Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2016 г. N 45-АПГ16-14
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре Гришечкине П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гаффнера И.В. об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутата Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3 о регистрации Павлова А.И. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по апелляционным жалобам Гаффнера И.В., окружной избирательной комиссии по выборам депутата Законодательного Собрания Свердловской области по названному избирательному округу, Павлова А.И. на решение Свердловского областного суда от 25 августа 2016 г., которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителей Павлова А.И. - Андриановой М.А., Антропова А.В. и Кризского А.А., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя Гаффнера И.В. - Малышевой М.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С. о законности судебного акта, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Свердловской области от 15 июня 2016 г. N 2946-ПЗС на 18 сентября 2016 г. назначены очередные выборы депутатов Законодательного Собрания Свердловской области.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутата Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3 (далее - ОИК N 3) от 11 августа 2016 г. N 13/40 Павлов А.И., выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по названому избирательному округу.
Гаффнер И.В., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по тому же округу в порядке самовыдвижения, обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене приведённого решения, ссылаясь на то, что дополнительно по различным основаниям подлежат признанию недействительными 49 подписей избирателей, недостоверными - 6 подписей вследствие чего общее количество недостоверных (недействительных) подписей составляет 128 подписей (16,6%), следовательно, Павлов А.И. не мог быть зарегистрирован кандидатом в депутаты.
Решением Свердловского областного суда от 25 августа 2016 г. заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Гаффнер И.В. просит дополнить мотивировочную часть решения указанием о признании недействительными дополнительно 7 подписей избирателей.
В апелляционных жалобах Павлова А.И. и ОИК N 3 ставится вопрос об отмене судебного постановления и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы Павлова А.И., Гаффнером И.В. представлены возражения о их несостоятельности.
ОИК N 3 поданы возражения относительно доводов апелляционной жалобы Гаффнера И.В.
Участвующим в деле прокурором поданы возражения относительно всех апелляционных жалоб.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего избирательного законодательства.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришёл к правильному выводу о незаконности и отмене решения ОИК N 3 о регистрации Павлова А.И. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из предписаний подпункта "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), согласно которым одним из оснований отказа в регистрации кандидата является выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей.
Согласно подпункту "ж" пункта 6.4 статьи 38 поименованного закона недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей.
Недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, имеются исправления, специально не оговорённые лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей; недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объём или не соответствуют действительности (подпункт "з" названной статьи).
Недействительными признаются подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей (подпункт "н" этой же статьи).
Из материалов дела усматривается, что 2 августа 2016 г. Павлов А.И. представил в избирательную комиссию 4 131 подпись избирателей на 1 595 подписных листах, которые сброшюрованы в 11 папках.
В соответствии с решением избирательной комиссии от 21 июня 2016 г. N 2/8 обязательной проверке подлежат 770 подписей избирателей, что составляет 20,5 процентов от количества подписей, необходимого для регистрации кандидата по Белоярскому одномандатному округу N 3 по выборам депутата Законодательного Собрания Свердловской области. Посредством случайной выборки для проверки отобраны подписные листы, содержащиеся в папках N 1 и N 10.
Рабочей группой избирательной комиссии с участием эксперта из числа специалистов органов внутренних дел проведена проверка, по результатам которой 9 августа 2016 г. составлены итоговый протокол и ведомости проверки подписных листов, из которых следует, что недостоверными и (или) недействительными признаны 73 подписи, что составляет 9,5 процентов от числа проверенных подписей.
Суд первой инстанции, проверяя доводы административного истца, пришёл к правильному заключению о необходимости признания недействительными подписей избирателей Д. (в адресе места жительства избирателя (наименование улицы) имеется неоговорённое исправление); Г. (дата внесения подписи избирателя указана "24.07.2016", а подписной лист удостоверен лицом, осуществлявшем сбор подписей избирателей, "21.07.2016"); Ш., У. (дата рождения лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, указана "04.12.1254", что не может соответствовать действительности).
Исследовав подлинные подписные листы, содержащие подписи названных избирателей (папка 1, подписной листы 59, папка 10, подписные листы 65 и 78) Судебная коллегия не находит оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы Павлова А.И. о том, что имеют место особенности подчерка или дописки, сделанные после сдачи подписных листов для проверки в избирательную комиссию.
Вместе с тем довод апелляционной жалобы Гаффнера И.В. о наличии оснований для признания подписи К. содержащейся в первой строке подписного листа 5 папки 1, недействительной ввиду неоговоренного исправления в дате внесения подписи, заслуживает внимания.
Как следует из содержания названного подписного листа, действительно, в дате внесения подписи избирателя К. имеются неоговоренные исправления в написании второй цифры года, что является в силу приведённых выше федеральных законоположений безусловным основанием для признания подписи недействительной.
Принимая во внимание, что общее количество недействительных подписей составляет 78 подписи (73 подписи, признанные недействительными избирательной комиссией, 4 подписи, признанные таковыми судом и подпись К., что более 10 процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований не согласиться с выводом суда о том, что решение ОИК N 3 о регистрации Павлова А.И. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3 является незаконным и подлежит отмене.
При таком положении утверждения, приведённые в апелляционных жалобах, не могут повлечь отмену по существу правильного решения суда.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Свердловского областного суда от 25 августа 2016 г. по существу оставить без изменения, апелляционные жалобы Гаффнера И.В, окружной избирательной комиссии по выборам депутата Законодательного Собрания Свердловской области по Белоярскому одномандатному избирательному округу N 3 и Павлова А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2016 г. N 45-АПГ16-14
Текст определения официально опубликован не был