Письмо Минфина России от 22 октября 2015 г. N 03-03-05/60805
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело предложения по внесению изменений в законодательство о налогах и сборах, направленные в наш адрес письмом Банка России от 11 сентября 2015 г. N 015-51/7947 и сообщает следующее.
Глава 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) содержит положения устанавливающие правила ведения налогового учета для определения налоговой базы.
Так, в соответствии со статьей 313 Кодекса налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.
Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом.
Указанной статьей Кодекса также установлено, что в случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями главы 25 Кодекса, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
Подтверждением данных налогового учета являются:
1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
2) аналитические регистры налогового учета;
3) расчет налоговой базы.
Обращаем внимание, что Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ установлены единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также созданы правовые механизмы регулирования бухгалтерского учета.
Указанным выше законом установлено также, что бухгалтерский учет это формирование документированной систематизированной информации об объектах, в соответствии с установленными требованиями, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Вместе с тем, отдельные показатели бухгалтерского и налогового учета не совпадают из-за применения различных правил отражения тех или иных доходов и расходов, что отражается в аналитических регистрах налогового учета.
В соответствии со Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации, принятой Правительством Российской Федерации и Банком России 30 декабря 2001 года, все кредитные организации с 1 января 2004 г. перешли на подготовку финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО).
В настоящее время банки составляют отчетность по правилам российского бухучета, налогового учета и МСФО. При этом никаких изменений в Кодекс не вносилось.
Учитывая изложенное, переход страховых организаций, крупных промышленных компаний на составление финансовой отчетности по правилам МСФО не должно сопровождаться внесением изменений в Кодекс в части исчисления налогооблагаемой прибыли.
|
С.Д. Шаталов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Банки составляют отчетность по правилам российского бухучета, налогового учета и МСФО. При этом никаких изменений в НК РФ не вносилось.
Учитывая изложенное, переход страховых организаций, крупных промышленных компаний на составление финансовой отчетности по правилам МСФО не должен сопровождаться внесением изменений в НК РФ в части исчисления налогооблагаемой прибыли.
Письмо Минфина России от 22 октября 2015 г. N 03-03-05/60805
Текст письма официально опубликован не был