Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Международный кодекс
остойчивости судов в неповрежденном состоянии 2008 года
(Кодекс ОНС 2008 года)
Преамбула
1 Настоящий Кодекс составлен с целью объединить в одном документе обязательные требования, содержащиеся во введении и части А, и рекомендуемые положения, содержащиеся в части В, относящиеся к остойчивости судов в неповрежденном состоянии, на основании, главным образом, существующих документов ИМО. В случае если представляется, что рекомендации настоящего Кодекса отличаются от рекомендаций других кодексов ИМО, то в качестве документа, имеющего преимущественную силу, следует рассматривать другие кодексы. В целях обеспечения завершенности и удобства для пользователя настоящий Кодекс также содержит соответствующие положения из обязательных документов ИМО.
2 Включенные в Кодекс критерии основаны на самых "передовых" концепциях, существовавших во время разработки этих критериев, с учетом обоснованных принципов проектирования и конструирования, а также опыта, полученного на основании эксплуатации таких судов. Кроме того, технология проектирования современных судов быстро развивается, и, с тем чтобы Кодекс не оставался статичным, его следует переоценивать и пересматривать по мере необходимости. С этой целью Организация будет проводить периодические обзоры Кодекса с учетом как опыта, так и дальнейших разработок.
3 При разработке Кодекса учитывался целый ряд факторов, таких как состояние судна с выведенной из строя энергетической установкой, воздействие ветра на суда с большой парусностью, характеристики бортовой качки, бурное море и т.д., на основе передовых технологий и знаний.
4 Признавалось, что ввиду большого разнообразия типов, размеров судов и связанных с ними эксплуатационных и экологических условий проблемы безопасности и недопущения аварий, относящихся к остойчивости, в целом еще не решены. В частности, безопасность судна в море связана со сложными гидродинамическими явлениями, которые до настоящего времени не подлежали полному изучению и правильному пониманию. Движение судов в море следует рассматривать как динамическую систему, и взаимосвязь между судном и условиями окружающей среды, такими как волны и ветер, признается в качестве исключительно важного элемента. Разработка критериев остойчивости на основании аспектов гидродинамики и анализа остойчивости судна в море представляет собой сложную проблему, которая требует дальнейших исследований.
Введение
1 Цель
1.1 Цель настоящего Кодекса состоит в том, чтобы представить обязательные и рекомендательные критерии остойчивости и другие меры по обеспечению безопасной эксплуатации судов, с тем чтобы уменьшить опасность для таких судов, персонала на борту и окружающей среды. Настоящее введение и часть А Кодекса посвящены обязательным критериям, а в части В содержатся рекомендации и дополнительное руководство.
1.2 Настоящий Кодекс содержит критерии остойчивости неповрежденных судов нижеследующих типов и других морских транспортных средств длиной 24 м и более, если не указано иное:
.1 грузовые суда;
.2 грузовые суда, перевозящие лесные палубные грузы;
.3 пассажирские суда;
.4 рыболовные суда;
.5 суда специального назначения;
.6 морские суда снабжения;
.7 подвижные буровые установки;
.8 понтоны; и
.9 грузовые суда, перевозящие контейнеры на палубе, и контейнерные суда.
1.3 Администрации могут вводить дополнительные требования, касающиеся аспектов проектирования судов новой конструкции или судов, на которые Кодекс иным образом не распространяется.
2 Определения
Для целей настоящего Кодекса применяются нижеприведенные определения. В отношении терминов, используемых, но не определенных в настоящем Кодексе, применяются определения, содержащиеся в Конвенции СОЛАС 1974 года с поправками.
2.1 Администрация означает правительство государства, под флагом которого судно имеет право плавать.
2.2 Пассажирское судно - судно, перевозящее более двенадцати пассажиров, как определено в правиле 2 главы I Конвенции СОЛАС 1974 года с поправками.
2.3 Грузовое судно - любое судно, не являющееся пассажирским судном, военным кораблем или войсковым транспортом, судном, которое не приводится в движение при помощи механических средств, деревянным судном примитивной постройки, рыболовным судном или подвижной буровой установкой.
2.4 Нефтяной танкер означает судно, построенное или приспособленное главным образом для перевозки нефти наливом в своих грузовых помещениях, и включает комбинированные суда и любой танкер-химовоз, как он определен в Приложении II к Конвенции МАРПОЛ, если он перевозит в качестве груза или части груза нефть наливом.
2.4.1 Комбинированное судно означает судно, предназначенное для перевозки либо нефти наливом, либо твердых грузов навалом.
2.4.2 Танкер для сырой нефти означает нефтяной танкер, занятый в перевозке сырой нефти.
2.4.3 Нефтепродуктовоз означает нефтяной танкер, занятый в перевозке нефти, иной чем сырая нефть.
2.5 Рыболовное судно - судно, используемое для лова рыбы, китов, тюленей, моржей или других живых ресурсов моря.
2.6 Судно специального назначения имеет то же определение, что и в Кодексе по безопасности судов специального назначения (резолюция MSC.266(84)).
2.7 Морское судно снабжения означает судно, которое главным образом занято в перевозке предметов снабжения, материалов и оборудования для морских установок и в конструкцию которого входят надстройки жилых помещений и мостика в носовой части, а также открытая грузовая палуба в кормовой части для обработки грузов в море.
2.8 Подвижная буровая установка (ПБУ, или установка) - судно, которое может производить буровые работы с целью разведки или разработки подземных ресурсов морского дна, таких как жидкие или газообразные углеводороды, сера или соль.
2.8.1 Установка со стабилизирующими колоннами - установка, главная палуба которой соединена с подводным корпусом или с опорными башмаками посредством колонн или кессонов.
2.8.2 Буровое судно - судно или баржа водоизмещающего типа однокорпусной или многокорпусной конструкции, предназначенные для производства буровых работ на плаву.
2.8.3 Самоподъемная установка - установка с опускаемыми опорами, способная поднимать свой корпус над поверхностью моря.
2.8.4 Прибрежное государство означает правительство государства, осуществляющего административный контроль за буровыми операциями установки.
2.8.5 Режим эксплуатации означает возможные состояния установки при ее эксплуатации или способ ее действия как при нахождении на месте работы, так и при переходе. Существуют следующие режимы эксплуатации установки:
.1 рабочее состояние - состояние установки при нахождении ее на месте работы с целью проведения буровых работ, причем суммарные нагрузки, налагаемые условиями работы и окружающей среды, не превышают соответствующие проектные нормы, установленные для таких работ. Установка может, в зависимости от случая, либо находиться на плаву, либо опираться на морское дно;
.2 состояние сильного штормового воздействия - состояние установки при воздействии на нее максимальных расчетных внешних нагрузок. Предполагается, что буровые работы прекращены ввиду суровости воздействия окружающей среды. Установка может, в зависимости от случая, либо находиться на плаву, либо опираться на морское дно;
.3 состояние перехода - состояние установки при переходе из одной географической точки в другую.
2.9 Высокоскоростное судно (ВС) - судно, способное развивать максимальную скорость в метрах в секунду (м/с), равную или превышающую:
,
где V - водоизмещение, соответствующее расчетной ватерлинии .
2.10 Контейнерное судно означает судно, которое используется главным образом для перевозки морских контейнеров.
2.11 Высота надводного борта - расстояние между назначенной грузовой маркой и палубой надводного борта.
2.12 Длина судна. Длина судна должна приниматься равной 96% полной длины по ватерлинии, проходящей на высоте, равной 85% наименьшей теоретической высоты борта, измеренной от верхней кромки киля, или длине от передней кромки форштевня до оси баллера руля по той же ватерлинии, если эта длина больше. На судах, спроектированных с дифферентом, ватерлиния, по которой измеряется длина, должна быть параллельна конструктивной ватерлинии.
2.13 Теоретическая ширина есть наибольшая ширина судна, измеренная в середине длины судна до наружной кромки шпангоутов на судах с металлической обшивкой и до наружной поверхности корпуса на судах с обшивкой из другого материала.
2.14 Теоретическая высота борта есть расстояние по вертикали, измеренное от верхней кромки горизонтального киля до верхней кромки бимса палубы надводного борта у борта. На деревянных и композитных судах это расстояние измеряется от нижней кромки шпунта в киле. Если днище на середине длины судна имеет вогнутую форму или если имеются утолщенные шпунтовые пояса, то высота борта измеряется от точки пересечения продолженной плоской части днища с боковой поверхностью киля. На судах, имеющих закругленное соединение палубы с бортом, теоретическая высота борта должна измеряться до точки пересечения продолженных теоретических линий палубы и борта, как если бы это соединение имело угловую конструкцию. В случае если палуба надводного борта имеет уступ и возвышенная часть палубы простирается над точкой измерения теоретической высоты борта, то теоретическая высота борта должна измеряться до условной линии, являющейся продолжением нижней части палубы параллельно возвышенной части.
2.15 Каботажный рейс означает плавание вблизи побережья государства, как определено Администрацией этого государства.
2.16 Понтон - это судно, в отношении которого считается, что, как правило, оно:
.1 несамоходное;
.2 без обслуживающего персонала;
.3 перевозит только палубный груз;
.4 имеет коэффициент общей полноты 0,9 или более;
.5 имеет отношение ширины к высоте борта более 3; и
.6 не имеет в палубе люковых отверстий за исключением небольших горловин, закрытых крышками с уплотнительными прокладками.
2.17 Лес означает пиленую древесину или пиломатериалы, брус, бревна, столбы, балансовую древесину и все другие виды лесоматериала в неупакованном или упакованном виде. Данный термин не включает древесную массу или подобный ей груз.
2.18 Лесной палубный груз означает груз леса, перевозимый на открытой части палубы надводного борта или надстройки. Данный термин не включает древесную массу или подобный ей груз.
2.19 Лесная грузовая марка означает специальную грузовую марку, которая назначается судам, удовлетворяющим определенным условиям, связанным с их конструкцией и изложенным в Международной конвенции о грузовой марке 1966 года или Протоколе 1988 года с поправками, и которая используется, когда груз удовлетворяет условиям укладки и крепления, изложенным в Кодексе безопасной практики для судов, перевозящих лесные палубные грузы, 1991 года (резолюция А.715(17)).
2.20 Сертификация кренбалластов для опыта кренования - это проверка веса, обозначенного на кренбалласте. Кренбалласты должны сертифицироваться с использованием сертифицированных весов. Взвешивание должно производиться незадолго до проведения опыта кренования, с тем чтобы обеспечить точность измеренного веса.
2.21 Осадка есть расстояние по вертикали от теоретической основной плоскости до ватерлинии.
2.22 Опыт кренования включает перемещение серии известных кренбалластов, как правило, в поперечном направлении и последующее измерение изменения угла крена равновесия судна. Путем использования данной информации и применения основных принципов судостроения определяется вертикальный центр тяжести судна (VCG).
2.23 Состояние судна порожнем - это судно, завершенное во всех отношениях, но не имеющее на борту расходных материалов, запасов, груза, экипажа и личных вещей экипажа и не имеющее на борту никаких жидкостей, за исключением того, что жидкости для механизмов и трубопроводов, такие как смазочные масла и гидравлические жидкости, находятся на эксплуатационном уровне.
2.24 Освидетельствование порожнем включает в себя проведение проверки всех предметов, которые следует добавить, изъять или переместить на судне во время проведения опыта кренования, с тем чтобы было возможно соотнести наблюдаемое состояние судна с состоянием судна порожнем. Следует точно определить и записать массу, продольное, поперечное и вертикальное расположение каждого предмета. С использованием данной информации можно получить статическую ватерлинию судна во время проведения опыта кренования, как определено измерением надводного борта или проверенных марок углубления судна, гидростатические данные судна и плотность морской воды, водоизмещение порожнем и положение центра тяжести по длине (LCG). Положение центра тяжести по ширине (TCG) может также быть определено для подвижных буровых установок (ПБУ) и других судов, несимметричных относительно диаметральной плоскости, или судов, внутреннее устройство или снабжение которых таково, что может развиться специфический крен, вызванный массой, находящейся вне диаметральной плоскости.
2.25 Эксплуатационный опыт кренования означает опыт кренования, который проводится, для того чтобы проверить рассчитанную GM и центр тяжести дедвейта для конкретного условия нагрузки.
2.26 Инструмент остойчивости - это Инструмент, установленный на борту конкретного судна, при помощи которого можно подтвердить, что требования остойчивости, указанные для данного судна в журнале остойчивости, соблюдаются для любых эксплуатационных условий нагрузки. Инструмент остойчивости включает в себя материальную часть и программное обеспечение.
<< Назад |
Часть >> А Обязательные критерии |
|
Содержание Резолюция MSC.267(85) "Одобрение Международного кодекса остойчивости судов в неповрежденном состоянии 2008 года (Кодекс... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.