Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2016 г. N 1-АПГ16-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по апелляционной жалобе Ломовой Е.С.
на решение Архангельского областного суда от 18 августа 2016 года, которым ей отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным постановления избирательной комиссии Архангельской области от 4 августа 2016 года N 218/1342-5 "Об отказе в регистрации Ломовой Е.С., выдвинутой в порядке самовыдвижения, кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 73 "Архангельская область - Котласский одномандатный избирательный округ".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 года N 291 на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 апреля 2016 года N 5/36-7 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по избирательному округу "Архангельская область - Котласский одномандатный избирательный округ N 73" возложены на избирательную комиссию Архангельской области.
Постановлением избирательной комиссии Архангельской области от 4 августа 2016 года N 218/1342-5 Ломовой Е.С., выдвинутой в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 73 "Архангельская область - Котласский одномандатный избирательный округ", отказано в регистрации по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 7 статьи 51 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Ломова Е.С. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии Архангельской области от 4 августа 2016 года N 218/1342-5, выражая несогласие с установленным законодателем требованием относительно количества подписей избирателей, подлежащих представлению в избирательную комиссию при самовыдвижении кандидатом в депутаты.
Решением Архангельского областного суда от 18 августа 2016 года административное исковое заявление Ломовой Е.С. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Ломова Е.С. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", других федеральных законов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 1 статьи 38 указанного Федерального закона предусмотрено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В соответствии с частью 5 статьи 44 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в поддержку выдвижения политической партией кандидата по одномандатному избирательному округу, на которого не распространяется действие частей 2 и 4 данной статьи, самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве не менее 3 процентов от указанного в федеральном законе об утверждении схемы одномандатных избирательных округов общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей, - не менее 3 тысяч подписей избирателей.
Пунктом 1.2 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
В силу частей 1 и 20 статьи 49 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований настоящего Федерального закона при самовыдвижении кандидатов и представлении кандидатами, выдвинутыми политическими партиями по одномандатным избирательным округам и в порядке самовыдвижения, документов в окружную избирательную комиссию, а также достоверность сведений о кандидатах. В случае представления подписных листов с подписями избирателей окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований настоящего Федерального закона к сбору подписей избирателей и оформлению подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах.
Кандидат не регистрируется, если количества представленных им подписей избирателей за вычетом подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, недостаточно для регистрации.
Положениями пункта 7 части 7 статьи 51 этого же Федерального закона определено, что основанием для отказа в регистрации кандидата для кандидата, представившего подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения (самовыдвижения), является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, подлежащих проверке.
Согласно Приложению N 3 к постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 22 июня 2016 года N 13/109-7 "О вопросах, связанных с оформлением, приемом и проверкой окружной избирательной комиссией подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва" в одномандатном избирательном округе N 73 "Архангельская область - Котласский одномандатный избирательный округ" зарегистрировано 479 132 избирателя. Количество подписей избирателей, собираемых в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, необходимое для его регистрации по данному одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва составляет 14 374. Максимальное количество подписей избирателей, представляемых в избирательную комиссию - 15 092.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 3 августа 2016 года кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва Ломова Е.С. представила в Избирательную комиссию Архангельской области, в числе иных документов подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку её самовыдвижения, в количестве 1 761 подпись.
Указанное количество представленных кандидатом в депутаты подписей избирателей, в силу вышеприведенных законоположений является недостаточным для её регистрации, что в соответствии с пунктом 7 части 7 статьи 51 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" явилось основанием для отказа в регистрации кандидата.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал, что отказ избирательной комиссии в регистрации Ломовой Е.С. в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 73 "Архангельская область - Котласский одномандатный избирательный округ", является законным и обоснованным.
Доводы административного истца, основанные на несогласии с установленным избирательным законодательством количеством подписей избирателей в поддержку выдвижения лица в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, являются несостоятельными, поскольку законодательное определение соответствующего уровня предварительной электоральной поддержки кандидата направлено на исключение из избирательного процесса лиц, такой поддержкой не обладающих, что, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24 декабря 2012 года N 32-П, не может рассматриваться как ограничение избирательных прав граждан.
Иных доводов, которые могли бы служить поводом к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Архангельского областного суда от 18 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ломовой Е.С. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2016 г. N 1-АПГ16-6
Текст определения официально опубликован не был