Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 сентября 2016 г. N 16-АПГ16-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.,
при секретаре Костереве Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ищенко Е.П. о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Волгоградской области N 278/2142-5 от 10 августа 2016 г. "Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва Ищенко Е.П.", возложении обязанности принять решение о регистрации Ищенко Е.П. по апелляционной жалобе административного истца Ищенко Е.П. на решение Волгоградского областного суда от 24 августа 2016 г., которым заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителей Ищенко Е.П. - Лазарева Е.В. и Динеги М.А., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя Избирательной комиссии Волгоградской области Куца Д.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С. о законности судебного акта, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 г. N 291 на 18 сентября 2016 г. назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 апреля 2016 г. N 5/36-7 на Избирательную комиссию Волгоградской области возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва избирательного округа Волгоградская область - Волгоградский одномандатный избирательный округ N 81 (далее - ОИК N 81).
10 августа 2016 г. ОИК N 81 принято постановление N 278/2142-5 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва Ищенко Е.П., выдвинутому в порядке самовыдвижения по названному избирательному округу.
Ищенко Е.П. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным приведённого постановления и возложении на Избирательную комиссию Волгоградской области обязанности принять решение о регистрации его кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по соответствующему избирательному округу.
В обоснование требований административный истец ссылался на то, что оспариваемое постановление принято с нарушением требований законодательства, поскольку избирательная комиссия не располагала необходимыми и достаточными для его принятия документами, данные итогового протокола противоречили оформленным ведомостям проверки подписных листов, тогда как ведомости в значительном количестве не соответствовали результатам проверок.
По мнению истца, в итоговый протокол необоснованно включены как недействительные 17 подписей избирателей по коду нарушения "02" ("подпись избирателя выполнена другим лицом"), 1 143 подписей избирателей по коду нарушения "12" ("дата внесения подписи избирателя проставлена им не собственноручно") и 46 подписей избирателей по коду нарушения "37" ("сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно").
Решением Волгоградского областного суда от 24 августа 2016 г. заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Ищенко Е.П. просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требований удовлетворить.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, участвующим в деле прокурором и ОИК N 81 представлены возражения о законности судебного постановления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего избирательного законодательства.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришёл к правильному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для признания незаконным оспариваемого постановления избирательной комиссии.
В соответствии с частью 9 статьи 99 Федерального закона Российской Федерации от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 20-ФЗ) решение окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено в порядке, предусмотренном статьёй 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение окружной избирательной комиссии принято с нарушением требований, предусмотренных частью 7 статьи 51 данного федерального закона, иных требований, предусмотренных этим федеральным законом.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 47 Федерального закона N 20-ФЗ одним из условий регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения, является представление подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок.
Как указано в пункте 3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
В силу частей 1, 2, 4 статьи 49 Федерального закона N 20-ФЗ окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований названного федерального закона к сбору подписей избирателей и оформлению подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, для чего может своим решением создавать рабочие группы. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными подписей избирателей, содержащихся в подписных листах. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений окружные избирательные комиссии вправе использовать ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума.
По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (часть 10 статьи 49 поименованного закона).
В части 14 статьи 49 Федерального закона N 20-ФЗ указано, что недостоверной признаётся подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлечённого к проверке в соответствии с частью 2 этой же статьи, а в части 15 содержится перечень оснований для признания подписей недействительными.
Недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, подлежащих проверке, является основанием для отказа в регистрации кандидата, представившего подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения (самовыдвижения) (пункт 7 части 7 статьи 51 Федерального закона N 20-ФЗ.
Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 300-ФЗ "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" определено, что по избирательному округу "Волгоградская область - Волгоградский одномандатный избирательный округ N 81" число зарегистрированных избирателей составляет 467 126 человек.
Пунктом 1.3 Порядка приёма окружной избирательной комиссией подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, и иных связанных с ними документов, проведения их случайной выборки и проверки, утверждённого постановлением Центральной избирательной комиссией Российской Федерации от 22 июня 2016 г. N 13/109-7, определено, что подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны в количестве не менее трёх процентов от указанного в Федеральном законе от 3 ноября 2015 г. N 300-ФЗ "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей, - не менее трёх тысяч подписей избирателей, для регистрации кандидатом в депутаты по избирательному округу N 81-14 014 подписи избирателей (Приложение N 3 к названному порядку).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 47 Федерального закона N 20-ФЗ количество представляемых в окружную избирательную комиссию подписей может превышать указанное количество не более чем на пять процентов.
Из материалов дела усматривается, что кандидатом в депутаты Ищенко Е.П. представлены для регистрации в ОИК N 81 подписные листы с 14 710 подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата.
Постановлением Избирательной комиссии Волгоградской области от 23 июня 2016 г. N 264/1911-5 утверждено положение о Рабочей группе по приёму и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами в окружную избирательную комиссию при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и утверждён её состав, в который включены члены Избирательной комиссии Волгоградской области, а также работники аппарата. На основании части 2 статьи 49 Федерального закона N 20-ФЗ к проверке подписных листов были привлечены члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, работники органов регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительств в пределах Российской Федерации.
Судом также установлено, что проверены были 100% представленных подписей, по результатам проверки Рабочей группой по различным основаниям признаны недостоверными и (или) недействительными 3 343 подписи.
Проверяя доводы административного истца, сопоставляя сведения, содержащиеся в итоговом протоколе, с содержанием ведомостей проверки подписных листов, сводных ведомостей, таблиц, заполненных специалистами Управления по вопросам миграции, и подлинных подписных листов, суд первой инстанции установил, что 116 подписей избирателей необоснованно включены в итоговый протокол как недействительные.
Вместе с тем, установив, что оставшееся количество недействительных (недостоверных) подписей (3 227) составляет 21,93% от числа отобранных для проверки, суд пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для отмены решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, поскольку количество достоверных подписей избирателей, поданных в поддержку самовыдвижения Ищенко Е.П. составляет 11 483, что недостаточно для регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Вопреки доводам жалобы, при принятии оспариваемого решения не было допущено нарушений закона, которые в соответствии с частью 9 статьи 99 Федерального закона N 20-ФЗ являются основанием для отмены решения избирательной комиссии.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, подробно и аргументированно изложенная в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у Судебной коллегии по административным делам оснований не имеется.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Волгоградского областного суда от 24 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Ищенко Е.П. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 сентября 2016 г. N 16-АПГ16-7
Текст определения официально опубликован не был