Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 сентября 2016 г. N 45-АПГ16-18
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Новикова A.В.
об отмене регистрации Зяблицева Е.Г. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Октябрьскому одномандатному избирательному округу N 10
по апелляционной жалобе Новикова А.В.
на решение Свердловского областного суда от 8 сентября 2016 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Зяблицева Е.Г. - Черемных О.Н., возражавшей против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С. о законности судебного постановления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Свердловской области от 15 июня 2016 г. N 2946-ПЗС выборы депутатов Законодательного Собрания Свердловской области назначены на 18 сентября 2016 г.
Решением Октябрьской районной территориальной избирательной комиссии г. Екатеринбурга с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Свердловской области по Октябрьскому одномандатному избирательному округу N 10 (далее - ОИК N 10) от 28 июля 2016 г. N 7/18 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по названному округу зарегистрирован Зяблицев Е.Г., выдвинутый избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" в Свердловской области.
Новиков А.В., зарегистрированный кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по этому же избирательному округу, обратился в суд с административным иском об отмене регистрации Зяблицева Е.Г., ссылаясь на неоднократное использование им в ходе предвыборной кампании преимуществ своего должностного положения депутата Законодательного Собрания Свердловской области, а также совершение им подкупа избирателей.
Обращаясь в суд, Новиков А.В. указал, что 18 августа 2016 г. Зяблицев Е.Г., как действующий депутат Законодательного Собрания Свердловской области и кандидат в депутаты, выступил на публичном мероприятии, посвящённом дню г. Екатеринбурга.
По мнению административного истца, выступление Зяблицева Е.Г. носило агитационный характер, поскольку содержало высказывания о том, что он будет и дальше решать насущные проблемы жителей, связанные с обеспечением жильём, транспортом, местами в дошкольных учреждениях, обещал добиться бесплатного питания всем детям, а также заявил, что его сотрудниками осуществляется бесплатная юридическая помощь.
О нарушениях избирательного законодательства, как указано в административном исковом заявлении, свидетельствует распространение 2 сентября 2016 г. Зяблицевым Е.Г. на мероприятии, организованном общественной организацией "Семья", информации о себе в сочетании с положительными комментариями, чем способствовал созданию положительного образа у избирателей.
Решением Свердловского областного суда от 8 сентября 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Новиков А.В. просит решение суда первой инстанции отменить, как основанное на неправильном применении норм материального права.
Зяблицевым Е.Г. и участвующим в деле прокурором представлены возражения относительно апелляционной жалобы об оставлении решения без изменения ввиду несостоятельности доводов жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для её удовлетворения.
В соответствии с подпунктами "в" и "г" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:
- неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
- установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией.
Аналогичные основания для отмены регистрации кандидата предусмотрены подпунктами 3 и 4 пункта 7 статьи 98 Избирательного кодекса Свердловской области.
Под использованием преимуществ должностного или служебного положения подпадают не любые действия кандидата, а только перечисленные в пункте 5 статьи 40 Федерального закона N 67-ФЗ, к их числу относятся:
а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов;
б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, если иным кандидатам, избирательным объединениям не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;
в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда;
г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов;
д) сбор подписей избирателей, ведение предвыборной агитации лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности, за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счёт средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;
е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, если иным кандидатам, избирательным объединениям для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с названным Федеральным законом, иным законом;
ж) агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;
з) обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчётов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
В силу подпункта 4 статьи 2 и пункта 2 статьи 48 названного Федерального закона предвыборной агитацией является деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них). В частности, предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 этого же Федерального закона);
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Суд первой инстанции, проанализировав представленные сторонами доказательства, в том числе, видеозаписи выступлений административного ответчика, на основании приведённых федеральных законоположений пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области Зяблицева Е.Г. по мотиву злоупотребления последним своим служебным положением и подкупа избирателей.
Мотивы, по которым суд пришёл к такому заключению, подробно и аргументированно изложены в обжалуемом решении.
Доказательств того, что публичные выступления действующего депутата Законодательного Собрания Свердловской области Зяблицева Е.Г. носили агитационный характер и были связаны с его предвыборной кампанией как кандидата в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Октябрьскому одномандатному избирательному округу N 10, а также доказательств подкупа избирателей, административном истцом суду не представлено, не установлены они и судом при разрешении заявленных требований.
Апелляционная жалобы не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, они аналогичны позиции Новикова А.В. при рассмотрении дела судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой Судебная коллегия по административным делам оснований не находит.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Свердловского областного суда от 8 сентября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Новикова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 сентября 2016 г. N 45-АПГ16-18
Текст определения официально опубликован не был