Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1029636-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
В проекте федерального закона учтены отдельные замечания, содержащиеся в ранее направленных в Комитет заключениях Правового управления, однако ряд замечаний сохраняется. Например, в отношении положений, которые не рассматривались Государственной Думой в первом чтении и выходят за рамки концепции проекта, а именно, положений устанавливающих особенности осуществления деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов (статья 2 проекта). На недопустимость изменения концепции проекта на этапе внесения поправок к нему и о правовых последствиях такого изменения неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 14.02.2013 N 4-П, от 05.07.2001 N 11-П, Определение от 11.10.2016 N 2152-О), решения которого обязательны на всей территории Российской Федерации для всех (статья 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"). В связи с этим полагаем необходимым исключить из проекта статью 2.
Учитывая правовую природу сборов, в том числе портовых сборов, которая заключается в уплате обязательного взноса за оказание тех или иных услуг, по-прежнему считаем необоснованным введение сбора на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры морского порта, относящихся к объектам федеральной собственности (далее - инвестиционный сбор). При этом обращаем внимание на то, что по общему правилу именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Хотя ГК РФ допускает исключения из этого правила, однако, принимая во внимание цели взимания инвестиционного сбора (строительство и реконструкция объектов инфраструктуры морского порта), в данном случае, на наш взгляд, они не могут быть установлены. Кроме того, следует учесть, что в настоящее время в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" оказание в морских портах услуг по использованию отдельных объектов инфраструктуры уже осуществляется на платной основе (то есть заложенное статьей 210 ГК РФ исключение из общего правила реализовано посредством указанной нормы Федерального закона). Для строительства, реконструкции объектов инфраструктуры морского порта привлечение средств инвесторов возможно с использованием механизмов концессии и государственно-частного партнерства (см. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Отмечаем, что проектируемые положения об инвестиционном сборе также не рассматривались Государственной Думой в первом чтении.
Учитывая положения Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) о составе земель в Российской Федерации и собственности на землю (статья 7 и глава III) обращаем внимание на то, что территорию морского порта не могут составлять земли (термином "земли" в земельном законодательстве обозначаются соответствующие категории земель, при этом земля рассматривается как природный объект и природный ресурс, а в обороте находятся земельные участки). Кроме того, следует учесть, что определение состава земель отдельных категорий относится к предмету регулирования земельного законодательства, которое в настоящее время его определяет исчерпывающим образом (см. статьи 7 и 87 Земельного кодекса). В связи с этим проектируемая часть 1 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) нуждается в уточнении, а проектируемая часть 1 статьи 28 Федерального закона подлежит исключению из проекта.
С учетом указанных положений Земельного кодекса о составе земель в Российской Федерации и положений статьи 32 Федерального закона нуждаются в обсуждении проектируемые изменения Земельного кодекса о составе земель транспорта (статья 4 проекта), предусматривающие выделение в их составе земель внутреннего водного транспорта, земель морского транспорта (а в составе последних - земель морского порта). Кроме того, указанные изменения не носят системного характера (так, например, Земельный кодекс в составе земель транспорта не выделяет отдельно земель железнодорожного транспорта, автомобильного транспорта, воздушного транспорта и иных видов транспорта, а говорит лишь о предоставлении земельных участков для соответствующих целей).
В связи с изменением терминологии Федерального закона в части территории морского порта (пункты 2 и 3 статьи 1 проекта) обращаем внимание на положения пункта 9 статьи 4, пунктов 5 и 7 статьи 11, пункта 8 части 4 статьи 14, пункта 1 части 3 статьи 15, части 10 статьи 17, части 4 статьи 20, частей 1, 4 статьи 31, частей 2 и 4 статьи 32 Федерального закона и положения пункта 3 части 5 статьи 7 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подпункта 1 пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", части 6 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации), которые, на наш взгляд, также потребуется уточнить.
Замечаний юридико-технического и лингвостилистического характера по проекту федерального закона не имеется.
Приложение:
Справка Экономического управления Аппарата Государственной Думы по проекту федерального закона на 3 л.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.