля 2016 г. N 427, соблюдена.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату указанного решения следует читать как "от 20 декабря 2006 г."
Решение от 26 декабря 2012 г. N 99 и последующие изменения от 16 марта 2016 г. опубликованы в официальном печатном издании "Третья столица" от 27 декабря 2012 г., N 68, от 24 марта 2016 г. N 13.
В соответствии с подпунктом 16 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ) регулярные перевозки осуществляются по регулируемым и нерегулируемым тарифам.
Подпунктами 17, 18 части 1 статьи 3 указанного федерального закона определено, что регулярные перевозки по регулируемым тарифам - это перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - это перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиками.
В силу положений части 1 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 6 Закона Омской области от 27 ноября 2015 г. N 1824-03 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в муниципальном и межмуниципальном сообщении, водным транспортом в пригородном межмуниципальном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Омской области" полномочия по установлению регулируемых тарифов на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах одного городского поселения Омской области отнесены к компетенции органа исполнительной власти Омской области, осуществляющего государственное регулирование тарифов.
На территории Омской области таким органом, является Региональная энергетическая комиссия Омской области (далее - РЭК Омской области) (постановление Правительства Омской области от 2 ноября 2011 г. N 212-п).
В соответствии с предоставленными полномочиями РЭК Омской области приказом от 17 декабря 2015 г. N 717/78 установлен предельный тариф на перевозку пассажиров автомобильным и электрическим (кроме железнодорожного) транспортом в городском сообщении (город Омск), который для муниципальных предприятий г. Омска "Пассажирское предприятие N 4", "Пассажирское предприятие N 7", "Пассажирское предприятие N 8", "Электрический транспорт", а также ОАО "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2", составляет от 26,71 руб. до 29,13 руб.
Реализуя полномочия по вопросам установления мер социальной поддержки граждан по оплате проезда в пассажирском транспорте общего пользования, Омский городской Совет решением от 16 марта 2016 г. N 436 установил оплату проезда пассажиров в размере 22 руб. ниже предельных тарифов, установленных РЭК Омской области.
Увеличение размера оплаты проезда с 18 руб. до 22 руб. связано с изменением уровня себестоимости пассажирских перевозок вследствие роста цен на топливно-энергетические ресурсы, запасные части и иные услуги транспортных организаций.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Омского областного суда от 12 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузнецова В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2016 г. N 50-АПГ16-10
Текст определения официально опубликован не был