Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 октября 2016 г. N 5-АПГ16-95
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Закондырина A.Е. на решение Московского городского суда от 14 сентября 2016 года, которым ему отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Ховринскому одномандатному избирательному округу N 207 от 13 августа 2016 года N 13/2 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Ховринскому одномандатному избирательному округу N 207 Закондырина А.Е.", обязании зарегистрировать Закондырина А.Е. в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Ховринскому одномандатному избирательному округу N 207.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения Закондырина А.Е. и его представителя Елисеевой А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Ховринскому одномандатному избирательному округу N 207 Рыкунова М.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 года N 291 на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Ховринскому одномандатному избирательному округу N 207 от 13 августа 2016 года N 13/2 Закондырину А.Е., выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Ховринскому одномандатному избирательному округу N 207 на основании пункта 7 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Закондырин А.Е. обратился в суд с административным иском об отмене указанного решения избирательной комиссии и обязании окружной избирательной комиссии зарегистрировать его кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Ховринскому одномандатному избирательному округу N 207.
В обоснование заявленных требований административный истец, указал на то, что грубо нарушено его право присутствовать при проведении проверки подписных листов, при проверке подписей не были привлечены эксперты-почерковеды, соответствующие заключения ими не составлены. Доводы со стороны избирательной комиссии о недействительности значительного числа представленных подписей избирателей считал необоснованными, не отражающими действительного содержания подписных листов, оформленных в соответствии с законодательством.
Решением Московского городского суда от 14 сентября 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Закондырин А.Е. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", других федеральных законов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В соответствии с частью 5 статьи 44 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в поддержку выдвижения политической партией кандидата по одномандатному избирательному округу, на которого не распространяется действие частей 2 и 4 данной статьи, самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве не менее 3 процентов от указанного в федеральном законе об утверждении схемы одномандатных избирательных округов общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей, - не менее 3 тысяч подписей избирателей.
Пунктом 1.2 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" также предусмотрено, что на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований данного Федерального закона при самовыдвижении кандидатов и представлении кандидатами, выдвинутыми политическими партиями по одномандатным избирательным округам и в порядке самовыдвижения, документов в окружную избирательную комиссию, а также достоверность сведений о кандидатах. В случае представления подписных листов с подписями избирателей окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований настоящего Федерального закона к сбору подписей избирателей и оформлению подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах.
В силу части 20 приведенной статьи кандидат не регистрируется, если количества представленных им подписей избирателей за вычетом подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, недостаточно для регистрации.
Положениями пункта 7 части 7 статьи 51 этого же Федерального закона установлено, что основанием для отказа в регистрации кандидата для кандидата, представившего подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения (самовыдвижения), является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, подлежащих проверке.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 22 июня 2016 года N 13/109-7 "О вопросах, связанных с оформлением, приемом и проверкой окружной избирательной комиссией подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва" определено, что количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Ховринскому одномандатному избирательному округу N 207 составляет 14 439 подписей избирателей; максимальное количество подписей избирателей, представляемых в окружную избирательную комиссию составляет 15 160 подписей.
Как следует из материалов дела, 3 августа 2016 года для регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва Закондырин А.Е. представил в избирательную комиссию в числе иных документов подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его самовыдвижения, в количестве 15 139 подписей.
Проверка отобранных подписей была осуществлена рабочей группой избирательной комиссии с привлечением в порядке, установленном частью 2 статьи 49 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", экспертов Экспертно-криминалистического центра УВД по СЛОГУ МВД России по г. Москве.
Судом достоверно установлено, что избирательной комиссией в результате проверки представленных Закондыриным А.Е. подписных листов из 15139 подписей выявлено 1538 или 10,15% недействительных подписей избирателей, из них 1455 - подписи избирателей, повторяющихся в списках, 17 - подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем одномандатном округе, 94 - подписи избирателей, сведения о которых не соответствуют действительности (на основании справки органа регистрационного учета либо на основании письменного заключения экспертов, привлеченных к проверке), 13601 - достоверных подписей избирателей.
При рассмотрении дела представитель истца указала на согласие с действиями и решением избирательной комиссии от 13 августа 2016 года N 13/2 в части признания недействительными 17 и 94 подписей избирателей.
Проверяя доводы административного истца о том, что в отношении 1455 подписей избирателей избирательная комиссия при их проверке неправомерно посчитала повторяющимися подписями одного и того же избирателя, суд первой инстанции сопоставил сведения, содержащиеся в итоговом протоколе, с содержанием ведомостей проверки подписных листов, таблиц кодов нарушений, а также исследовал оригиналы книг подписных листов, подписей, в результате чего пришел к обоснованному выводу о законности принятого избирательной комиссией решения.
Поскольку недействительных подписей от общего количества подписей, подлежащих проверке, выявлено более 5%, и число необходимых достоверных подписей избирателей составило менее 14 439, у суда не было оснований для удовлетворения требований Закондырина А.Е. о его регистрации кандидатом в депутаты.
Доводы апелляционной жалобы Закондырина А.Е. о том, что он не был уведомлен о проверке подписных листов, являются необоснованными. Факт извещения кандидата о проведении проверки подписных листов по мобильному телефону с направлением соответствующего извещения на адрес его электронной почты подтверждается заверенной копией ПАО "МГТС" детализации звонков, журналом регистрации звонков, журналом передачи извещений о проведении проверки подписных листов. Кроме того, отсутствие кандидата при проведении проверки подписных листов не влияет на достоверность подписей избирателей в подписных листах.
Ссылка истца на необоснованный отказ суда в назначении судебной экспертизы с целью проверки подлинности его подписи на представленных в судебное заседание подписных листах является несостоятельной. Определение достаточности представленных доказательств относится к компетенции суда. Оснований для каких-либо сомнений в достоверности подписи кандидата Закондырина А.Е. при личном представлении подписных листов в избирательную комиссию суд не нашел.
Иных доводов, которые могли бы служить поводом к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 14 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Закондырина А.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 октября 2016 г. N 5-АПГ16-95
Текст определения официально опубликован не был