Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2016 г. N 44-АПГ16-31
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Борисовой Л.В.,
при секретаре Гришечкине П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 23 Суфиянова Т.А. об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 23 от 10 августа 2016 г. N 11/01 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 23 Ерёменко Т.Ф.",
по апелляционной жалобе Ерёменко Т.Ф. на решение Пермского краевого суда от 22 августа 2016 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Суфиянова Т.А.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., возражения на апелляционную жалобу представителя Суфиянова Т.А. - Шаховнина А.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 16 июня 2016 года N 2395 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва на 18 сентября 2016 года.
Постановлением избирательной комиссии Пермского края от 17 июня 2016 года N 193/03-2 на территориальную избирательную комиссию Осинского муниципального района возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 23.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 23 от 10 августа 2016 г. N 11/01 Ерёменко Т.Ф., выдвинутая Пермским региональным отделением Политической партии ЛДПР - Либерально-демократическая партия России, зарегистрирована кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 23.
Суфиянов Т.А., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по тому же одномандатному избирательному округу, выдвинутый Пермским краевым отделением Политической партии Коммунистическая партия РФ (на основании решения окружной избирательной комиссии выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 23 от 1 августа 2016 года N 10/02), обратился в краевой суд с заявлением об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 23 от 10 августа 2016 г. N 11/01 о регистрации кандидата в депутаты Ерёменко Т.Ф.
В обоснование требований ссылался на то, что оспариваемое решение принято избирательной комиссией с нарушением требований подпунктов "в" и "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), поскольку при подаче документов для регистрации Ерёменко Т.Ф. в избирательную комиссию были представлены документы, оформленные с нарушением требований закона, а также не были представлены документы, необходимые в соответствии с названным законом. А именно в справке о принадлежащем кандидату недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории РФ, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории РФ, графу "наименование имущества" раздела 2 "Сведения об имуществе" Ерёменко Т.Ф. не заполнила, сведения об отсутствии такого имущества путем проставления слова "отсутствует" в указанную графу не внесла. В указанной графе кандидатом Ерёменко Т.Ф. был поставлен прочерк, поэтому истец полагает, что документ заполнен способом, который законодательством не предусмотрен, с нарушением формы документа.
Кроме того, административный истец указывал на то, что ранее Ерёменко Т.Ф. имела фамилии Васильева, Боровкова, однако все документы о перемене имени не представила.
Решением Пермского краевого суда от 22 августа 2016 года административное исковое заявление Суфиянова Т.А. удовлетворено, отменено решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 23 от 10 августа 2016 г. N 11/01 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 23 Ерёменко Т.Ф.".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Ерёменко Т.Ф. обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит отменить названное решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Суфиянова Т.А.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, слово "отсутствует" при заполнении графы "наименование имущества" не является единственно допустимым словом. Полагает, что поставив прочерк, она довела необходимую информацию об отсутствии недвижимого имущества за пределами территории РФ. Кроме того, указывает, что суд должен был учесть фактическое отсутствие у нее такого имущества. Считает, что ею не допущено искажение либо неполнота сведений о кандидате, которые необходимы для его регистрации.
Относительно апелляционной жалобы представителем административного истца Суфиянова Т.А. - Медведевой О.С., и прокуратурой Пермского края представлены возражения о необоснованности доводов жалобы и законности судебного постановления.
Административный истец Суфиянов Т.А., представитель административного ответчика - окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 23, а также заинтересованное лицо Ерёменко Т.Ф., представители заинтересованных лиц: Пермского краевого отделения Политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации, Пермского регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России, Избирательной комиссии Пермского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
При этом суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно положениям пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Требования о предоставлении таких же сведений при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края установлены и частью 2.1 статьи 28 Закона Пермского края N 766-ПК "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края".
Формы справок, по которым предоставляются названные сведения, утверждены Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546.
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546 определено, что в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки по формам, утвержденным названным Указом, недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также в случае не совершения ими сделок по приобретению земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок.
Как следует из материалов дела и установлено судом, справка о принадлежащем кандидату Ерёменко Т.Ф. недвижимом имуществе, обязательствах имущественного характера, находящихся за пределами территории РФ, оформлена с нарушением пункта 3 Указа Президента РФ от 6 июня 2013 года N 546, поскольку графа "Наименование имущества" раздела 2 "Сведения об имуществе" не заполнена, сведения об отсутствии такого имущества путем проставления слова "отсутствует" в указанную графу не внесены.
Вывод суда о том, что проставление в указанной графе символа "-" не свидетельствует об оформлении указанного документа с соблюдением требований избирательного законодательства, является правильным.
Неуказание Ерёменко Т.Ф. сведений о наличии или отсутствии у нее, как кандидата в депутаты, недвижимого имущества за пределами территории РФ, верно расценено судом, как нарушение требований, предусмотренных пунктом 3 Указа Президента РФ от 6 июня 2013 года N 546, предъявляемых к оформлению документов, влияющих на объем изложенной в них информации.
Наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований приведенного Федерального закона, иного закона является основанием для отказа в регистрации кандидата по подпункту "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Признав, что среди документов, представленных для регистрации кандидата Ерёменко Т.Ф., имелся документ, оформленный с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, сославшись на подпункт "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, суд принял верное решение об отмене оспариваемого решения избирательной комиссии.
Утверждения административного истца о том, что Ерёменко Т.Ф. неоднократно меняла фамилию и не представила в избирательную комиссию соответствующие документы, правомерно отклонены судом как необоснованные, поскольку в представленных в избирательную комиссию документах имелись копия свидетельства о заключении брака в 1987 году и копия паспорта, выданного в 2007 году. Доказательств, свидетельствующих о том, что Ерёменко Т.Ф. носила другие фамилии, административный истец не представил.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Пермского краевого суда от 22 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ерёменко Т.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2016 г. N 44-АПГ16-31
Текст определения официально опубликован не был