Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 октября 2016 г. N 49-АПГ16-44
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Аврора" об оспаривании приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 ноября 2015 г. N 1818 "О внесении изменений в приказ от 11 сентября 2015 года N 1433 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2016 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"
по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 июля 2016 г., которым удовлетворено административное исковое заявление.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя административного истца по доверенности Фаттаева А.И., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит,
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Минземимущества РБ) приказом от 11 сентября 2015 г. N 1433 (далее - Приказ N 1433) утвердило Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2016 год (далее - Перечень). Указанный акт опубликован на официальном сайте Минземимущества РБ (www.mziorb) и действует в редакции приказа Минземимущества РБ от 30 ноября 2015 г. N 1818 (далее - Приказ N 1818). В пункт 1309 Перечня включено нежилое здание с кадастровым номером 02:55:011039:80.
Открытое акционерное общество "Аврора" (далее - ОАО "Аврора", Общество), являющееся собственником названного объекта недвижимого имущества, обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать не действующим пункт 1309 Перечня в оспариваемой редакции со дня его принятия, поскольку данное здание не обладает признаками объекта, в отношении которого уплачивается налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости согласно статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Включение здания с кадастровым номером 02:55:011039:80 в Перечень неправомерно возлагает на Общество обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере, установленном для административно-деловых центров и торговых центров (комплексов).
ОАО "Аврора" также заявлены требования о взыскании с Минземимущества РБ 4 500 руб. в счет возмещения расходов на оплату государственной пошлины.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 июля 2016 г. административный иск удовлетворен в полном объеме.
В апелляционной жалобе Минземимущество РБ, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и процессуального права, просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Общества.
Относительно апелляционной жалобы ОАО "Аврора" и прокуратура Республики Башкортостан представили возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 372, 378 НК РФ, пунктов 3.94, 5.2 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 г. N 35, суд первой инстанции правильно установил, что Приказ N 1818, которым утвержден Перечень в оспариваемой редакции, принят уполномоченным органом в установленной форме и официально опубликован.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату указанного постановления следует читать как "от 31 января 2014 г."
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "Аврора" является собственником здания с кадастровым номером 02:55:011039:80 общей площадью 3 262,6 кв.м., расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский р-н, ул. Авроры, д. 2. По договорам аренды Общество передало часть нежилых помещений, находящихся в указанном здании, для размещения ресторана и бара. Данный объект недвижимого имущества включен в Перечень, поскольку более 20 процентов от общей площади указанного здания предназначается и фактически используется для размещения объектов общественного питания.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что административным ответчиком не доказано наличия оснований для включения принадлежащего Обществу здания в Перечень.
Судебная коллегия полагает вывод суда правомерным в силу следующего.
На основании пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 НК РФ статьей 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 г. N 43-з "О налоге на имущество организаций" установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Так, пунктом 1 статьи 2.1 названного закона к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в частности, отнесены торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв.метров и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: расположение нежилого здания (строения, сооружения) на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; предназначение для использования или фактическое использование не менее 20 процентов общей площади здания для размещения указанных объектов.
Объект недвижимости считается для целей статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) по основанию его предназначения в том случае, если в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) или кадастровым паспортом такого объекта назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения названных объектов.
На основании статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 г. N 180 утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 3.3 Порядка Минземимущества РБ обеспечивает проведение обследований зданий (строений, сооружений) в целях определения вида их фактического использования.
Судом первой инстанции установлено, что акты обследования спорного строения от 21 июня и от 13 июля 2016 г. содержат недостоверную информацию относительно фактического использования отдельных помещений, находящихся в здании с кадастровым номером 02:55:011039:80, что привело к увеличению общей площади помещений, занимаемых объектами общественного питания. На основе оценки свидетельских показаний, договоров аренды суд пришел к обоснованным выводам, что для размещения указанных объектов используется менее 20 процентов от общей площади здания.
Отклоняется ссылка апелляционной жалобы на акт оперативного обследования здания с кадастровым номером 02:55:011039:80 от 25 ноября 2015 г. Согласно указанному документу общая площадь помещений, используемых для размещения объектов общественного питания, составляет 33 процента от общей площади здания. Вместе с тем из материалов дела следует, что в акте оперативного обследования от 25 ноября 2015 г. к общей площади указанных помещений отнесена площадь боулинга и санузлов, не относящихся к объекту общественного питания. Площадь помещений, занимаемых кафе, указана равной 245 кв.м, вместо 215 кв.м, в соответствии с документами технического учета. Таким образом, названный документ содержит недостоверную информацию и не подтверждает обоснованность включения здания с кадастровым номером 02:55:011039:80 в Перечень.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что согласно имеющемуся в материалах дела техническому паспорту, составленному по состоянию на 16 мая 2012 г., указанное здание предназначено для размещения гостиницы. При этом для размещения кафе предназначено менее 20 процентов от общей площади здания.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал имеющиеся в деле доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и принял законное и обоснованное решение. Доводы апелляционной жалобы не опровергают вывода суда и не указывают оснований для его отмены, в том числе предусмотренных в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 июля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 октября 2016 г. N 49-АПГ16-44
Текст определения официально опубликован не был