Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 2 декабря 2015 г. N 03-03-06/2/70126
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу формирования резерва на возможные потери по ссудам и сообщает следующее.
В целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) банки вправе, кроме резервов по сомнительным долгам, предусмотренных статьей 266 Кодекса, создавать резерв на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским кредитам и депозитам (далее - резервы на возможные потери по ссудам)) в порядке, предусмотренном статьей 292 Кодекса.
Суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, сформированные с учетом положений пункта 1 статьи 292 Кодекса, включаются в состав внереализационных расходов в течение отчетного (налогового) периода.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 272 Кодекса в целях налогообложения прибыли датой признания расходов в виде сумм отчислений в резервы признается дата начисления.
Кредитные организации обязаны формировать резервы на возможные потери по ссудам в соответствии с порядком, установленным Положением о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, утвержденным Банком России 26 марта 2004 N 254-П (далее - Положение).
Резерв формируется по конкретной ссуде либо по портфелю однородных ссуд, то есть по группе ссуд со сходными характеристиками кредитного риска, соответствующих требованиям, установленным Положением, и обособленных в целях формирования резерва (далее - портфель однородных ссуд) в связи с кредитным риском, обусловленным деятельностью конкретного заемщика либо группы заемщиков, предоставленные которым ссуды включены в портфель однородных ссуд (пункт 1.5 Положения).
На основании пункта 1.8 Положения резерв формируется в пределах суммы основного долга (балансовой стоимости ссуды). В сумму основного долга не включаются: обусловленные законом, обычаями делового оборота или договором, на основании которого ссуда предоставлена, платежи в виде процентов за пользование ссудой, комиссионные, неустойки, а также иные платежи в пользу кредитной организации, вытекающие из договора, на основании которого ссуда предоставлена (далее - проценты по ссуде).
В Приложении 1 к Положению приводится Перечень денежных требований и требований, вытекающих из сделок с финансовыми инструментами, признаваемых ссудами. Среди них названы в том числе требования кредитной организации по приобретенным по сделке правам (требованиям) (уступка требования).
Таким образом, с учетом изложенного банк вправе сформировать резерв на возможные потери по конкретной ссуде или по группе однородных ссуд в отношении задолженности, требование по оплате которой было ему уступлено, и учесть его в расходах по налогу на прибыль. При этом платежи в виде процентов за пользование ссудой, комиссионные, неустойки, а также иные платежи в пользу кредитной организации при формировании резерва не учитываются.
Одновременно сообщаем, что мнение, приведенное в настоящем письме, не содержит Правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По мннию Минфина, банк вправе сформировать резерв на возможные потери по конкретной ссуде или по группе однородных ссуд в отношении задолженности, требование по оплате которой было ему уступлено, и учесть его в расходах по налогу на прибыль.
При этом платежи в виде процентов за пользование ссудой, комиссионные, неустойки, а также иные платежи в пользу кредитной организации при формировании резерва не учитываются.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 2 декабря 2015 г. N 03-03-06/2/70126
Текст письма официально опубликован не был