Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2016 г. N 42-АПГ16-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Калининой Л.А.,
при секретаре Гришечкине П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Бадмаева Д.П. на решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 2 сентября 2016 г. по административному делу по административному исковому заявлению Бадмаева Д.П. о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии по Калмыцкому одномандатному округу N 15 от 14 августа 2016 г. N 20/53 об отказе в регистрации Бадмаева Д.П. в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и возложении обязанности на окружную избирательную комиссию по Калмыцкому одномандатному округу N 15 зарегистрировать Бадмаева Д.П. в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя Бадмаева Д.П. - Кугнинова С.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя окружной избирательной комиссии по Калмыцкому одномандатному округу N 15 Бадугиной Д.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 г. N 291 на 18 сентября 2016 г. назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 апреля 2016 г. N 536-7 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва в Республике Калмыкия по Калмыцкому одномандатному округу N 15 возложены на избирательную комиссию Республики Калмыкия (далее - ОИК, Комиссия).
Постановлением ОИК от 14 августа 2016 г. N 20/53 Бадмаеву Д.П. выдвинутому политической партией "Всероссийская политическая партия "Партия Возрождения Села", отказано в регистрации кандидатом в депутаты в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, и выявлением более 5 процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, подлежащих проверке.
Бадмаев Д.П. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления ОИК, полагая, что у Комиссии не имелось оснований для отказа в его регистрации кандидатом в депутаты. Им было представлено необходимое количество действительных подписей избирателей. Неправомерно признаны недействительными 118 подписей, собранных Курдюковой А.Г., их сбор она осуществляла после 7 июля 2016 г., когда утратила статус члена участковой избирательной комиссии. Он не согласен с заключением эксперта о том, что 21 подпись избирателя выполнены другим лицом. 25 подписей, собранных сборщиком Тюрбеевой О.С., являются действительными, так как адреса, указанные в подписном листе и паспорте сборщика, совпадают. Считает, что справки, ответы на запросы и заключения эксперта не являются императивными для Комиссии, которая в случае возникновения сомнений вправе провести опрос лица, подпись которого вызвала сомнения. Полагает, что ОИК неправомерно отнесла к неоговоренным исправлениям в дате и подписи 20 нарушений, к которым отнесены также и помарки. Таким образом, полагает заявитель, в первоначальном протоколе итогов проверки незаконно и необоснованно установлено 227 нарушений, количество недействительных подписей составило всего 20. Рабочая группа незаконно приняла решение о проведении дополнительной проверки 15 процентов подписных листов, также незаконно вынесла итоговый протокол от 11 августа 2016 г., в связи с этим ОИК неправомерно заявителю отказано в регистрации кандидатом в депутаты.
Верховным Судом Республики Калмыкия постановлено приведённое выше решение, об отмене которого, как незаконного, и о принятии нового судебного акта об удовлетворении административного искового заявления просит в апелляционной жалобе Бадмаев Д.П., указывая на то, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам административного дела и не применён закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что решение суда отмене не подлежит.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд исходил из вывода об отсутствии оснований для признания незаконным и отмене постановления ОИК об отказе в регистрации Бадмаева Д.П. в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.
Данный вывод суда мотивирован, основан на анализе действующего законодательства и материалах дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
В соответствии с положениями статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти также документов, указанных в пункте 3.1) этого закона, иных предусмотренных законом документов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (пункт 1). Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей (пункт 3).
Статьёй 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 20-ФЗ) установлена процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. В части 7 данной статьи предусмотрено, что при проведении проверки подписей избирателей проверке подлежит не менее 20 процентов от необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, поставивших свои подписи в подписных листах. Для первоначальной проверки отбирается одинаковое количество подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения (самовыдвижения) каждого кандидата. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (часть 10). Если количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 5 и более процентов от установленного количества подписей, подлежащих проверке, проводится дополнительная проверка ещё 15 процентов подписей от количества подписей, необходимого для регистрации кандидата (часть 18). Если суммарное количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 5 и более процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и кандидат не регистрируется (часть 19).
В пункте 7 части 7 статьи 51 Федерального закона N 20-ФЗ закреплено в качестве основания отказа в регистрации кандидата, представившего подписные листы с подписями избирателей в поддержку его выдвижения (самовыдвижения), недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, подлежащих проверке.
Решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 этого закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, иным законом (пункт 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ).
Согласно постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК РФ) от 22 июня 2016 г. N 13/109-7 количество подписей избирателей, собираемых в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, необходимое для регистрации по Калмыцкому одномандатному округу N 15, определяемое в соответствии в частью 5 статьи 44 Федерального закона N 20-ФЗ, составляет 6412 подписей.
Постановлением ОИК от 5 июля 2016 г. N 3/6 количество подписей избирателей, подлежащих проверке в соответствии с частью 7 статьи 49 Федерального закона N 20-ФЗ, определено равным 1283 подписям избирателей.
Судом установлено, что 6 июля 2016 г. Бадмаев Д.П. заявил в ОИК о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва от политической партии "Всероссийская политическая партия "Партия Возрождения Села".
Постановлением ЦИК РФ от 18 июля 2016 г. N 24/229-7 заверен список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутых политической партией "Всероссийская политическая партия "Партия Возрождения Села" по одномандатным избирательным округам, по Калмыцкому одномандатному округу N 15 зарегистрирован Бадмаев Д.П.
3 августа 2016 г. Бадмаев Д.П. представил в ОИК 6728 подписей избирателей на 1492 листах, сброшюрованных в 16 папок, а также протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в машиночитаемом виде, приложения к нему, список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей.
По итогам первоначальной и дополнительной проверок подписных листов, представленных Бадмаевым Д.П., из 2245 проверенных подписей было выявлено 415 недостоверных (недействительных) подписей избирателей, что составляет 18,49 процента от общего количества подписей, подлежащих проверке.
Исследовав подписи, по поводу которых возник спор, суд отверг, как несостоятельные, доводы административного истца о действительности подписей, собранных сборщиками Курдюковой В.Г. и Тюрбеевой О.С., а также подписей, признанных недействительными экспертным заключением, результаты которого обоснованно признаны относимыми и допустимыми.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ, части 10 статьи 45 Федерального закона N 20-ФЗ участие членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей не допускается.
Как установлено судом, сбор подписей избирателей в поддержку Бадмаева Д.П. в период с 23 июля по 30 июля 2016 г. осуществляла Курдюкова В.Г., которая с 15 февраля 2013 г. до 11 августа 2016 г. являлась членом участковой избирательной комиссии избирательного участка N 190 Целинного района Республики Калмыкия с правом решающего голоса. При таких данных ОИК обоснованно признала недействительными 118 подписей, собранных Курдюковой В.Г. (папка 12, листы 1-26).
Установлено, что Тюрбеева О.С. собрала 25 подписей и удостоверила подписные листы, указав адрес места жительства: "8 микрорайон, дом 24, кв. 13" без наименования субъекта Российской Федерации и населённого пункта - Республики Калмыкия и города Элисты (папка 5, листы 20, 22, 23, 25, 26).
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населённого пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учёта граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Поскольку необходимость указания в подписных листах в адресах места жительства избирателей наименования субъекта Российской Федерации и наименования населённого пункта является безусловным требованием федерального законодательства о выборах, обязательным для исполнения всеми участниками избирательного процесса, суд верно указал на то, что ОИК имела основания для признания указанных выше подписей недействительными.
Доводы Бадмаева Д.П. о проверке экспертом подписных листов с подписями избирателей за пределами помещений Комиссии и в отсутствие представителей кандидата, а также о некомпетентном заключении почерковеда, исключившего более 100 подписей, проверялись судом и не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Не нашёл подтверждения и довод о необоснованном отклонении ОИК 20 подписей с неоговорёнными исправлениями, по мнению истца, в этих случаях имели место помарки. Судом проверены все подписные листы с исправлениями и помарками и установлено, что при отсутствии специальных оговорок оспариваемые подписи признаны недействительными правомерно.
Суд проверил и обоснованно по мотивам, приведённым в решении, признал несостоятельными иные доводы административного истца, не согласного с процедурой проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей.
При таких обстоятельствах вывод суда о наличии предусмотренного законом основания (пункт 7 части 7 статьи 51 Федерального закона N 20-ФЗ) для отказа в регистрации Бадмаева Д.П. кандидатом в депутаты является правильным, а решение суда об отказе в удовлетворении административного иска об отмене постановления Комиссии от 14 августа 2016 г. N 20/53 - законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального права, норм процессуального права, иных нарушений, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, в том числе и тех, ссылки на которые содержатся в жалобе Бадмаева Д.П.
Судебная коллегия не имеет оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы, направленным по существу на иную оценку обстоятельств административного дела.
Вопреки доводам административного истца заключение участвующего в деле прокурора не является государственно-властным велением, а выражает правовое мнение по административному делу, которое не является обязательным для суда. Кроме того, по данному делу прокурором дано заключение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, текст заключения приведён в протоколе судебного заседания.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 02 сентября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Бадмаева Д.П. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2016 г. N 42-АПГ16-10
Текст определения официально опубликован не был