Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.4.031-2016
"Рекомендации по организации и проведению ведомственного контроля (мониторинга) качества при выполнении дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения"
(рекомендован распоряжением Федерального дорожного агентства от 25 ноября 2016 г. N 2449-р)
1 Разработан ООО "Автодорис" (канд. техн. наук Паневин Н.И., канд. экон. наук Провоторов И.А., инж. Александров С.А., Паневин М.Н., Рябых Е.А.) при участии инж. Воробьевой О.Г. (ФКУ ДСД "Дальний Восток")
2 Внесен Управлением строительства и эксплуатации Федерального дорожного агентства
3 Издан на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 25.11.2016 N 2449-р
4 Имеет рекомендательный характер
5 Введен впервые
1 Область применения
1.1 Настоящий ОДМ содержит состав, порядок выполнения работ и критерии оценки, используемые при осуществлении ведомственного контроля качества при выполнении дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения.
1.2 Предназначен для применения в подрядных дорожных организациях, занимающихся строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и эксплуатацией автомобильных дорог и дорожных сооружений на них, Федеральных казенных учреждениях, выполняющих функции органов управления дорожным хозяйством и в Федеральном казенном учреждении "Дирекция мониторинга дорожных работ, технологий и материалов Федерального дорожного агентства" (ФКУ "Росдортехнология").
2 Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011. Безопасность автомобильных дорог
ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
ГОСТ 32731-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля
ГОСТ 32755-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению приемки в эксплуатацию выполненных работ
ГОСТ 32756-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению промежуточной приемки выполненных работ
ГОСТ 32867-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Организация строительства. Общие требования
ГОСТ 33180-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания
ГОСТ 33181-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания
ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения
ГОСТ Р ИСО 3951-1-2007 Статистические методы. Процедуры выборочного контроля по количественному признаку. Часть 1. Требования к одноступенчатым планам на основе предела приемлемого качества для контроля последовательных партий по единственной характеристике и единственному AQL
ГОСТ Р 51872-2002 Документация исполнительная геодезическая. Правила выполнения
ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (с Изменениями N 1, 2, 3)
ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р ISO 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий
СП 45.13330.2012 Земляные сооружения, основания и фундаменты. Актуализированная редакция СНиП 3.02.01-87
СП 46.13330.2012 Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 3.06.04-91
СП 48.13330.2011 Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004
СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85
СП 126.13330.2012 геодезические работы в строительстве. Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84
СП 246.1325800.2016 Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений
3 Термины и определения
В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 автомобильная дорога: Комплекс конструктивных элементов, предназначенных для движения с установленными скоростями, нагрузками и габаритами автомобилей и иных наземных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и/или грузов, а также участки земель, предоставленные для их размещения.
3.2 авторский надзор: Контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации и подготовленной на ее основе рабочей документации.
3.3 безопасность дорожного движения: Состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
3.4 ведомственный контроль (мониторинг) качества: Комплекс действий, осуществляемых при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений Федеральными казенными учреждениями, выполняющими функции органов управления дорожным хозяйством и Федеральным казенным учреждением "Дирекция мониторинга дорожных работ, технологий и материалов Федерального дорожного агентства".
3.5 верификация: Подтверждение посредством представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены.
3.6 визуальный контроль: Органолептический контроль, осуществляемый органами зрения.
3.7 входной контроль: Контроль применяемых материалов, изделий, конструкций, а также необходимой для начала работ документации.
3.8 выборочный контроль: Контроль, при котором проверяется какая-то часть количества (выборка) контролируемой продукции.
3.9 документирование: Процесс создания и оформления документа
3.10 дорожное движение: Процесс перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах автомобильных дорог.
3.11 дорожная деятельность: Деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений.
3.12 дорожные работы: Работы и услуги, направленные на обеспечение нормативного транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги, проводимые в пределах ее полосы отвода и в красных линиях.
3.13 дорожное сооружение: Инженерное (искусственное) сооружение (мост, путепровод, эстакада, тоннель, водопропускная труба и другие) для пропуска транспортных средств, пешеходов, животных в местах пересечения автомобильной дороги с естественным или искусственным препятствием
3.14 единичный показатель качества: Показатель, характеризующий одно из свойств продукции.
3.15 заказчик: Юридическое лицо, имеющее соответствующее право и уполномоченное инвестором выполнять функции по организации и управлению дорожной деятельностью.
3.16 жизненный цикл автомобильной дороги: Период времени за который выполняются совокупность процессов от момента проектирования автомобильной дороги, включая строительство (возведение) и содержание, до ее утилизации (ликвидации).
3.17 измерительный контроль: Контроль, выполняемый с применением средств измерений, в том числе, лабораторного оборудования.
3.18 интегральный показатель качества: Показатель, отражающий отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию.
3.19 исполнительная документация: Текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также выполнения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений на них по мере завершения определенных в проектной документации работ.
3.20 инспекционный контроль: Контроль, осуществляемый уполномоченными лицами с целью проверки эффективности ранее выполненного контроля.
3.21 капитальный ремонт автомобильной дороги: Комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги и ее геометрические элементы.
3.22 качество: Степень соответствия присущих характеристик требованиям.
3.23 качество автомобильной дороги: Степень соответствия всего комплекса показателей технического уровня, эксплуатационного состояния, инженерного оборудования и обустройства, а также уровня содержания нормативным требованиям.
3.24 контроль качества: Проверка соответствия показателей качества установленным требованиям.
3.25 комплексный показатель качества: Показатель, характеризующий совместно несколько простых свойств или одно сложное, состоящее из нескольких простых.
3.26 корректирующее действие: Действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации.
3.27 непрерывный контроль: Контроль, при котором поступление информации о контролируемых параметрах происходит непрерывно.
3.28 операционный контроль: Контроль, выполняемый в процессе производства работ или непосредственно после их завершения.
3.29 ответственные работы: Отдельные виды работ по устройству конструктивных элементов, некачественное выполнение которых может повлиять на устойчивость, надежность и долговечность конструкции или привести к непригодности сооружения для безопасной эксплуатации.
3.30 партия материалов: Количество материала, установленное соответствующим нормативным документом, поступившее/выпущенное в течение одной смены и сопровождаемое одним документом о качестве.
3.31 периодический контроль: Контроль, при котором поступление информации о контролируемых параметрах происходит через установленные интервалы времени.
3.32 подрядчик: Юридическое лицо, имеющее соответствующее право и выполняющее по договору подряда с заказчиком работы по проектированию, строительству (реконструкции), капитальному ремонту и эксплуатации автомобильной дороги.
3.33 предупреждающее действие: Действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации.
3.34 приемка выполненных работ: Совокупность процедур по определению и оценке показателей соответствия принимаемого объекта (работ), проектной (рабочей) документации.
3.35 приемочный контроль: Контроль продукции по результатам которого принимается решение о ее пригодности к поставкам и (или) использованию, а также контроль, выполняемый по завершении дорожных работ или их этапов, скрытых и ответственных работ.
3.36 проект производства работ (ППР): Организационно-технологический документ, разрабатываемый для реализации видов и объёмов работ в соответствии с проектной и рабочей документацией и определяющий технологии строительных или ремонтных работ (технологические процессы и операции), качество их выполнения, сроки, ресурсы и мероприятия по безопасности.
3.37 промежуточная приемка выполненных работ: Приемка скрытых работ и ответственных конструкций.
3.38 процесс: Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы, представляющих собой совокупность последовательных действий, направленных на достижение намеченного результата.
3.39 рабочая документация: Документация, разрабатываемая в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации.
3.40 регистрационный контроль: Контроль, выполняемый путем анализа данных, зафиксированных в документах (сертификатах, актах освидетельствования скрытых работ, общих или специальных журналах работ и т.п.).
3.41 реконструкция автомобильной дороги: Комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги и ее участков, ведущий к изменению класса и/или категории автомобильной дороги либо влекущий за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.
3.42 ремонт автомобильной дороги: Комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
3.43 система управления качеством: Система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.
3.44 скрытые работы: Отдельные виды работ по устройству конструктивных элементов, которые после их окончания частично или полностью будут скрыты при последующих работах.
3.45 содержание автомобильной дороги: Комплекс работ по поддержанию нормативного, технического состояния автомобильной дороги, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
3.46 сплошной контроль: Контроль каждой единицы продукции в партии.
3.47 строительный контроль: Контроль соответствия выполняемых работ проектной документации, техническим нормам, требованиям технических регламентов и другим нормативным документам, проводимый в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог.
3.48 субъект управления качеством: Организация, принимающая решения и управляющая качеством путём воздействия на управляемую систему для достижения поставленных целей.
3.49 текущий контроль: Контроль состояния автомобильной дороги и сооружений на ней, осуществляемый заказчиком путем периодических осмотров, а также диагностики автомобильных дорог с выявлением и учетом имеющихся дефектов конструктивных элементов автомобильных дорог, оценкой качества их эксплуатационного состояния.
3.50 транспортно-эксплуатационные показатели: Комплекс фактических значений параметров технического уровня и эксплуатационного состояния дороги на момент ее обследования.
3.51 точки контроля: Критические точки в схеме процесса, определяющие момент контроля качества (снятие информации с процесса, анализ, принятие решения по результатам процесса).
3.52 требования качества: Документально изложенные критерии, которые должны быть выполнены, если требуется соответствие документу и по которым не разрешены отклонения.
3.53 эксплуатация автомобильной дороги: Комплекс мероприятий по ее текущему ремонту и содержанию.
3.54 эксплуатационный контроль: Контроль, осуществляемый на стадии эксплуатации продукции.
4 Общие положения
Управление качеством автомобильных дорог осуществляют на основе системного подхода, при котором оно является неотъемлемой частью каждой подсистемы, составляющей единую систему дорожного хозяйства.
При выполнении дорожных работ оценивают качество, как отдельных элементов, так и качество автомобильной дороги в целом. При этом используют как единичные, так и комплексные показатели качества.
Своевременность и соответствие объема и состава проводимого контроля качества требованиям нормативной документации наряду с полнотой и объективностью отражения полученных результатов определяют его эффективность.
Важнейшей составляющей системы качества являются единые для всех исполнителей правила оценки качества, учитывающие последние достижения науки и техники в области дорожного хозяйства.
Реализацию единой концепции обеспечения качества осуществляют на основе актуализируемых фондов действующей нормативно-технической документации, проектной и рабочей документации, технологических регламентов, содержащих требования к выполнению и оценке качества дорожных работ.
Объективность оценки качества достигают при ее выполнении квалифицированным персоналом с использованием современных актуализированных методик, поверенных средств измерения и аттестованного (откалиброванного) оборудования.
В качестве целевого показателя качества дорожных работ целесообразно использовать обобщенный показатель качества и состояния дороги, определяемый в соответствии с ОДН 218.0.006-2002 [1]. Значение целевого показателя не должно быть меньше предельно допустимого в течение межремонтного срока службы автомобильной дороги.
Нормативные значения единичных и комплексных показателей, используемых для оценки качества, должны соответствовать требованиям актуализированных нормативно-технических документов, используемых при выполнении Государственного контракта.
Важными условиями обеспечения нормативного значения целевого показателя качества являются:
- создание и успешное функционирование системы управления качеством в федеральных казенных учреждениях (ФКУ), выполняющих функции органов управления дорожным хозяйством (ОУДХ);
- осуществление ведомственного мониторинга качества при выполнении дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения;
- использование при выполнении дорожных работ инновационных материалов и технологий.
Цель ведомственного контроля (мониторинга) качества - оценка соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения и выполняемых дорожных работ установленным правилам, стандартам, техническим регламентам и другим нормативным документам.
При осуществлении ведомственного контроля (мониторинга) должны учитываться положения документов, регламентирующих осуществление государственного контроля (надзора). При ведении исполнительной документации, её состав должен включать формы документов, предусмотренные руководящими документами органов государственного контроля (надзора).
Для выполнения статистической оценки отдельных количественных показателей качества может быть использована методика, разработанная на основе ГОСТ Р ИСО 3951-1-2007 и приведенная в Приложении А. Данная методика позволяет определить объем выборки и стабильность качества отдельных количественных показателей.
Комплексная оценка качества и эффективности дорожной деятельности может быть выполнена с помощью интегрального показателя качества, использование которого предусматривает ГОСТ 15467-79.
Суммарный полезный эффект, величина которого используется при расчете интегрального показателя качества, можно определить с помощью фактических значений обобщенного показателя качества, определяемых ежегодно в течение гарантийного срока по результатам диагностики, и значения данного показателя до проведения дорожных работ. Порядок определения интегрального показателя качества, рекомендуемый для выборочного опытного применения, приведен в приложении Б.
Используемые при выполнении дорожных работ дорожно-строительные материалы, подлежащие подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия (Приложение 1 к ТР ТС 014/2011) и изделия, подлежащие подтверждению соответствия в форме сертификации (Приложение 2 к ТР ТС 014/2011) должны иметь соответствующие документы. Документами, подтверждающими соответствие дорожно-строительных материалов и изделий требованиям Технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог", являются декларация о соответствии или сертификат соответствия.
5 Система управления качеством при выполнении дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения
5.1 Субъекты управления качеством
Управление качеством дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения целесообразно рассматривать как трехуровневую систему, включающую стратегический, тактический и оперативный уровни.
Субъектами управления качеством являются:
- на I уровне - Федеральное дорожное агентство (Росавтодор);
- на II уровне - ФКУ, выполняющие функции органов управления дорожным хозяйством (функции Заказчика);
- на III уровне - подрядные организации, выполняющие дорожные работы.
Обеспечение качества дорожных работ возможно при выполнении следующих условий:
- наличие системы качества, включающей регламентные процедуры управления;
- исполнение участниками системы качества соответствующих регламентных процедур;
- мониторинг исполнения участниками системы качества регламентных процедур управления.
Ведомственный мониторинг системы управления качеством и качества дорожных работ выполняет Федеральное казенное учреждение "Дирекция мониторинга дорожных работ, технологий и материалов Федерального дорожного агентства" (ФКУ "Росдортехнология").
Схема управления качеством дорожных работ приведена на рисунке 1.
5.2 Функции субъектов управления качеством
В соответствии с приведенной иерархией субъекты системы управления качеством выполняют следующие функции:
- I уровень (Росавтодор) - устанавливает единые принципы и требования к системе управления качеством. Организует и финансирует проведение научных исследований и разработку нормативных документов. Организует проведение диагностики автомобильных дорог. Определяет целевые показатели качества. Утверждает методы осуществления и периодичность проведения ведомственного мониторинга. Рассматривает для принятия управленческих решений и мер реагирования результаты ведомственного мониторинга, осуществленного ФКУ "Росдортехнология";
- II уровень (Федеральные казенные учреждения - органы управления дорожным хозяйством) - выполняют функции Заказчика на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения. Осуществляют ведомственный контроль дорожных работ. Разрабатывают и реализуют "Регламент оценки качества и приемки дорожных работ" в соответствии с едиными принципами и требованиями к системе управления качеством. Федеральные казенные учреждения, выполняющие функции органов управления дорожным хозяйством, обеспечивают выполнение строительного контроля собственными силами или на контрактной основе. Организуют выполнение работ по повышению и поддержанию на необходимом уровне транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог. Организуют работы по обеспечению безопасного и бесперебойного движения на подведомственной сети дорог;
- III уровень (подрядные организации) выполняют дорожные работы в соответствии с нормативно-технической документацией. Осуществляют строительный контроль, контроль качества при выполнении работ по ремонту и содержанию.
"ФКУ "Росдортехнология" осуществляет мероприятия ведомственного мониторинга в соответствии с методами и периодичностью, утвержденными Росавтодором. Осуществляет сопровождение деятельности Федерального дорожного агентства по реализации единой технической политики в области обеспечения качества дорожных работ (услуг) на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения. Проводит актуализацию перечня рекомендуемой к использованию при выполнении работ по Государственным контрактам нормативной документации. Осуществляет сбор и обобщение информации по выборочному мониторингу внедрения инноваций посредством контроля наличия инноваций в технических заданиях и непосредственного контроля на объектах строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
5.3 Принципы управления качеством
Управление качеством дорожных работ основывают на положениях Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011, соответствующих ГОСТ, ГОСТ Р, ГОСТ ISO, Сводов правил, Федеральных Законов [2-4], Постановлений Правительства [5], Приказов Минтранса [6-7], ОДМ [8-10], Руководящих документов Федерального агентства по экологическому и атомному надзору [11-12], других актуальных нормативных документов.
С учетом положений ГОСТ ISO 9000-2011 и ГОСТ Р ISO 9000-2015, основные принципы системы управления качеством могут быть сформулированы следующим образом:
- качество - важнейшая составляющая эффективного функционирования дорожно-транспортного комплекса. Эффективное функционирование дорожно-транспортного комплекса и обеспечение безопасности дорожного движения должны являться основным результатом дорожной деятельности;
- ориентация на потребителей. Выявление их текущих и будущих потребностей, оценка удовлетворенности и внедрение улучшений. Обеспечение соответствия потребительских свойств дороги нормативным требованиям;
- лидерство и роль руководства. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Руководство должно осуществлять активную деятельность по созданию условий, необходимых для обеспечения успешного функционирования системы управления качеством;
- вовлечение работников. Работники всех уровней составляют основу организации, поэтому их полное вовлечение в решение задач обеспечения качества позволит успешно решать поставленные задачи. Компетентные, наделенные полномочиями и взаимодействующие работники на всех уровнях организации повышают ее способность эффективно решать поставленные задачи. Каждый работник должен принимать участие в постоянном совершенствовании качества процессов, за которые он несет ответственность;
- процессный подход. Эффективность достижения необходимого результата существенно повышается при управлении деятельностью и соответствующими ресурсами как процессом, подчиненным одним правилам и направленным на достижение единой цели. При реализации процессного подхода важно учитывать, что выход одного процесса является входом другого процесса. Качество проектирования автомобильной дороги во многом определяет качество строительства и дальнейших дорожных работ;
- системный подход. Выявление и управление взаимосвязанными процессами как системой способствует повышению качества, эффективности и результативности дорожной деятельности;
- постоянное улучшение. Постоянное совершенствование процессов организации, производства и управления следует рассматривать как обязательное условие деятельности организации;
- принятие управляющих и корректирующих решений, основанных на фактах. Эффективные решения основывают на объективной информации и анализе данных, полученных в результате оценки качества и мониторинга выполняемых дорожных работ;
- внимание к партнёрам (в том числе потенциальным). Эффективность работы организации значительно возрастает при грамотном управлении взаимоотношениями с заинтересованными сторонами, с целью оптимизировать их влияние на результаты своей деятельности для достижения положительного результата. Основой отношений с поставщиками должно быть обеспечение необходимого качества поставляемой продукции и процессов.
5.4 Принципы ведомственного мониторинга качества
Принципы организации и проведения ведомственного мониторинга качества на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения:
- ведомственный мониторинг должен охватывать все виды дорожной деятельности. При этом должны использоваться способы и подходы, позволяющие получить достаточно полную и объективную картину ситуации;
- ведомственный мониторинг должен обеспечивать получение объективной информации, необходимой для выявления, устранения и предотвращения недостатков в дальнейшем, достаточной для принятия эффективных управленческих решений;
- организацию и проведение ведомственного мониторинга осуществляют с учетом приоритетных направлений развития дорожной отрасли;
- ведомственный мониторинг должен своевременно учитывать происходящие в дорожной отрасли изменения, что позволит обеспечить его высокую эффективность;
- ведомственный мониторинг должен ориентироваться на конкретные результаты, повышение эффективности и качества дорожной деятельности.
6 Организация и проведение ведомственного мониторинга качества при выполнении дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения ФКУ "Росдортехнология"
6.1 Функции и задачи ФКУ "Росдортехнология"
В системе управления качеством дорожных работ ФКУ "Росдортехнология" проводит плановый (в соответствии с утвержденным руководителем Росавтодора планом-графиком) и внеплановый (на основании отдельных приказов и поручений) мониторинг с целью повышения качества дорожных работ и повышения эффективности расходования бюджетных средств на основе действующих нормативно-технических документов и распорядительных актов Росавтодора в ходе которого:
- осуществляет мониторинг качества лабораторного обеспечения дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения;
- проводит выборочный мониторинг качества строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них;
- проводит выборочный мониторинг качества дорожно-строительных материалов, изделий и конструкций, применяемых в дорожном хозяйстве;
- по заданию Федерального дорожного агентства организует и проводит сравнительные испытания приборов, оборудования и материалов, применяемых в дорожном хозяйстве;
- проводит мониторинг качества работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, в том числе проводит оценку уровня содержания автомобильных дорог;
- проводит выборочный мониторинг проектно-сметной документации на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
- осуществляет мониторинг обеспечения результативности, адресности, эффективности и целевого характера использования средств федерального бюджета, выделяемых на развитие дорожного хозяйства;
- осуществляет организацию и мониторинг работ по проведению диагностики и оценке технического состояния автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений на них;
- выполняет сбор и обобщение информации по выборочному мониторингу внедрения инноваций посредством контроля наличия инноваций в технических заданиях и непосредственного контроля на объектах строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог федерального значения.
6.2 Организация и состав работ при осуществлении ФКУ "Росдортехнология" мониторинга качества дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения
Мониторинговые мероприятия осуществляются в соответствии с Приказом Росавтодора N 965 от 23.06.2016 года [13] и Техническими заданиями на основании устава ФКУ "Росдортехнология", ежегодного плана-графика мониторинга производственной деятельности организаций дорожного хозяйства, подведомственных Росавтодору, утверждаемого руководителем Росавтодора (плановые), и на основании отдельных приказов и поручений Росавтодора (внеплановые) по согласованию с заместителем руководителя Росавтодора, курирующим деятельность ФКУ "Росдортехнология".
Внесение изменений в план-график проведения мониторинговых мероприятий на очередной год осуществляется не позднее месяца до начала проведения мониторингового мероприятия, в отношении которого вносятся такие изменения.
Субъектами мониторинговых мероприятий являются подведомственные Росавтодору федеральные казенные учреждения (далее - субъекты мониторинга).
Цель мониторинговых мероприятий - анализ соблюдения субъектами мониторинга требований законодательства Российской Федерации, приказов и распоряжений Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального дорожного агентства, и иных нормативно-технических документов, в рамках полномочий, определенных уставом ФКУ "Росдортехнология" и положениями о филиалах ФКУ "Росдортехнология".
Виды мониторинговых мероприятий, проводимых ФКУ "Росдортехнология" в части качества дорожных работ соответствуют основным направлениям деятельности Управления строительства и эксплуатации автомобильных дорог Росавтодора :
- мониторинг организации и качества работ (услуг) по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию (устройство защитных слоев и слоев износа) на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения и искусственных сооружениях на них, находящихся в оперативном управлении федеральных казенных учреждений, подведомственных Росавтодору;
- переходный период (оценка уровня содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них в период перехода с зимнего содержания на весеннее);
- мониторинг организации и качества выполнения работ (оказания услуг) по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения;
- мониторинг хода подготовки автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных, дорожных сооружений на них к эксплуатации в зимний период.
Мониторинг качества дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения включает в себя:
- выборочную проверку качества строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений на них;
- мониторинг качества работ (услуг) по содержанию;
- проверку качества работ по диагностике и оценке технического состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них;
- проверку внедрения в дорожное хозяйство единого подхода к оформлению технической документации по лабораторному обеспечению и обеспечению качества дорожно-строительных и мостовых работ;
- проверку качества материалов, конструкций и изделий, применяемых в дорожном хозяйстве;
Мониторинг мероприятия осуществляют в 4 этапа:
- подготовительный этап;
- выездное мероприятие, сбор информации;
- камеральная обработка данных, составление отчета;
- передача отчетных работ материалов уполномоченному представителю субъекта мониторингового мероприятия.
Порядок действий и состав работ при осуществлении мониторинговых мероприятий в рамках каждого из указанных этапов приведен в Приказе Росавтодора N 965 от 23.06.2016 года [13].
6.3 Мониторинг организации и качества работ (услуг) по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения и дорожных сооружений на них
6.3.1 Мониторинг нормативно-правового обеспечения дорожных работ
Мониторинг нормативно-правового обеспечения дорожных работ включает:
- наличие контрактов и дополнительных соглашений к государственным контрактам на выполнение работ (номер и дата заключения, краткое содержание). Соответствие их положений действующему законодательству и распорядительным документам Росавтодора;
- проверка технического задания (при наличии) и перечня НТД контракта на предмет соответствия актуализированному фонду нормативно-технической документации;
- анализ предусмотренного контрактом порядка выполнения гарантийных обязательств;
- наличие и срок действия обеспечения государственных контрактов;
- наличие документов о назначении ответственных лиц заказчика за объектами;
- наличие и срок действия разрешения на строительство (для объектов строительства и реконструкции);
- наличие и срок действия свидетельств СРО у подрядных организаций, соответствие свидетельств видам выполняемых работ;
- мониторинг (при наличии) претензионно-исковой работы со стороны со стороны заказчика при нарушении условий Государственных контрактов со стороны исполнителей.
6.3.2 Мониторинг проектной и рабочей документации
Мониторинг качества проектной и рабочей документации включает следующие вопросы:
- проверка наличия утвержденной в установленном порядке проектной документации (номер и дата положительного заключения ФАУ "Главгосэкспертиза России", номер и дата документа об утверждении проекта);
- мониторинг наличия и полноты рабочей документации, утвержденной заказчиком, ее соответствие проектно-сметной документации и нормативным требованиям;
- состав и полнота проектной документации, обоснованность и целесообразность изменений проектных решений на стадии разработки рабочей документации, их оформление и документирование;
- анализ количества и причин внесения изменений в проектную документацию (недостаток инженерных изысканий, недочеты на стадии проектирования, изменения, произошедшие с момента выхода проекта до начала работ и др.). Наличие согласований изменений технических решений, мониторинг порядка согласования изменений проектных решений;
- оценка выполнения в рабочей документации требований по вопросам безопасности дорожного движения (наличие схем организации дорожного движения в местах производства дорожных работ, утвержденных и согласованных в установленном порядке);
- своевременность передачи проектной (рабочей) документации подрядной организации в соответствии со сроками, установленными государственными контрактами. Наличие у производителей работ утвержденной в установленном порядке проектной и рабочей документации; проектов производства работ (с технологическими картами, схемами операционного и лабораторного контроля и перечнями работ, подлежащих промежуточной приемке), проектов производства геодезических работ (при необходимости их разработки), их соответствие нормативным требованиям и требованиям контракта.
6.3.3 Мониторинг системы управления качеством при выполнении дорожных работ
Мониторинг системы управления качеством Заказчика при выполнении дорожных работ включает вопросы:
- наличие системы управления качеством дорожных работ, регламентированной соответствующим документом, введенным в действие Приказом по организации. Данный документ может быть представлен в виде регламента или стандарта организации, или руководства по качеству (в случае использования в организации системы менеджмента качества по ГОСТ ISO);
- оценка работы системы качества путем проверки документирования заказчиком процессов и процедур, предусмотренных системой управления качеством дорожных работ;
- мониторинг численности и соответствия квалификации кадрового состава, участвующего в функционировании системы управления качеством должностным инструкциям и профессиональным стандартам. Наличие положений об отделах и должностных инструкций;
- организация контроля и приемки дорожных работ;
- наличие собственной лаборатории у заказчика. Наличие положения о лаборатории (Руководства по качеству). Должностные инструкции сотрудников лаборатории;
- численность персонала лаборатории. Оценка соответствия числа работников объему проводимых испытаний;
- наличие документов, подтверждающих компетентность лаборатории (наличие свидетельства об оценке состояния измерений или аттестата аккредитации, или свидетельства об аттестации). Проверка соответствия области аттестации (приложение к вышеуказанным документам) контролируемым данной лабораторией характеристикам дорожно-строительных материалов;
- мониторинг соблюдения графиков (межповерочных интервалов) поверки (калибровки) и аттестации средств измерений и испытательного оборудования (на соответствующий год);
- соответствие (наличие) испытательного оборудования перечню деятельности, закрепленной за лабораторией (по видам работ, выполняемым на объекте);
- паспорта на испытательное оборудование, контрольно-измерительные приборы и приспособления, инструкции по эксплуатации СИ, испытательное и вспомогательное оборудование;
- наличие журналов (протоколов) лабораторных испытаний установленной формы;
- мониторинг ведения журналов (протоколов) лабораторных испытаний (правильность, полнота и своевременность). Проверка осуществления единого подхода к ведению лабораторной документации. Оценка возможности идентификации зафиксированных результатов испытаний. Идентификация зафиксированных в протоколах результатов предполагает наличие листов измерений, содержащих первичные данные испытаний;
- наличие согласованных составов (подборов) на применяемые смеси и соответствие их проекту;
- наличие паспортов (сертификатов) качества на применяемые материалы;
- использование актуализированного фонда нормативно-технической литературы. Фонд считается актуализированным в случае использования компьютерных лицензионных программ или при использовании нормативных документов с отметкой организаций, имеющих право на их распространение. При этом постоянно должна проводиться текущая актуализация;
- охрана труда в лаборатории. Наличие инструкции по охране труда. Наличие приточно-вытяжной вентиляции;
- наличие оргтехники и компьютерных программ для обработки результатов испытаний;
- наличие и состав проекта производства геодезических работ;
- наличие документов о передаче заказчиком геодезической разбивочной основы подрядной организации;
- наличие свидетельств о поверке приборов и измерительных инструментов, сертификатов о калибровке геодезического оборудования, используемых на объекте.
6.3.4 Мониторинг качества выполнения дорожных работ
В рамках мониторинга системы управления качеством дорожных работ может проводиться мониторинг качества дорожных работ на объекте (строительной площадке), который включает следующие вопросы:
- наличие документов о передаче заказчиком строительной площадки подрядной организации;
- наличие согласованных проектов производства работ, технологических регламентов;
- проверка соответствия разработанных проектов производства работ и прочей организационно-технологической документации (технологических регламентов, технологических карт) требованиям проектной документации (ПОС), СП 48.13330.2011 "Организация строительства" и требованиям контракта;
- наличие, полнота ведения и соответствие требованиям нормативных документов исполнительной документации (результаты входного контроля, акты освидетельствования скрытых работ, акты освидетельствования ответственных конструкций, исполнительные чертежи, общие, специальные журналы производства работ и т.д.);
- выборочный мониторинг принятых заказчиком работ: сроки, качество, объем;
- меры, предпринимаемые Подрядчиком на период выполнения работ, для обеспечения безопасного движения транспортных средств и безопасного ведения дорожных работ, в соответствии с согласованными в установленном порядке схемами организации движения транспортных средств;
- соблюдение подрядчиком последовательности и состава технологических операций при выполнении строительно-монтажных работ в соответствии с проектной (рабочей) и согласованной Заказчиком организационно-технологической документацией.
- обеспечение контроля качества работ подрядчиком, в том числе:
- наличие собственной (привлечённой) лаборатории;
- документы о состоянии измерений в лаборатории (свидетельство об оценке состояния измерений или аттестат аккредитации или свидетельство об аттестации);
- паспорта на средства измерения, испытательное и вспомогательное оборудование, инструкции по эксплуатации;
- мониторинг соблюдения графиков (межповерочных интервалов) поверки (калибровки) и аттестации средств измерений, испытательного и вспомогательного оборудования (на соответствующий год);
- соответствие (наличие) средств измерения и оборудования перечню деятельности, закрепленной за лабораторией (по видам работ, выполняемым на объекте);
- наличие журналов (протоколов) лабораторных испытаний установленной формы;
- выборочный мониторинг ведения журналов (протоколов) лабораторных испытаний (правильность, полнота и своевременность фиксирования результатов);
- наличие документов о качестве (паспортов, сертификатов) на применяемые материалы;
- осуществление входного, операционного, приёмочного контроля в ходе производства работ;
- выполнение подрядчиком мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемых материалов, изделий, продукции;
- соответствие используемых в ходе производства работ материалов, изделий (продукции) требованиям проектно-сметной документации, рабочей документации.
- выборочный мониторинг соответствия работ, выполняемых на момент проведения мониторинга, актам освидетельствования скрытых работ, актам приемки ответственных конструкций, составам (подборам) на приготовляемые смеси, требованиям нормативной и проектной (рабочей) документации, в том числе с помощью средств геодезического и лабораторного контроля (с составлением при необходимости ведомостей измерений, актов отбора проб материалов, протоколов испытаний проб отобранных материалов)
- наличие и состояние геодезического контроля, осуществляемого подрядными организациями;
- наличие актов сезонной проверки геодезической разбивочной основы;
- выборочный мониторинг закрепления и сохранности знаков геодезической разбивочной основы;
- наличие и правильность ведения оперативных журналов геодезических работ;
- мониторинг исполнения гарантийных обязательств подрядными организациями. Мониторинг количества гарантийных случаев на участках с различным сроком службы. Приостановка гарантии, данные об увеличении её продолжительности. Перечень дефектов, приведших к появлению гарантийных случаев. Фиксирование значения обобщенного показателя качества на гарантийных участках, полученного из АБДД "Дорога" по результатам текущей диагностики текущего (предыдущего) года, его соответствие нормативным требованиям;
- при наличии: мониторинг соответствия мероприятий по консервации объекта требованиям ГОСТ 32867-2014;
- мониторинг инновационной деятельности Заказчика, включая наличие плана инновационной деятельности и исполнение плановых показателей;
- мониторинг устранения нарушений и недостатков, выявленных в ходе предыдущего мониторинга и проверок ФКУ Росдортехнология. Наличие утверждённого плана мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе предыдущего мониторинга. Мониторинг соответствия фактически принятых мер разделам плана мероприятий.
6.4 Мониторинг исполнения государственных контрактов на осуществление авторского надзора и строительного контроля
Мониторинг исполнения государственных контрактов на осуществление авторского надзора включает:
- выполнение необходимых контрольных измерений и лабораторных испытаний в объемах, не менее предусмотренных техническим заданием к договору (контракту), с оценкой соответствия результатов требованиям утвержденной рабочей документации;
- мониторинг исполнения условий государственного контракта на осуществление авторского надзора. Полнота и своевременность оформления отчётной документации;
- закрепление представителей проектной организации, график осуществления авторского надзора.
При выполнении мониторинга исполнения государственных контрактов на осуществление строительного контроля выясняют соответствие строительного контроля требованиям ГОСТ 32731-2014, ОДМ 218.7.001-2009 [8], законодательных актов и нормативных документов, включая следующие вопросы:
- мониторинг исполнения условий государственного контракта на осуществление строительного контроля. Полнота, оформление и своевременность отчётной документации;
- проверка соответствия сроков выполнения работ по строительному контролю срокам, предусмотренным заключенным договором (контрактом);
- соответствие работ по строительному контролю требованиям договора (контракта) и технического задания;
- наличие собственной лаборатории, компетентной в проведении испытаний в заявленной области деятельности;
- соответствие инструментального и лабораторного обеспечения организации, осуществляющей строительный контроль, требованиям государственного контракта. К лабораторным и геодезическим службам организации, осуществляющей строительный контроль предъявляются требования, идентичные изложенным в п. 6.3.3 и п. 6.3.4;
- закрепление представителей организации, осуществляющей контроль;
- мониторинг проверки знаний и квалификации персонала, осуществляющего строительный контроль, заказчиком.
- наличие согласованной с заказчиком формы предписаний (о выявленных нарушениях, о приостановке работ);
- проверка документов, подтверждающих наличие у непосредственных исполнителей на объекте полномочий на право осуществления строительного контроля;
- мониторинг документов с замечаниями и указаниями о выявленных в ходе строительного контроля нарушениях и документов с отметками об их устранении;
- мониторинг выдачи предписаний подрядчику о приостановке работ до устранения недостатков при обнаружении нарушений правил производства работ и несоответствий утвержденной рабочей документации, которые могут повлиять на качество или безопасность всего объекта или окружающей среды. Наличие документов, подтверждающих устранение нарушений и возможность дальнейшего выполнения работ;
- проверка наличия в приобъектном офисе организации, осуществляющей строительный контроль проектной и рабочей документации, изменений к ней, деловой переписки, касающейся выявленных нарушений и их устранения.
Приведенный в п. 6.3 состав мониторинга может быть скорректирован в соответствии с содержанием технического задания, выдаваемого перед его проведением.
6.5 Мониторинг организации и оценки качества содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений на них
Мониторинг организации и оценки качества содержания включает проведение трех видов мониторингов:
- мониторинг автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них в переходный период. Сроки проведения - с 01.02. по 01.05;
- мониторинг организации и качества выполнения работ (оказание услуг) по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения. Сроки проведения - с 01.05. по 31.09.
- мониторинг хода подготовки автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них к эксплуатации в зимний период. Сроки проведения - 01.09. по 15.11.
Мониторинг автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них в переходный период включает:
- оценку уровня содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в зимний период;
- мониторинг содержания искусственных сооружений и участков автомобильных дорог, переданных в реконструкцию (строительство), капитальный ремонт, ремонт и устройство слоев износа;
- мониторинг ведения организационно-технологической и исполнительной документации;
- мониторинг ведения ОУДХ претензионной работы;
- мониторинг исполнения мероприятий по подготовке автомобильных дорог и искусственных сооружений на них к работе в период прохождения весеннего паводка.
Мониторинг организации и качества выполнения работ (оказание услуг) по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения включает:
- оценку проведения работ по повышению безопасности дорожного движения, в т.ч. организации и качества выполнения работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки, установленных дорожных знаков, дорожных и мостовых ограждений;
- мониторинг организации и качества выполнения работ по обеспечению безопасности дорожного движения на искусственных сооружениях и участках автомобильных дорог, переданных в реконструкцию (строительство), капитальный ремонт, ремонт и устройство слоев износа (осуществляется на участках оценки проведения работ по повышению безопасности дорожного движения, в т.ч. организации и качества выполнения работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки, установленных дорожных знаков, дорожных и мостовых ограждений. Износ дорожной разметки не определяют при наличии снежно-ледяных отложений на покрытии проезжей части;
- мониторинг ведения организационно-технологической и исполнительной документации;
- мониторинг ведения ОУДХ претензионной работы.
Мониторинг хода подготовки автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них к эксплуатации в зимний период включает:
- оценку уровня содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в весенне-летне-осенний период;
- мониторинг содержания искусственных сооружений и участков автомобильных дорог, переданных в реконструкцию (строительство), капитальный ремонт, ремонт и устройство слоев износа;
- мониторинг ведения организационно-технологической и исполнительной документации;
- мониторинг ведения ОУДХ претензионной работы;
- мониторинг участков автомобильных дорог и искусственных сооружений, находящихся на гарантии после строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта;
- мониторинг хода заготовки противогололедных материалов, подготовки техники, производственных баз к эксплуатации в зимний период.
Приведенный в п. 6.4 состав мониторинга может быть скорректирован в соответствии с содержанием технического задания, выдаваемого на его проведение.
6.6 Оформление результатов мониторинга
Материалы проведенного мониторингового мероприятия состоят из проекта отчета о мониторинге и приложений к нему, на которые имеются ссылки в отчете о мониторинге. Отчеты состоят из отдельных самостоятельных разделов (томов) по каждому из видов деятельности [13]:
- строительство, реконструкция;
- ремонт, капитальный ремонт;
- содержание;
В отчете мониторингового мероприятия указываются:
- дата и место составления отчета;
- наименование организации (филиала), осуществившей мониторинговое мероприятие;
- дата и номер распоряжения или приказа, на основании которого проводилось мониторинговое мероприятие;
- фамилии, имена, отчества и должности должностных лиц, осуществивших мониторинговое мероприятие;
- наименование проверяемого юридического лица, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, присутствовавших при проведении мониторингового мероприятия;
- продолжительность проведения мониторингового мероприятия;
- сведения о результатах мониторингового мероприятия, в том числе о выявленных нарушениях;
- подписи должностных лиц, осуществивших мониторинговое мероприятие.
Требования к оформлению отчета мониторинговых мероприятий:
- объективность, краткость и ясность при изложении результатов мониторингового мероприятия на объекте;
- четкость изложения выявленных нарушений и недостатков;
- логическая и хронологическая последовательность излагаемого материала;
- изложение фактических данных только на основе соответствующих документов, проверенных представителями ФКУ "Росдортехнология", при наличии исчерпывающих ссылок на них.
Описание фактов нарушений, выявленных в ходе мониторингового мероприятия, должно содержать следующую обязательную информацию:
- какие требования нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, государственных контрактов или их отдельных положений были нарушены;
- наименование организации, допустившей нарушение;
- фактически выявленные нарушения.
Текст отчета мониторинга должен соответствовать следующим общим требованиям:
- должен содержать достоверную и аргументированную информацию, изложенную объективно, четко, без сложных словосочетаний, быть кратким, четким и не допускать различных толкований. В тексте должны применяться научно-технические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии - общепринятые в научно-технической литературе;
- не должен допускать обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы;
- не должен применять произвольные словообразования, сокращения слов, кроме установленных соответствующими государственными стандартами и правилами орфографии русского языка;
- не должен применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;
- не должен содержать правовую и морально-этическую оценку действий должностных и материально-ответственных лиц субъекта мониторинга, в том числе оценку должностных лиц подрядных организаций, а также квалификацию их поступков, намерений и целей;
- не должен включать факты, не подтвержденные документами или результатами обследований, а также не должен содержать сведения из материалов правоохранительных органов и ссылки на показания, данные следственным органам.
Каждый выявленный факт нарушения должен быть обоснован, документально подтвержден и отражен в приложении к настоящему регламенту (столбец 2 таблицы 1), оформляемом представителем ФКУ "Росдортехнология". Материалы, в том числе фотоматериалы, результаты измерений, лабораторных испытаний, копии отдельных листов исполнительной документации или других документов, подтверждающие нарушение, должны быть приложены к отчету мониторингового мероприятия.
К отчету мониторингового мероприятия, в случае необходимости, прилагаются акты отбора образцов дорожно-строительных материалов, результаты измерений и лабораторных испытаний, фотографическая документация, характеризующая состояние объектов мониторинга, и иные документы или их копии, связанные с результатами мониторинга.
Ответственность за составление (формирование) отчета мониторингового мероприятия возлагается на руководителя проверяющей группы, которому каждый член группы представляет материал по разделам (вопросам), предусмотренным техническим заданием на проведение мониторингового мероприятия.
Должностные лица субъекта мониторинга вправе представить пояснения после получения материалов проведенного выездного мероприятия, но не позднее 3 календарных дней в части мониторинговых мероприятий по содержанию автомобильных дорог и 5 календарных дней для остальных мониторинговых мероприятий, ранее не представленных в ходе мониторинга. Данные материалы с письменным обоснованием должностного лица субъекта мониторинга о причинах несвоевременного представления комплектуются и включаются в отчет в виде отдельного приложения.
При этом на подписном листе отчета делается запись о представлении документации после окончания выездного мониторингового мероприятия со ссылкой на письменное обоснование должностного лица субъекта выездного мониторингового мероприятия.
Два экземпляра отчета мониторингового мероприятия с приложениями направляются в ФКУ "Росдортехнология" для дальнейшего представления в соответствующие структурные подразделения Росавтодора и субъекту мониторинга.
В случае выявления в ходе мониторинга недостатков, субъект мониторинга после получения отчета разрабатывает план мероприятий по устранению нарушений и замечаний, выявленных в результате мониторинга, оформляя его в виде таблицы (приложение к настоящему регламенту).
Мероприятия разрабатываются с учетом устранения всех отмеченных в отчете нарушений, замечаний и недостатков. Недостатки, влияющие на безопасность дорожного движения, должны быть устранены незамедлительно. В случае невозможности устранения замечаний по объективным причинам, к направляемому плану мероприятий по каждому неустраненному замечанию необходимо прилагать объяснения, подтвержденные официальными документами.
План мероприятий с сопроводительным письмом направляется в адрес ФКУ "Росдортехнология" в течение 5 суток с момента окончания выездного мероприятия для всех видов мониторинговых мероприятий (трех суток для мониторинговых мероприятий на объектах содержания) и включается в окончательную редакцию отчета о мониторинге. Отчет об устранении замечаний и нарушений с сопроводительным письмом и приложением соответствующих исполнительных документов (N , даты, схемы) и фотоматериалов представляется в течение 30 суток в адрес Росавтодора (с копией направляется в ФКУ "Росдортехнология").
Представленные материалы по устранению замечаний подлежат контролю при последующих мониторинговых мероприятиях ФКУ "Росдортехнология".
При невозможности устранения замечаний (по объективным причинам, повлиявшим на неисполнение плана мероприятий) к направляемым сведениям необходимо прилагать объяснения, подтвержденные официальными документами, по каждому не устраненному в срок замечанию, а также информацию о дальнейших действиях субъекта мониторинга по обязательному исполнению плана мероприятий.
Для оценки рассматриваемых в ходе мониторинга вопросов используют оценку качества по альтернативному признаку, т.е. "соответствует" или "не соответствует" нормативным требованиям.
Для определения комплексного показателя качества в баллах отдельных конструктивных элементов и дорожных работ в целом может быть использована методика ВСН 19-89 [14].
Необходимость определения комплексного показателя качества в баллах и выполнения статистической оценки отдельных количественных показателей определяется в задании на проведение мониторинга.
7 Организация и проведение Федеральными казенными учреждениями (ФКУ), выполняющими функции органов управления дорожным хозяйством (ОУДХ), оценки качества дорожных работ
7.1 Задачи и функции ФКУ в системе управления качеством дорожных работ
Федеральные казенные учреждения являются юридическим лицом, осуществляющим функции оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств.
ФКУ выполняют функции государственного заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за Управлением на правах оперативного управления, при выполнении проектных и изыскательских работ, а также при оказании услуг по осуществлению строительного контроля.
В области управления качеством основными задачами ФКУ являются:
- организация управления качеством на основе комплекса организационно-технических мероприятий, включающих проведение единой технической политики при осуществлении контроля качества и выполнении дорожных работ, предотвращение нарушений требований нормативно-технической документации, своевременное выявление и устранение недостатков;
- обеспечение нормативных потребительских свойств на закрепленной сети автомобильных дорог, позволяющих организовать безопасное и бесперебойное движение транспортных средств;
- разработка и организация выполнения мероприятий по улучшению транспортно-эксплуатационных показателей автомобильных дорог и повышению их пропускной способности;
- содействие использованию передовых инновационных технологий, способствующий повышению качества строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог;
- организация и осуществление строительного контроля на объектах капитального строительства, текущего контроля на объектах ремонта и содержания дорог, инспекционного контроля.
Для выполнения перечисленных задач ФКУ осуществляет следующие функции:
- осуществление контроля над сроками разработки проектной документации, ее приемку, рассмотрение, хранение и передачу после утверждения "к производству работ" генеральному подрядчику;
- организует внесение изменений в проектную и рабочую документацию, ее переутверждение;
- обеспечение направления проектной документации, результатов инженерных изысканий на государственную экспертизу в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- при необходимости создает и передает подрядной организации геодезическую разбивочную основу;
- осуществление или организацию строительного контроля и проведение текущего контроля за надлежащим исполнением подрядными организациями обязательств по заключенным государственным контрактам;
- в случае привлечения организаций на договорной основе, осуществление службой контроля качества выборочного инструментального и регистрационного контроля качества дорожных работ и качества работ организации, осуществляющей строительный контроль;
- организацию, при необходимости, авторского надзора;
- проведение промежуточной приемки выполненных работ;
- учет объемов и стоимости принятых и оплаченных работ, а также объемов и стоимости некачественно выполненных подрядной организацией работ и затрат на устранение дефектов и переделок;
- применение мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также государственными контрактами к подрядным организациям, допустившим ненадлежащее исполнение обязательств по государственным контрактам;
- организацию работ по подготовке и проведению приемки в эксплуатацию законченных объектов, в том числе формирование и организация работы рабочих комиссий в соответствии с нормативными документами;
- организация выполнения мероприятий по обеспечению соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения Техническим регламентам, Федеральным законам, стандартам, техническим нормам, руководящим документам Минтранса России, Федерального дорожного агентства и другим нормативным документам;
- принимает участие в осуществлении мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
- оказание содействия при проведении работ по диагностике транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
- оказание содействия и предоставление ФКУ "Росдортехнология" информации и документов в объеме, необходимом для осуществления, ведомственного мониторинга качества;
- организация круглосуточного дежурства с целью осуществления оперативного контроля за транспортно-эксплуатационным состоянием дорог.
Для выполнения задач и осуществления необходимых функций ФКУ должны располагать необходимыми материально-техническими ресурсами и квалифицированными в области оценки качества кадрами.
ФКУ должно иметь собственную лабораторию, компетентную в области деятельности, достаточной для выполнения контроля качества выполняемых видов и объемов работ. Компетентность лаборатории подтверждают наличием необходимого оборудования, свидетельством об оценке состояния измерений, выданного территориальным органом ЦСМ или аттестата аккредитации (свидетельства об аттестации), подтверждающего соответствие положениям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009. Область деятельности (приложение к вышеуказанным документам) и положение о лаборатории должны соответствовать выполняемым функциям, оцениваемым характеристикам дорожно-строительных материалов и дорожным работам. Виды и периодичность испытаний используемых дорожно-строительных материалов должны обеспечивать получение объективной информации об их свойствах. Это достигается выполнением положений соответствующих нормативно-технических документов и схем лабораторного контроля. Рекомендуемые схемы лабораторного контроля основных дорожно-строительных материалов приведены в приложении В. Данные схемы должны проходить актуализацию с учетом изменений нормативной базы, регламентирующей дорожную деятельность и фактически выполняемых испытаний.
Численность работников лаборатории должна соответствовать объемам проводимых испытаний, зависящим от вида и объемов выполняемых работ. Методика определения необходимой численности персонала приведена в приложении Г.
Работоспособность используемых приборов и оборудования подтверждается наличием действующих поверок, калибровок, аттестации. Испытания должны выполняться и фиксироваться с определенной точностью. Требуемая точность лабораторных испытаний приведена в приложении Д.
При выполнении работ используют актуализированный фонд нормативно-технической литературы. Фонд считается актуализированным в случае использования компьютерных лицензионных программ или при использовании нормативных документов с отметкой организаций, имеющих право на их распространение. При этом постоянно проводят текущую актуализацию. При выполнении актуализации особое внимание обращают на перечень нормативно-технических документов, используемых при выполнении работ, являющихся приложением к Государственному контракту.
При изменении требований к свойствам материалов, продукции, технологиям и качеству выполняемых дорожных работ, соответствующие изменения вносятся в документы системы управления качеством дорожных работ, и, при необходимости, в Государственный контракт.
Рекомендуемый при выполнении работ на объектах капитального строительства и ремонта перечень нормативно-технических документов приведен в приложении Е.
7.2 Регламент управления качеством дорожных работ (оценки качества и приемки выполненных работ)
Для реализации единой политики в области качества ФКУ разрабатывают регламент оценки качества и приемки выполненных дорожных работ. Данный регламент оформляют в виде документа, вводимого в действие приказом по организации или стандарта организации.
В случае использования в ФКУ системы менеджмента качества (СМК), необходимые организационно-технические мероприятия в области управления качеством отражают в руководстве по качеству и приложениях к нему.
"Регламент управления качеством дорожных работ (оценки качества и приемки выполненных работ)" (далее - Регламент) направлен на упорядочивание процедур проведения оценки качества материалов, продукции и работ, а также приемки дорожных работ, выполняемых в соответствии с государственным контрактом.
Регламент устанавливает порядок оценки качества применяемых материалов, изделий, конструкций, готовой продукции и выполняемых (выполненных) Подрядчиками работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, требования к контролю качества.
В зависимости от цели контроля и характеристик контролируемого процесса регламент должен содержать различные формы контроля (рисунок 2).
Регламент (или его отдельные разделы) используют в качестве приложения к контракту на выполнение работ.
Рекомендуемое содержание регламента: (документирование)
- область применения, общие положения, порядок назначения лиц, ответственных за проведение строительного контроля, текущего контроля и инспекционного контроля;
- порядок рассмотрения, направления на экспертизу и утверждения проектной документации;
- принципы организации строительного контроля, авторского надзора, текущего контроля и инспекционного контроля;
- общие требования к лабораторной и геодезической службам подрядных организаций, средствам измерений, испытательному и вспомогательному оборудованию, компетентности лабораторий;
- оценка достоверности и качества выполнения авторского надзора и строительного контроля, осуществляемого по договору подряда. Оценка достоверности и качества контроля, осуществляемого подрядными организациями. Оценка качества выполняемых дорожных работ;
- порядок оформления результатов контроля, фиксирования и устранения выявленных недостатков и нарушений;
- порядок оценки качества применяемых материалов, конструкций, изделий и выпускаемой подрядчиком продукции. Требования к свойствам используемых дорожно-строительных материалов. Требования и порядок согласования составов выпускаемой Подрядчиком продукции;
- оценка качества и промежуточная приемка работ при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог. Требования к качеству работ;
- порядок оценки качества и промежуточная приемка работ при ремонте автомобильных дорог. Требования к качеству работ;
- порядок оценки качества работ при содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений;
- порядок оценки качества и промежуточная приемка работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и ремонте искусственных сооружений. Требования к качеству работ;
- общие требования к ведению исполнительной документации;
- порядок проведения приемки в эксплуатацию законченным строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и ремонтом автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
Рекомендуемый перечень форм исполнительной документации приведен в приложении Ж.
Перечень работ, подлежащих освидетельствованию с составлением соответствующих актов, разработанный на основе ГОСТ 32756-2014, представлен в Приложении И.
Рекомендуемый порядок ведения исполнительной документации - в приложении К.
В Регламенте реализуются следующие принципы:
- цель оценки качества и промежуточной приемки - предупреждение и своевременное выявление нарушений при выполнении дорожных работ, обеспечение их соответствия требованиям нормативных документов, повышение эффективности капитальных вложений, улучшение потребительских свойств автомобильных дорог;
- своевременное проведение в необходимом объеме контроля качества позволит обеспечить соблюдение технологии выполнения дорожных работ в соответствии с требованиями нормативных документов;
- эффективность контроля качества определяется наличием необходимого оборудования и персонала, соответствием объема проводимого контроля требованиям нормативной документации, полнотой и объективностью отражения полученных результатов;
- строительный контроль при выполнении работ на объектах капитального строительства выполняется в соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2004 N 190-ФЗ [3], ГОСТ 32731-2014, ОДМ 218.7.001-2009 [8], постановления Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 [5] и других нормативных документов;
- все процедуры и результаты контроля должны быть документированы;
- результаты оценки качества должны оформляться в виде ведомостей измерений, протоколов, актов и журналов в соответствии с разработанным перечнем.
- должна выполняться верификация всех используемых материалов и изделий, выполняемых процессов;
- подрядные организации должны выполнять в полном объеме входной, операционный и приемочный контроль. Контроль должен быть сплошным, непрерывным, измерительным. Регистрационный контроль должен быть минимальным и согласовываться с Заказчиком;
- виды и методы контроля, осуществляемого подразделениями ведомственного контроля Заказчика, будут зависеть от вида дорожных работ и возможности привлечения на договорной основе организаций, осуществляющих строительный контроль. Объем контроля должен быть не менее предусмотренного п. 16.4 СП 78.13330.2012;
- в случае привлечения организаций на договорной основе, служба контроля качества заказчика должна осуществлять выборочный инструментальный и регистрационный контроль качества дорожных работ и качества работ организации, осуществляющей строительный контроль, с оформлением результатов контроля;
- сроки проведения и последовательность действий должны отвечать требованиям соответствующих нормативных документов, регламентирующих выполнение работ, требования к продукции и проведению контроля. Сроки проведения контроля должны строго соответствовать графику выполнения соответствующих работ;
- необходимость и порядок проведения авторского надзора должна определяться Заказчиком в соответствии с п. 7.4, 7.5 СП 48.13330.2011, СП 246.1325800.2016 и п. 7.3 ГОСТ 32867-2014;
- полномочия служб, осуществляющих оценку качества, должны обеспечивать предупреждение, своевременное выявление и устранение нарушений при выполнении дорожных работ. Должен быть предусмотрен порядок корректирующих и предупреждающих действий в случае выявления недостатков.
Пример регламента оценки качества и приемки дорожных работ на объектах ФКУ приведен в приложении Л.
Библиография
[1] ОДН 218.006-2002 Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог. Основные положения
[2] Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"
[3] Федеральный закон от 29.12.2004 N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации"
[4] Федеральный закон от 8.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
[5] Постановление Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства"
[6] Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 16 ноября 2012 г. N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог"
[7] Приказ Минтранса РФ от 8 июня 2012 г. N 163 "Об утверждении Порядка проведения оценки уровня содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения"
[8] ОДМ 218.7.001-2009. Рекомендации по осуществлению строительного контроля на федеральных автомобильных дорогах
[9] ОДМ 218.3.044-2015 Требования к технологическим картам на выполнение дорожных работ
[10] ОДМ 218.4.023-2015 Методические рекомендации по оценке эффективности строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог
[11] РД 11-02-2006. Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения
[12] РД 11-05-2007. Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.
[13] Приказ Росавтодора N 965 от 23.06.2016 года "Об утверждении регламента мониторинговых мероприятий, осуществляемых ФКУ "Росдортехнология"
[14] ВСН 19-89. Правила приемки при строительстве и ремонте автомобильных дорог
[15] НЦКР 81-02-22-2014. Нормативы цены конструктивных решений НЦКР - 2014. Часть 22. Автомобильные дороги. - М.: Стройинформиздат, 2014. - 61 с.
[16] НЦС 81-02-08-2014. Укрупненные нормативы цены строительства. - М.: Стройинформиздат, 2014. - 307 с.
[17] Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция).
[18] МДС 81-35.2004 Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации.
[19] ВСН 3-81 Инструкция по учету потерь народного хозяйства от дорожно-транспортных происшествий при проектировании автомобильных дорог.
[20] ОДМ 218.4.004-2009. Руководство по устранению и профилактике возникновения участков концентрации ДТП при эксплуатации автомобильных дорог
[21] ВСН 21-83. Указания по определению экономической эффективности капитальных вложений в строительство и реконструкцию автомобильных дорог.
[22] Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (ред. от 14.07.2015) "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте".
[23] Приказ Минтранса России от 01 ноября 2007 г. N 157 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 года N 539 "О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета".
[24] Типовые нормы времени и расценки на лабораторные испытания дорожно-строительных материалов и грунтов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.4.031-2016 "Рекомендации по организации и проведению ведомственного контроля (мониторинга) качества при выполнении дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения" (рекомендован распоряжением Федерального дорожного агентства от 25 ноября 2016 г. N 2449-р)
Текст ОДМ (отраслевой дорожной методики) официально опубликован не был