Определение Верховного Суда РФ от 12 октября 2016 г. N 305-КГ16-12643
Судья Верховного Суда Российской Федерации Павлова Н.В.,
изучив кассационную жалобу частного акционерного общества "Лечебно-оздоровительный комплекс Айвазовское" (Украина, Киев) на решение Арбитражного суда города Москвы от 21.10.2015 по делу N А40-17081/2015, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.06.2016 по тому же делу по заявлению частного акционерного общества "Лечебно-оздоровительный комплекс Айвазовское" о признании недействительными:
- постановления Государственного Совета Республики Крым от 12.11.2014 года N 204-1/14 "О внесении изменений в постановление Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 года N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" в части внесения изменения в приложение к данному постановлению дополнением п. 147 следующего содержания: "Единый имущественный комплекс (в том числе парк-памятник садово-паркового искусства), расположенный по адресу: Республика Крым, г. Алушта, п.г.т. Партенит, ул. Васильченко, д. 1,
на земельных участках: кадастровый номер - 011034540001:004:0024 - 1,2208 га, кадастровый номер - 011034540001:004:0025 - 22,5861 га, кадастровый номер - 011034540001:004:0026 - 0,1576 га, кадастровый номер - 011034540001:004:0027 - 0,7363 га" (далее - Единый имущественный комплекс);
- распоряжения Совета Министров Республики Крым от 13.11.2014 N 1202-р о закреплении за Государственным предприятием "Айвазовское" "Единого имущественный комплекса" на праве хозяйственного ведения;
- распоряжения Совета Министров Республики Крым от 25.11.2014 N 1271-р о передаче "Единого имущественного комплекса" в безвозмездное пользование Управлению делами Президента Российской Федерации;
- приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в лице министра Гордецкого А.А. от 13.11.2014 N 161 о создании комиссии по инвентаризации недвижимого имущества "Единого имущественного комплекса";
а также признании незаконными действий:
- Федерального агентства по управлению государственным имуществом по передаче Единого имущественного комплекса в федеральную собственность с дальнейшей передачей в пользование Управления делами Президента Российской Федерации;
- Управления делами Президента Российской Федерации по принятию в пользование Единого имущественного комплекса;
- Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым по передаче имущественного комплекса в федеральную собственность, с дальнейшей передачей в пользование Управления делами Президента Российской Федерации, установил:
решением Арбитражного суда города Москвы от 21.10.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 08.06.2016, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе частное акционерное общество "Лечебно-оздоровительный комплекс Айвазовское" ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывает на применение судами норм права, не подлежащих применению при рассмотрении настоящего дела.
Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
Оснований для пересмотра принятых по настоящему делу судебных актов в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не установлено.
В соответствии с положениями части 3 статьи 7, части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
До 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
Пунктом 1 статьи 2-1 указанного Закона установлено, что право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым".
С учетом принятых нормативных актов, суды пришли к выводу о том, что ненормативные акты приняты Государственным Советом Республики Крым в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с положениями
Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Данные выводы судов согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 10.03.2016 N 443-О, и правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.07.2016 N 310-КГ15-19044.
Суды также установили, что постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым, принятые в пределах его полномочий, установленных частью 3 статьи 2 Закона Республики Крым от 08.08.2014 N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым", обязательны к исполнению в Республике Крым.
Таким образом, заявление по настоящему делу подано заявителем на основании норм главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и рассмотрено судами исходя из заявленных требований.
Вместе с тем, суды верно указали, что в рамках производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество, иные вытекающие из этого права требования.
При таких обстоятельствах доводы заявителя не могут служить основанием для передачи заявления на рассмотрение в порядке кассационного производства Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации, поскольку направлены на переоценку доказательств по делу и оспаривание выводов нижестоящих судов по обстоятельствам спора.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил:
в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказать.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.В. Павлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 12 октября 2016 г. N 305-КГ16-12643 по делу N А40-17081/2015
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9387/15
25.01.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-57155/15
21.10.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-17081/15
10.07.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9387/15
08.05.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-10678/15
05.02.2015 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-17081/15