Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2016 г. N 10-АПГ16-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Кировского регионального отделения Политической партии "Российский Объединенный Трудовой Фронт"
о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Кировской области от 12 августа 2016 года N 201/1540 об отказе в регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Кировской области шестого созыва, выдвинутого Кировским региональным отделением Политической партии "Российский Объединенный Трудовой Фронт",
по апелляционной жалобе Кировского регионального отделения Политической партии "Российский Объединенный Трудовой Фронт"
на решение Кировского областного суда от 31 августа 2016 года, которым отказано в удовлетворении его административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения и.о. первого секретаря Центрального комитета Политической партии "Российский Объединенный Трудовой Фронт" Ферберова И.Л., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, установила:
постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 16 июня 2016 года N 58/187 на 18 сентября 2016 года назначены выборы в Законодательное Собрание Кировской области шестого созыва.
Постановлением избирательной комиссии Кировской области от 8 июля 2016 года N 182/1405 заверен областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Кировской области шестого созыва, выдвинутый Кировским региональным отделением Политической партии "Российский Объединенный Трудовой Фронт" (далее - Кировское отделение партии РОТ ФРОНТ).
Постановлением избирательной комиссии Кировской области от 12 августа 2016 года N 201/1540 отказано в регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Кировской области шестого созыва, выдвинутого Кировским отделением партии РОТ ФРОНТ в связи с выявлением более 10% недостоверных (недействительных) подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Седельников А.И., являющийся кандидатом, включенным в областной список кандидатов в депутаты, выдвинутый Кировским отделением партии РОТ ФРОНТ, обратился в суд с иском о признании вышеуказанного постановления Избирательной комиссии Кировской области от 12 августа 2016 г. N 201/1540 незаконным, ссылаясь на то, что допущенные избирателями небрежности и ошибки при заполнении подписных листов не должны являться основанием для признания подписей недействительными.
Кировское отделение партии РОТ ФРОНТ также обратилось в суд с административным иском об оспаривании указанного постановления Избирательной комиссии Кировской области от 12 августа 2016 г. N 201/1540 ввиду несогласия с признанием недостоверными (недействительными) 235 подписей избирателей, что составляет 21,5% от общего количества подписей, подлежащих проверке.
По мнению административного истца, экспертом-криминалистом в ходе проверки подписей избирателей была нарушена методика проведения почерковедческой экспертизы, а кроме того, избирательной комиссией необоснованно признаны недействительными 24 подписи избирателей по мотиву неоговоренных исправлений, так как данные подписи не имеют помарок либо имеют помарки, не носящие существенного характера. Таким образом, отделение партии РОТ ФРОНТ полагало, что количество недостоверных подписей составляет всего лишь 58 или 5,3% от числа проверенных. В связи с этим просило суд признать незаконным оспариваемое постановление Избирательной комиссии и обязать Избирательную комиссию рассмотреть вопрос о регистрации указанного областного списка кандидатов, выдвинутого Кировским отделением партии РОТ ФРОНТ.
Определением Кировского областного суда от 29 августа 2016 г. административные дела по искам Седельникова А.И. и Кировского отделения партии РОТ ФРОНТ объединены в одно производство.
Определением Кировского областного суда от 31 августа 2016 г. производство по административному делу в части административного иска Седельникова А.И. прекращено на основании пункта 1 части 1 ст. 194 и пункта 3 части 1 статьи 128 КАС РФ.
Решением Кировского областного суда от 31 августа 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления Кировского регионального отделения Политической партии "Российский объединенный трудовой Фронт" отказано.
В апелляционной жалобе Кировское отделение партии РОТ ФРОНТ просит указанное решение суда отменить, поскольку все 235 замечаний к спискам избирателей в подписных листах не имеют юридической силы и подлежат отмене, по причине нарушения Избирательной комиссией Кировской области установленных законом процедур.
Относительно апелляционной жалобы Избирательной комиссией Кировской области, прокурором, участвующим в деле, представлены возражения о необоснованности доводов жалобы и законности решения суда.
В судебное заседание не явились представители Избирательной комиссии Кировской области, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, о времени и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 16 июня 2016 года N 58/187 на 18 сентября 2016 года назначены выборы в Законодательное Собрание Кировской области шестого созыва.
Постановлением избирательной комиссии Кировской области от 8 июля 2016 года N 182/1405 заверен областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Кировской области шестого созыва, выдвинутый Кировским региональным отделением Политической партии "Российский Объединенный Трудовой Фронт".
Постановлением избирательной комиссии Кировской области от 12 августа 2016 года N 201/1540 отказано в регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Кировской области шестого созыва, выдвинутого Кировским отделением партии РОТ ФРОНТ.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, данный Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ установлено, что регистрация списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов.
В пункте 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ указывается, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке может подлежать часть представленных подписей, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации списка кандидатов, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов, являющиеся основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Согласно пункту 6.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах.
В силу пункта 6.3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 3 этой статьи.
Перечень оснований для признания подписей недействительными установлен пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, который к числу недействительных подписей относит, в том числе подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом (подпункт "б"); подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (подпункт "в"); подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями референдума несобственноручно (подпункт "е"); все подписи избирателей в подписном листе признаются недействительными в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей (подпункт "з").
В соответствии с подпунктом "в.1" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации списка кандидатов является: выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом и если для регистрации списка кандидатов, назначения референдума требуется представить 200 и более подписей избирателей, участников референдума.
Частью 14 статьи 32 Закона Кировской области от 24 ноября 2005 года N 377-ЗО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области" также закреплено, что если суммарное количество недостоверных и (или) недействительных подписей, выявленных при выборочной проверке, составит 10 и более процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке в соответствии с частью 4 настоящей статьи, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и регистрация кандидата, списка кандидатов не производится.
Судом установлено, что 3 августа 2016 г. Кировским региональным отделением Политической партии "Российский объединенный Трудовой Фронт" в областную избирательную комиссию представлены подписные листы в количестве 681, содержащие 6022 подписей избирателей, из которых рабочей группой избирательной комиссии проверены 1095 подписей избирателей (20% подписей избирателей от необходимого для регистрации областного списка кандидатов количества подписей).
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов от 8 августа 2016 г. в результате проверки подписных листов Кировского регионального отделения Политической партии "Российский объединенный Трудовой Фронт" 235 подписей (21,5%) от общего количества отобранных для проверки подписей избирателей признаны недостоверными и (или) недействительными.
Данное обстоятельство послужило основанием для принятия решения об отказе в регистрации Кировского регионального отделения Политической партии "Российский объединенный Трудовой Фронт".
Разрешая дело, суд исключил из числа недостоверных (недействительных) 21 подпись избирателей, поскольку часть подписей необоснованно признана избирательной комиссией недостоверной вследствие того, что данные подписи уже были учтены как недействительные по иным основаниям, выявленным при проверке подписных листов рабочей группой.
В то же время, установив, что общее количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей составило 233 подписи, что превышает 10% от общего числа подписей, подлежащих проверке, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несостоятельности доводов заявителя о наличии оснований для отмены решения об отказе в регистрации вышеназванного списка кандидатов в депутаты.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд проверил обоснованность отнесения подписей избирателей к недостоверным и недействительным, учел результаты почерковедческих исследований эксперта отдела криминалистических экспертиз ЭКЦ УМВД по Кировской области и информацию Управления по вопросам миграции УМВД России по Кировской области, дал надлежащую оценку всем представленным доказательствам и пришел к правильному выводу о том, что действия избирательной комиссии, в том числе рабочей группы по приему и проверке документов, представленных избирательным объединением в Избирательную комиссию Кировской области, в полной мере соответствуют требованиям избирательного законодательства.
Судебная коллегия, исследовав подписи избирателей, отнесенные избирательной комиссией к недостоверным и недействительным, соглашается с проведенной судом первой инстанции оценкой данных подписей, при этом отмечает, что доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных административных исковых требований Кировского регионального отделения Политической партии "Российский Объединенный Трудовой Фронт".
Доводы апелляционной жалобы Кировского регионального отделения Политической партии "Российский Объединенный Трудовой Фронт" о том, что результаты проверки подписей не были оформлены протоколом заседания рабочей группы Избирательной комиссии, не могут быть приняты во внимание и служить основанием к отмене решения суда, поскольку результаты проверки подписей были оформлены итоговым протоколом проверки подписных листов и отражены в ведомостях проверки подписных листов.
Довод апелляционной жалобы о том, что действия эксперта отдела криминалистических экспертиз не соответствовали закону, необоснован, поскольку пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. К проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Указанные положения закона были соблюдены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судьей, рассматривавшим дело, была нарушена тайна совещательной комнаты, не могут быть приняты во внимание и служить основанием к отмене решения, поскольку доказательств, с достоверностью свидетельствующих о нарушении правила о тайне совещания судей, материалы дела не содержат и заявителем не представлено.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Кировского областного суда от 31 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кировского регионального отделения Политической партии "Российский Объединенный Трудовой Фронт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2016 г. N 10-АПГ16-7
Текст определения официально опубликован не был