Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 сентября 2016 г. N 117-АПГ16-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Колтунова Е.Б. о признании недействующим постановления Управления по тарифам города Севастополя от 21 декабря 2015 г. N 15/88-э "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории "население", города Севастополя на 2016 год" по апелляционной жалобе Управления по тарифам города Севастополя и апелляционному представлению прокуратуры города Севастополя на решение Севастопольского городского суда от 27 апреля 2016 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей Управления по тарифам города Севастополя Кутановой Е.А., Акопян О.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Колтунов Е.Б. обратился в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Управления по тарифам города Севастополя (далее - Управление) от 21 декабря 2015 г. N 15/88-э "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории "население города Севастополя на 2016 год".
По мнению административного истца, Управление дифференцировало тарифы на электрическую энергию для населения и потребителей по объемам потребления, но не установило группы домохозяйств, в отношении которых рассчитывается социальная норма потребления электрической энергии (мощности).
Решением Севастопольского городского суда от 27 апреля 2016 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Суд первой инстанции исходил из того, что город Севастополь является технологически изолированной территориальной энергетической системой; субъектом Российской Федерации не принято решение о применении в городе Севастополе социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению. Вместе с тем установление тарифов на электрическую энергию (мощность) для поставки населению и приравненных к нему категорий потребителей с дифференциацией по объемам потребления предусмотрено только в случае, если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении названной социальной нормы.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление и прокуратура города Севастополя обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой и апелляционным представлением, в которых просят указанный судебный акт отменить, указав, что с учетом включения города Севастополя в состав технологически изолированных территориальных энергетических систем установление тарифов с дифференциацией по объемам потребления соответствует положениям действующего законодательства, в том числе при отсутствии решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации об установлении социальной нормы.
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей Управления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательство Российской Федерации в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, услуг организаций коммунального комплекса, железнодорожных перевозок, услуг связи, услуг в транспортных терминалах, морских и речных портах и аэропортах, оборота лекарственных средств, технического осмотра автотранспортных средств, включая законодательство Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в указанных сферах, применяется на территории города федерального значения Севастополя с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации.
Электроэнергетическая система города Севастополя включена в Перечень технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем и соответствующих субъектов оперативно-диспетчерского управления, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 854 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 792).
Положением об особенностях применения законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики на территориях Республики Крым и г. Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 792, предусмотрено, что цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на территории города Севастополя устанавливаются с дифференциацией по уровням напряжения в соответствии с пунктом 78 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования).
Согласно пункту 78 Основ ценообразования по решению регулирующего органа с учетом топологии электросетевого хозяйства цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и услуги по передаче электрической энергии в технологически изолированных территориальных энергетических системах могут устанавливаться с дифференциацией по объемам потребления.
Оспариваемым нормативным правовым актом Управление установило тарифы на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории "население", города Севастополя на 2016 год с дифференциацией по объемам потребления в соответствии с действующим законодательством в сфере электроэнергетики, в том числе приказами Федеральной антимонопольной службы от 6 ноября 2015 N 1057/15 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность) на 2016 год", от 30 ноября 2015 г. N 1184/15-ДСП "Об утверждении сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2016 год".
Отсутствие решения высшего должностного лица города Севастополя (руководителя высшего исполнительного органа) о применении при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставляемую населению, и стоимости электрической энергии (мощности), потребленной приравненными к населению категориями потребителей, социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) - не препятствует дифференциации указанных тарифов по объемам потребления в соответствии с пунктом 78 Основ ценообразования.
Так, согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. N 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)" по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) социальная норма может не устанавливаться и не применяться в отношении населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей.
Ссылка суда первой инстанции на пункты 4, 5 Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 16 сентября 2014 г. N 1442-э, является несостоятельной, поскольку данные нормы содержат общие положения об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность) для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей исходя из объемов электрической энергии (мощности) и предусматривают случай установления таких тарифов в пределах социальной нормы и сверх социальной нормы только в случае принятия соответствующего решения.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Севастопольского городского суда от 27 апреля 2016 г. отменить, апелляционную жалобу Управления по тарифам города Севастополя и апелляционное представление прокуратуры города Севастополя - удовлетворить.
В удовлетворении административного искового заявления Колтунова Е.Б. о признании недействующим постановления Управления по тарифам города Севастополя от 21 декабря 2015 г. N 15/88-э "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории "население", города Севастополя на 2016 год" отказать.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 сентября 2016 г. N 117-АПГ16-7
Текст определения официально опубликован не был