Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 ноября 2016 г. N 15-КГ16-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Боброва В.Е. к Военному комиссару Республики Мордовия о признании незаконными действий административного ответчика, понуждении военного комиссара Республики Мордовия устранить нарушения и возложении обязанности предоставить административному истцу сведения о начисленной и выплаченной ему пенсии, с предоставлением расчета по кассационной жалобе Боброва В.Е. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 21 января 2016 г.,
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Бобров В.Е. обратился в суд с административным иском к военному комиссару Республики Мордовия о признании незаконными, нарушающими его права, свободы и законные интересы действий административного ответчика, просил обязать военного комиссара Республики Мордовия предоставить ему сведения о начисленной и выплаченной пенсии по месяцам, начиная с 1 января 1992 г. по 30 июля 2015 г., с предоставлением расчета при изменении пенсии. В обоснование исковых требований указал, что направил письмо 12 августа 2015 г. в военный комиссариат Республики Мордовия с просьбой о предоставлении сведений о начисленной и выплаченной ему пенсии по месяцам начиная с 01 января 1992 г. по 30 июля 2015 г., просил дать расчёт при изменении пенсии. Военный комиссариат Республики Мордовия пригласил его на личный приём с возможностью лично ознакомиться с материалами пенсионного дела. На личном приёме 14 сентября 2015 г. у Военного комиссара Республики Мордовия Тихомирова И.В. ему было отказано в выдаче испрашиваемых им данных.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 ноября 2015 г. в удовлетворении заявленных Бобровым В.Е. требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 21 января 2016 г. решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 ноября 2015 г. отменено, производство по делу по административному иску Боброва В.Е. к военному комиссару Республики Мордовия о признании незаконными действий административного ответчика, понуждении военного комиссара Республики Мордовия устранить нарушения и возложении обязанности предоставить административному истцу сведения о начисленной и выплаченной ему пенсии, с предоставлением расчета прекращено.
Определением судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 11 апреля 2016 г. Боброву В.Е. отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе Боброва В.Е., поступившей в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 21 июля 2016 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. дело передано для рассмотрения по существу в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Бобров В.Е., военный комиссар Республики Мордовия, военный комиссариат Республики Мордовия, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Бобров В.Е. о причинах неявки не сообщил. От военного комиссара Республики Мордовия И. Тихомирова поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении дела такого характера существенные нарушения норм процессуального права допущены судом апелляционной инстанции.
Отказывая в удовлетворении названных требований, районный суд исходил из того, что в судебном заседании представитель военного комиссара Республики Мордовия представил административному истцу запрашиваемые сведения, а именно сведения о начисленной и выплаченной пенсии. В этой связи по заявленным Бобровым В.Е. административным исковым требованиям фактически отсутствует спор. Возражения Боброва В.Е. сводятся к несогласию с произведенным расчетом ответчика.
Апелляционная инстанция, отменяя решение суда и прекращая производство по делу со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, указала на то, что правоотношения, по поводу которых возник спор, регламентированы Федеральным законом от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей", в связи с чем заявленное требование подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, а не в порядке административного судопроизводства.
С таким выводом суда апелляционной инстанции согласиться нельзя, поскольку как усматривается из заявленных требований и данных Бобровым В.Е. в ходе рассмотрения дела пояснений, предметом обжалования явились действия военного комиссара Республики Мордовия, препятствующие получению необходимых сведений о начисленной и выплаченной пенсии. При этом Бобров В.Е. не заявлял требования гражданско-правового характера о перерасчете пенсии, а просил возложить на ответчика обязанность по предоставлению базовых данных по пенсии и окладу военнослужащих по 24 тарифному разряду с 1 января 1993 г. по 1 июля 2002 г. из которых был произведен расчет пенсии заявителя.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного, судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Указом Президента РФ от 7 декабря 2012 года N 1609 утверждено Положение о военных комиссариатах. Пунктом 2 указанного Положения предусмотрено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, по делам данной категории военный комиссариат выполняет публично-правовые функции органов государственной власти.
С учетом изложенного следует признать ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о том, что заявление Боброва В.Е. не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства. В связи с этим состоявшееся по делу апелляционное определение нельзя признать законным, оно подлежит отмене, а дело следует направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Мордовия.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 21 января 2016 г. отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в ином составе судей.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 ноября 2016 г. N 15-КГ16-7
Текст определения официально опубликован не был