Распоряжение Правительства РФ от 5 декабря 2016 г. N 2592-р
1. Утвердить прилагаемую Стратегию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года (далее - Стратегия).
2. Минпромторгу России:
с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в 6-месячный срок подготовить и представить в Правительство Российской Федерации проект плана первоочередных мероприятий на 2017 - 2020 годы и плановый период до 2025 года по реализации Стратегии;
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Стратегии;
обеспечить мониторинг и контроль реализации положений Стратегии.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при принятии в пределах своей компетенции решений в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции.
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
Стратегия
по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года
(утв. распоряжением Правительства РФ от 5 декабря 2016 г. N 2592-р)
См. План первоочередных мероприятий по реализации настоящей Стратегии, утвержденный распоряжением от 29 марта 2018 г. N 533-р
Конституцией Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свобода перемещения товаров, финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, защита различных форм собственности, в том числе интеллектуальной собственности, а также защита прав граждан и их интересов.
Одной из актуальных задач в обеспечении указанных прав и свобод является снижение объемов незаконного оборота промышленной продукции, создание цивилизованного рынка и, как следствие, развитие экономики.
Масштабность проблемы и комплексный характер незаконного оборота требуют четкого, скоординированного взаимодействия всех органов власти, участников рынка и потребителей на федеральном, региональном и местном уровнях и применения широкого перечня межгосударственных механизмов.
I. Общие положения
Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года (далее - Стратегия) разработана в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2015 г. N 31 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции".
В рамках разработки Стратегии сформированы цель, задачи, принципы и основные меры государственной политики, осуществляемые в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года.
Понятия, используемые в Стратегии, означают следующее:
промышленная продукция - товары, произведенные в результате осуществления деятельности, относящейся к обрабатывающему производству на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности;
незаконный оборот промышленной продукции - процессы (стадии) производства, переработки, реализации (купли-продажи или поставки) промышленной продукции, включая ввоз (импорт) и вывоз (экспорт) промышленной продукции, в том числе контрафактной промышленной продукции и фальсифицированной промышленной продукции, а также связанные с ними процессы расфасовки, упаковки, маркировки, хранения и транспортировки, осуществляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с нарушением требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, а также установленных вступившими в законную силу решений суда или уполномоченного органа государственной власти;
контрафактная промышленная продукция - промышленная продукция, находящаяся в обороте с нарушением прав правообладателей на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;
фальсифицированная промышленная продукция - промышленная продукция, сопровождаемая заведомо неполной или недостоверной (ложной) информацией о составе и (или) ее потребительских свойствах, предоставление которой установлено законодательством Российской Федерации и (или) правом Евразийского экономического союза.
II. Общая характеристика текущего состояния в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации
В настоящее время наличие незаконного оборота промышленной продукции является одной из острейших проблем, препятствующих развитию как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и промышленности в целом.
Сложившаяся ситуация в сфере незаконного оборота промышленной продукции в Российской Федерации обусловлена наличием ряда таких факторов (внутренних и внешних), как низкая эффективность осуществления контрольной и надзорной функций правоохранительных органов, а также функционирования судебной системы в Российской Федерации, наличие высоких коррупционных рисков, структура импорта, низкий уровень предпринимательской этики, низкий уровень доходов основной массы населения и, как следствие, низкий уровень покупательной способности населения, неразвитость общественного контроля и др.
Наличие высокой доли незаконного оборота промышленной продукции в общем обороте промышленной продукции не только не стимулирует заинтересованности добросовестных участников рынка инвестировать финансовые средства в развитие отраслей экономики, соблюдать стандарты качества (что, в свою очередь, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей), но и наносит колоссальные потери бюджетной системе Российской Федерации в виде недополученных таможенных и налоговых платежей.
Учитывая, что незаконный оборот промышленной продукции является частью теневого сегмента экономики, однозначно (точно) оценить его объемы не представляется возможным. Однако можно выделить целый ряд отраслей, где вопрос незаконного оборота промышленной продукции стоит крайне остро.
В краткосрочной перспективе Государственной комиссией по противодействию незаконному обороту промышленной продукции (далее - Государственная комиссия) определены следующие приоритетные для наблюдения и принятия мер по противодействию незаконному обороту промышленной продукции отрасли промышленности:
пищевая промышленность - острота проблемы незаконного оборота промышленной продукции объясняется высокой степенью риска пищевых продуктов для безопасности потребителя. Основной проблемой в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции является фальсификация продукции, а также несоблюдение производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами;
легкая промышленность - высокая доля незаконного оборота промышленной продукции в общем обороте продукции легкой промышленности определяется значительной долей импорта готовой продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации с нарушением законодательства Российской Федерации. Также немаловажной проблемой является нарушение законодательства Российской Федерации о защите интеллектуальной собственности и о техническом регулировании;
фармацевтическая промышленность - наиболее часто выявляемым нарушением является фальсификация продукции. В первую очередь фальсифицируются востребованные и дорогостоящие лекарственные средства, используемые для лечения онкологических заболеваний, противовирусные и антигистаминные препараты, препараты для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта и почечной недостаточности. Также на рынке выявляются препараты без маркировки на русском языке, выпущенные в соответствии со стандартами иных государств для реализации в другие государства, без прохождения обязательной процедуры подтверждения соответствия обязательным требованиям к безопасности, установленным техническими регламентами, действующими на территории Российской Федерации. Значительная доля незаконного оборота фармацевтической продукции в общем обороте продукции фармацевтической промышленности приходится на интернет-аптеки;
медицинская промышленность - существует проблема оборота фальсифицированных медицинских изделий, а также сопровождения медицинских изделий поддельными регистрационными удостоверениями и эксплуатационными документами. По результатам проверок медицинских изделий выявляются несоответствия установленным требованиям качества, безопасности, несущие в том числе угрозу жизни и здоровью граждан при применении медицинских изделий, а также признаки незарегистрированных и фальсифицированных медицинских изделий;
автомобильная промышленность - основными проблемными вопросами являются ввоз и реализация контрафактных автозапчастей в сегменте легковых автомобилей, а также несоблюдение производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами;
авиационная промышленность - существует проблема своевременного выявления в процессе эксплуатации авиационной техники неаутентичных компонентов воздушного судна (агрегатов и запасных частей с неподтвержденным жизненным циклом), использование которых в составе воздушных судов может представлять угрозу безопасности полетов;
сельскохозяйственное машиностроение - существует проблема ввоза комбайнов в частично разобранном некомплектном виде в обход действующих квот в отношении зерноуборочных комбайнов и их модулей, установленных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 июня 2013 г. N 143 "О применении специальной защитной меры посредством введения импортной квоты в отношении зерноуборочных комбайнов и модулей зерноуборочных комбайнов".
В среднесрочной перспективе Государственной комиссией определены следующие приоритетные для наблюдения и принятия мер по противодействию незаконному обороту промышленной продукции отрасли:
топливная промышленность - незаконный оборот промышленной продукции отчасти связан с наличием проблемы несанкционированного отбора топлива из нефтепродуктопроводов путем незаконных врезок и переработки данного топлива на незаконных нефтеперерабатывающих заводах в топливо низкого качества, что является одним из основных каналов незаконного поступления продукции на рынок;
химическая промышленность - проблематика незаконного оборота характерна для парфюмерно-косметической продукции в части реализации фальсифицированной продукции, а также в части реализации не соответствующих требованиям безопасности химических удобрений, которые, как правило, сопряжены с незаконным использованием товарных знаков;
электронная промышленность - основным нарушением является фальсификация электроосветительной арматуры и электрических ламп;
кабельно-проводниковая промышленность - основными нарушениями на потребительском рынке кабельно-проводниковой продукции являются несоблюдение производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами, и реализация фальсифицированной продукции;
производство строительных материалов - незаконный оборот чаще всего затрагивает цементы, сухие смеси и иные материалы, кроме сборных железобетонных конструкций и деталей;
индустрия детских товаров - отдельным вопросом является противодействие незаконному обороту детских товаров с учетом особенностей обращения указанной продукции и последствий использования некачественных товаров в этой сфере;
машиностроение - важным является вопрос противодействия незаконному обороту промышленной продукции при производстве и поставке оборудования и компонентов для опасных производственных объектов.
III. Основные проблемы в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации
Результаты проведенного анализа развития отраслей промышленности с повышенной долей незаконного оборота промышленной продукции в общем обороте промышленной продукции позволили выявить следующие системные проблемы, характерные для всех отраслей промышленности:
распространенность нарушений при перемещении товаров через участки таможенной границы Евразийского экономического союза;
использование недобросовестными импортерами (поставщиками) такого фактора, как отсутствие контроля на внутренних границах государств - членов Евразийского экономического союза при перемещении промышленной продукции, находящейся в незаконном обороте;
незаконное производство промышленной продукции, в том числе широкое распространение фальсифицированных товаров, произведенных без соблюдения производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами;
изготовление и использование заведомо ложных, поддельных сопроводительных документов (ветеринарных, фитосанитарных и др.), деклараций соответствия, сертификатов соответствия, протоколов испытаний промышленной продукции, в том числе с нарушениями процедур проведения испытаний, подтверждающих соответствие обязательным требованиям к безопасности, установленным техническими регламентами;
наличие пробелов в законодательстве Российской Федерации, регулирующем незаконный оборот промышленной продукции, в том числе отсутствие отдельных составов правонарушений по видам промышленной продукции, а также отсутствие специальной нормативно-правовой базы, направленной на регулирование правоотношений в сфере торговли промышленной продукцией в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Незаконный оборот промышленной продукции децентрализован и в настоящее время представляет собой нарушения, которые отражены в рамках отдельных положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе в части вопросов таможенного и налогового регулирования, нарушения прав интеллектуальной собственности, а также несоблюдение производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами.
Вместе с тем проблема незаконного оборота промышленной продукции носит комплексный характер. Если промышленная продукция ввозится с нарушением законодательства Российской Федерации, то дальнейшая ее реализация на территории Российской Федерации также зачастую происходит с нарушениями законодательства Российской Федерации (налогового законодательства, законодательства о техническом регулировании и пр.).
Структура импорта Российской Федерации характеризуется в настоящее время высокой долей промышленной продукции. При этом значительная доля импортных поставок в общем объеме импорта осуществляется из стран, характеризующихся значительной долей производства контрафактной промышленной продукции и (или) фальсифицированной промышленной продукции.
Сложившаяся в 2014 - 2015 годах внешнеполитическая и экономическая ситуация, обусловившая в том числе сокращение уровня доходов населения, усугубила ситуацию в сфере незаконного оборота промышленной продукции, сориентировав потребительский спрос значительной части населения (прежде всего групп населения, находящегося в зоне риска) в пользу покупки контрафактной промышленной продукции и (или) фальсифицированной промышленной продукции.
Следует отметить, что технологические возможности недобросовестных производителей и поставщиков постоянно совершенствуются. Контрафактные и фальсифицированные товары становится все сложнее отличить от оригинала.
Поддельная промышленная продукция охватывает все ценовые сегменты (низкий и средний (массовые), а также высокий сегменты).
Наряду с этим деятельность недобросовестных производителей и поставщиков сопровождается наличием развитых обслуживающих рынков.
Так, сейчас развиваются рынки предоставления услуг по изготовлению заведомо ложных, поддельных сопроводительных документов (ветеринарных, фитосанитарных и др.), деклараций соответствия, сертификатов соответствия, протоколов испытаний промышленной продукции, обеспечению таможенного оформления с оптимизацией стоимости, кодов товарных позиций, а также аналогичных услуг.
По результатам проверок Федеральной службы по аккредитации в 2014 году значительное количество органов по сертификации и испытательных лабораторий нарушили требования законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц.
Несмотря на прилагаемые усилия по координации и повышению эффективности таможенного и других видов контроля в Российской Федерации, приходится констатировать невозможность эффективного противодействия незаконному обороту промышленной продукции на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, выражающуюся в том числе в виде недостаточного уровня контроля, что позволяет недобросовестным поставщикам выводить свою продукцию на российский рынок.
IV. Приоритеты государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации
С учетом существующих проблем в сфере незаконного оборота промышленной продукции в настоящее время в качестве приоритетных направлений государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции целесообразно определить следующие проблемные сферы:
отсутствие понятийного аппарата незаконного оборота промышленной продукции, негативно сказывающееся на толковании законов и их применении;
низкий уровень координации органов государственной власти как при осуществлении контроля и надзора, так и при формировании государственной политики в этой сфере;
недостатки технического и кадрового обеспечения органов, вовлеченных в сферу противодействия незаконному обороту промышленной продукции;
неоднородность мер ответственности за незаконный оборот отдельных видов промышленной продукции при сопоставимых для других видов промышленной продукции негативных последствиях и потенциальной угрозе жизни и здоровью граждан;
низкая эффективность применяемых санкций при постепенном росте количества возбуждаемых дел;
отсутствие федерального централизованного учета в сфере незаконного оборота промышленной продукции, не позволяющее получать актуальную и полную информацию о ситуации в этой сфере и соответственно своевременно реагировать на возникающие угрозы;
низкий уровень развития форм общественного контроля, терпимость общества к контрафактной промышленной продукции и (или) фальсифицированной промышленной продукции;
недостаточный контроль на таможенных границах Евразийского экономического союза.
V. Анализ международного опыта в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции
Согласно ежегодному рейтингу международной антиконтрафактной коалиции с 2005 года по 2015 год Российская Федерация относилась к группе стран с приоритетом для наблюдения за ситуацией наряду с такими странами, как Китайская Народная Республика, Республика Индия, Республика Индонезия. Российскую Федерацию опережают и находятся на лучшей позиции такие страны, как Социалистическая Республика Вьетнам, Федеративная Республика Нигерия, Федеративная Республика Бразилия.
Анализ международной практики борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции показывает, что определение и реализация системных мер противодействия незаконному обороту позволяет выстроить эффективный контроль в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции и снизить объемы незаконного оборота.
Так, в Малайзии с 2000 года внедряются следующие меры по противодействию незаконному ввозу и производству промышленной продукции:
создание специальной оперативной группы по борьбе с незаконным производством и оборотом, включающей представителей полиции, таможенных органов, министерства здравоохранения, энергетической комиссии, института стандартов и промышленных исследований, иных заинтересованных ассоциаций и организаций, для проведения совместных рейдов, дискуссий и анализа законодательства страны;
создание экспертно-криминалистического центра при департаменте химии в целях проведения экспертиз для обнаружения источника производства;
усиление мер пограничного контроля;
создание системы поощрений за информацию об источниках продаж (производства) контрафактной промышленной продукции (поощрение выплачивается непосредственно из суммы штрафа в рамках установленной нормы, согласно которой в случае вынесения обвинительного приговора, предусматривающего штраф, суд может обязать обвиняемого выплатить информатору часть штрафа в размере определенной судом доли суммы штрафа, при этом размер выплаты не может превышать половину суммы штрафа);
упрощение процедуры подачи жалобы владельцами торговой марки в случае наличия у них подозрений на поставку незаконно оборачиваемой продукции;
предоставление заинтересованным сторонам технической и лабораторной поддержки для проведения экспертной оценки.
В результате применяемых мер число случаев изъятия товара из незаконного производства или оборота в 2004 - 2010 годах снизилось с 3914 единиц до 1328 единиц, стоимость конфискованной продукции - с 28 млн. долларов до 4 млн. долларов.
В 2011 году дополнительно были повышены штрафы за нарушение законодательства Малайзии об интеллектуальной собственности - с 70 тыс. долларов до 140 тыс. долларов за первое нарушение, со 140 тыс. долларов до 280 тыс. долларов для последующих случаев.
Для решения проблемы незаконного оборота промышленной продукции в Федеративной Республике Нигерии в 2001 году была принята новая стратегия по борьбе с поддельными лекарствами, предусматривающая следующие меры по борьбе с незаконным производством и оборотом:
проведение кампании по информированию населения о вреде фальсифицированных лекарств;
обязательная сертификация поставщиков по требованиям стандарта "Надлежащая производственная практика";
обязательная проверка всех иностранных предприятий перед регистрацией лекарств;
тестирование всех препаратов, ввозимых из Республики Индии или Китайской Народной Республики;
предоставление от банков страны всей финансовой информации, связанной с импортом лекарств, в Национальное агентство по управлению и контролю за продуктами и лекарствами;
предоставление импортерами информации об импорте до ввоза промышленной продукции;
внедрение системы мобильной авторизации - обязательное нанесение специального кода на упаковку лекарственного препарата, по которому потребитель посредством коротких сообщений может проверить его подлинность до приобретения лекарства. В случае невозможности отследить импортера товара владелец склада, где обнаружен товар, подлежит аресту для проведения мероприятий по отслеживанию импортера.
В результате принятых мер число поддельных или несертифицированных лекарств сократилось в несколько раз. К 2005 году доля поддельных лекарств в общем их обороте снизилась до 16 процентов. К 2012 году доля поддельных лекарств в общем их обороте оценивалась в 6 процентов.
В Законе об интеллектуальной собственности Итальянской Республики отражены следующие положения:
принятие решения об ответственности покупателя продукции, находящейся в незаконном обороте (штраф до 7000 евро);
проверка покупателем законности происхождения товара (в 2004 - 2009 годах);
проведение рейдов финансовой полиции, проверок на таможне, расследований отделом по борьбе с организованной преступностью (мафией);
проведение информационных кампаний для повышения осведомленности покупателей об ответственности за покупку промышленной продукции, находящейся в незаконном обороте;
организация телефонной линии для желающих сообщить о местах производства и продажи контрафактной промышленной продукции;
ведение единой таможенной базы (автоматизированной логической системы вычисления подделок и мошенничества) с информацией о том, как распознать контрафактную промышленную продукцию;
осуществление мониторинга онлайн-сервисов, предлагающих приобрести промышленную продукцию, находящуюся в незаконном обороте.
В 2008 - 2012 годах в Итальянской Республике было конфисковано соответствующих товаров на сумму 3 млрд. евро, 55 процентов объема конфискованных товаров составили предметы одежды и аксессуары.
В 2008 году в Венгрии была разработана национальная антиконтрафактная стратегия.
На I этапе реализации указанной стратегии (2008 - 2010 годы) предусматривались следующие меры:
сбор статистики, в том числе разработка единых методологий учета незаконного производства и оборота, единых стандартов данных в различных органах власти, методики анализа экономических последствий;
проведение программ просвещения и образования населения, в том числе проведение обучения представителей правоохранительных органов и таможни;
создание баз данных торговых марок, позволяющих упростить взаимодействие таможни и полиции с владельцами торговых марок, внедрение технологий идентификации продукции на основе радиочастотной идентификации и внедрение иных элементов отслеживания незаконно оборачиваемой продукции.
На II этапе реализации указанной стратегии (2011 - 2015 годы) предусматривались следующие меры:
противодействие производству фальсифицированных продуктов питания и пестицидов;
противодействие торговле контрафактной промышленной продукцией;
противодействие притоку контрафактной промышленной продукции из третьих стран.
Как результат, число обнаружения незаконного производства и незаконного импорта на таможне Венгрии сократилось с 457 и 359 случаев соответственно в 2007 году до 94 и 61 случая соответственно в 2013 году.
Венгрия была удалена из перечня приоритетного наблюдения Управления торгового представителя Соединенных Штатов Америки в 2010 году. В 2014 году Венгрия также отсутствовала в листе наблюдения.
В 2008 году в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии принята стратегия по борьбе с контрафактной фармацевтической продукцией, включающая следующие меры:
компонент информирования - обеспечение потребителей информацией, позволяющей проявлять осторожность при выборе лекарственных средств;
создание горячей линии, системы онлайн-обращений при подозрениях о контрафактной промышленной продукции;
распространение списка медикаментов, наиболее подверженных фальсификации;
мониторинг рынка, проведение тестовых закупок, в том числе через интернет-магазины, с усиленным вниманием к медикаментам из листа наблюдения.
После 2007 года были выявлены только единичные случаи попадания фальсифицированных лекарств в систему здравоохранения Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (лекарство от астмы в 2009 году, единичные случаи попадания медикаментов от артрита и синдрома приобретенного иммунодефицита в фальсифицированной упаковке в 2008 - 2011 годах).
VI. Цель и задачи формирования и реализации мер в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации
Целью формирования и реализации мер в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации является сокращение объемов незаконного оборота промышленной продукции и его влияния на развитие экономики и социальной сферы страны.
Основными задачами по достижению указанной цели являются:
совершенствование организационного и нормативно-правового обеспечения деятельности в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации;
создание и реализация комплекса мер по предупреждению и пресечению незаконного оборота промышленной продукции на территории Российской Федерации и на территориях государств - членов Евразийского экономического союза;
разработка и внедрение единой системы мониторинга ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации;
осуществление на постоянной основе мониторинга ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации;
формирование нетерпимого отношения граждан к потреблению промышленной продукции, находящейся в незаконном обороте.
VII. Принципы формирования и реализации мер в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации
Основным принципом формирования и реализации мер по снижению объемов незаконного оборота промышленной продукции является обеспечение возможностей для беспрепятственного открытия, расширения и развития легального бизнеса в соответствующих отраслях.
Принципами формирования и реализации мер в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации являются:
соответствие государственного управления современным и перспективным вызовам и угрозам для экономики и социальной сферы Российской Федерации;
недопущение увеличения нагрузки со стороны контролирующих органов на добросовестных участников рынка вследствие совершенствования системы государственного управления;
поддержка отечественных производителей и стимулирование добросовестного поведения производителей и импортеров при осуществлении предпринимательской деятельности;
государственная защита интеллектуальной собственности;
широкая информированность населения о ситуации в области незаконного оборота промышленной продукции;
неотвратимость наказания за правонарушения, связанные с незаконным оборотом промышленной продукции;
согласованность усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, добросовестных производителей и продавцов, граждан (потребителей), организаций, представляющих их интересы, по борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции;
развитость общественных институтов, нацеленных на борьбу с незаконным оборотом промышленной продукции, обеспечивающих вовлечение участников общества в процессы противодействия незаконному обороту промышленной продукции.
VIII. Перечень основных мер, направленных на противодействие незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации
Достижение цели и реализация задач формирования и реализации мер в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации осуществляются на основе сбалансированного сочетания мер по следующим направлениям:
совершенствование законодательства Российской Федерации, направленного на противодействие незаконному обороту промышленной продукции;
формирование и реализация мер и механизмов, направленных на противодействие незаконному обороту промышленной продукции;
формирование нетерпимого отношения к потреблению промышленной продукции, находящейся в незаконном обороте;
координация усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также общественных объединений и предпринимательского сообщества в части противодействия незаконному обороту промышленной продукции;
разработка и внедрение комплексной государственной системы мониторинга ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации;
реализация систем прослеживаемости промышленной продукции на всех этапах ее производства, переработки, перемещения, хранения и реализации;
развитие международного сотрудничества Российской Федерации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции.
Совершенствование законодательства Российской Федерации, направленного на противодействие незаконному обороту промышленной продукции, предусматривает:
выработку единого понятийного аппарата в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации;
совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего оборот отдельных видов промышленной продукции в части устранения технических барьеров для реализации промышленной продукции и снижения издержек добросовестных участников рынка;
устранение пробелов правового регулирования, препятствующих эффективному применению правовых норм в сфере незаконного оборота промышленной продукции в Российской Федерации;
установление соразмерных санкций за нарушения в сфере оборота промышленной продукции с учетом возможных негативных последствий незаконного оборота и общественной опасности;
развитие законодательства Российской Федерации в области интернет-торговли в части установления необходимых и достаточных полномочий контролирующих органов и порядка надзора за деятельностью интернет-магазинов.
Формирование и реализация мер и механизмов, направленных на противодействие незаконному обороту промышленной продукции, предусматривают:
внедрение риск-ориентированных подходов в контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти исходя из уровня риска наличия в поставках (продажах) контрафактной промышленной продукции и (или) фальсифицированной промышленной продукции как по странам-поставщикам (производителям), так и по отдельным видам продукции;
совершенствование таможенно-тарифного регулирования и таможенного администрирования;
разработку и внедрение на территории Российской Федерации системы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, позволяющей потребителям проводить проверку законности промышленной продукции, в том числе посредством мобильной связи;
сокращение нарушений в сфере технического регулирования, ликвидацию рынка услуг по представлению поддельных документов, подтверждающих соответствие продукции обязательным требованиям к безопасности, установленным техническими регламентами, в том числе в части выдачи сопроводительных документов (ветеринарных, фитосанитарных и др.), сертификатов соответствия, деклараций соответствия, протоколов испытаний промышленной продукции;
развитие механизмов защиты интеллектуальной собственности, включая расширение возможностей эффективного контроля использования товарных знаков, дизайна, наименований мест происхождения товара, других видов интеллектуальной собственности;
формирование и реализация мер по сокращению незаконного оборота промышленной продукции с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
введение контрольных показателей эффективности деятельности органов власти по выявлению, пресечению и наказанию за нарушения в сфере оборота промышленной продукции и применению наказаний за такие нарушения;
совершенствование взаимодействия органов государственной власти по вопросам противодействия незаконному обороту промышленной продукции;
осуществление научно-методологической и технической поддержки деятельности органов государственной власти по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, в том числе оснащение государственных органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту промышленной продукции, специальными средствами и техникой;
внедрение в практику контроля (надзора) обязательности использования информационных ресурсов, в том числе международных информационных ресурсов, о недобросовестных производителях, импортерах, поставщиках, продавцах незаконной промышленной продукции;
развитие кадрового потенциала и знаний сотрудников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в части противодействия незаконному обороту промышленной продукции, в том числе формирование специальных подразделений в органах государственной власти по вопросам противодействия незаконному обороту.
Формирование нетерпимого отношения к потреблению промышленной продукции, находящейся в незаконном обороте, предусматривает:
разработку и внедрение программ по повышению уровня грамотности населения в области определения законности промышленной продукции;
формирование и проведение информационной кампании по борьбе с промышленной продукцией, находящейся в незаконном обороте;
проведение и поддержку государственных систем маркировки знаками качества российской промышленной продукции, знаками принадлежности к товарам, произведенным в государствах - членах Евразийского экономического союза, защиту соответствующих знаков;
развитие электронных сервисов для граждан, позволяющих осуществлять проверку законности промышленной продукции и реагировать путем подачи жалобы на недобросовестных участников рынка.
Координация усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также общественных объединений, предпринимательского сообщества и граждан по противодействию незаконному обороту промышленной продукции предусматривает:
формирование и ведение совместных, скоординированных по направлениям и отраслям промышленности планов мероприятий по противодействию незаконному обороту промышленной продукции;
координацию органов государственной власти на всех уровнях, в том числе путем развития деятельности региональных комиссий по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 января 2015 г. N 31 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции" (далее - комиссии субъектов Российской Федерации);
развитие механизмов публичности и открытости государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции и ее результатов;
вовлечение представителей бизнес-сообщества в процесс противодействия незаконному обороту промышленной продукции;
развитие институтов общественного контроля.
В Российской Федерации свыше 20 федеральных органов исполнительной власти имеют установленную компетенцию в сфере борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции. Развиваются формы общественного контроля, а также корпоративного контроля и защиты товаров.
Для реализации стратегических мер по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в целях оценки результатов деятельности всех участников процесса ее реализации, координации участников, оперативного реагирования на возникающие угрозы предлагается осуществить разработку и внедрение комплексной государственной системы мониторинга ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации, которая предусматривает:
разработку и внедрение специализированных информационных систем контроля за оборотом промышленной продукции;
методическое обеспечение качественной и количественной оценки незаконного оборота промышленной продукции в целом и по отраслям;
совершенствование государственного и ведомственного статистического учета;
мониторинг международной ситуации, в том числе на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, в странах - основных импортерах промышленной продукции на территориях государств - членов Евразийского экономического союза;
мониторинг ввоза товаров, подверженных риску незаконного оборота, а также сырья, чаще всего используемого для фальсификации состава товаров, и создание систем отслеживания движения таких товаров.
Реализация систем прослеживаемости промышленной продукции на всех этапах ее производства, переработки, перемещения, хранения и реализации предусматривает:
изучение практики внедрения систем прослеживаемости промышленной продукции в Российской Федерации, государствах - членах Евразийского экономического союза и в других иностранных государствах;
разработку предложений по определению отраслей промышленности, в отношении которых необходимо внедрение систем прослеживаемости промышленной продукции;
внедрение систем прослеживаемости промышленной продукции.
Международное сотрудничество Российской Федерации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции предусматривает:
развитие взаимодействия в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции на территориях государств - членов Евразийского экономического союза и заключение соглашения о координации действий по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в рамках Евразийского экономического союза;
совершенствование механизмов контроля за промышленной продукцией, перемещаемой через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе реализацию систем прослеживаемости промышленной продукции;
создание единой системы контроля за промышленной продукцией, перевозимой через таможенную границу Евразийского экономического союза;
развитие сотрудничества контрольно-надзорных, правоохранительных и других органов государственной власти государств - членов Евразийского экономического союза в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции, в том числе проведение согласованных и скоординированных совместных мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение фактов незаконного оборота промышленной продукции;
сотрудничество с международными организациями, деятельность которых направлена в том числе на противодействие незаконному обороту промышленной продукции, включая обмен опытом с иностранными государствами.
Проблема наличия незаконного оборота промышленной продукции характерна не только для Российской Федерации, но и для других государств - членов Евразийского экономического союза, а также для ряда партнеров Российской Федерации в международной торговле.
Без координации общих усилий невозможно достижение поставленных цели и задач формирования и реализации мер в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации.
Основным содержанием мероприятий по реализации указанных мер являются согласованные действия организационного, правоохранительного, нормативно-правового и международного характера, предпринимаемые органами государственной власти, осуществляющими противодействие незаконному обороту промышленной продукции, при координирующей роли Государственной комиссии и комиссий субъектов Российской Федерации.
IX. Система управления и обеспечения контроля реализации мер, направленных на противодействие незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации
Реализация мер по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации осуществляется посредством деятельности:
Правительства Российской Федерации;
Государственной комиссии;
федеральных органов исполнительной власти в рамках своих компетенций;
комиссий субъектов Российской Федерации;
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках своих компетенций;
органов местного самоуправления в рамках своих компетенций.
Межведомственную координацию при реализации мер противодействия незаконному обороту промышленной продукции, а также контроль за ходом их реализации осуществляют Государственная комиссия и комиссии субъектов Российской Федерации. Реализация мер противодействия незаконному обороту промышленной продукции на уровне федеральных органов исполнительной власти осуществляется в соответствии:
с ежегодными планами работы Государственной комиссии;
с мероприятиями государственных программ, направленных на противодействие незаконному обороту промышленной продукции в целом или в отдельных отраслях;
с реестрами планов-мероприятий ("дорожных карт") Правительства Российской Федерации, направленных на противодействие незаконному обороту промышленной продукции в целом или в отдельных отраслях;
с ведомственными планами (программами, "дорожными картами");
с мероприятиями подпрограммы "Формирование официальной статистической информации" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", которые должны быть направлены на формирование не измеряемых в настоящее время показателей в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации, в том числе на основании данных специального ежегодного выборочного обследования потребительских предпочтений населения при покупке промышленных товаров;
с мероприятиями федеральных целевых программ ("Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. N 848 "О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)", "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. N 91 "О федеральной целевой программе "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу", "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. N 350 "О федеральной целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах", "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 1481 "О федеральной целевой программе "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года"), государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 309 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года", и др.
Государственная комиссия и комиссии субъектов Российской Федерации осуществляют мониторинг ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции.
Мониторинг достижения целей и задач государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции осуществляется Государственной комиссией посредством следующих основных инструментов:
федеральная государственная информационная система "Единая межведомственная информационно-статистическая система", администрируемая Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (оператор) и Федеральной службой государственной статистики (координатор);
государственная автоматизированная информационная система "Управление", администрируемая Министерством экономического развития Российской Федерации;
федеральная государственная информационная система "Единый реестр проверок", администрируемая Генеральной прокуратурой Российской Федерации (оператор);
единая система мониторинга ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации;
заслушивание докладов на заседаниях Государственной комиссии.
Ход реализации мер и мероприятий, результаты контроля их исполнения отражаются в ежегодном докладе Государственной комиссии в Правительство Российской Федерации о ситуации в сфере незаконного оборота промышленной продукции на территории Российской Федерации.
X. Ожидаемые результаты реализации мер по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации
Ожидаемыми результатами реализации мер по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации являются:
сокращение объемов незаконного оборота промышленной продукции на территории Российской Федерации в целом и по отдельным отраслям;
формирование нормативно-правовой базы, соответствующей уровню современных и перспективных потребностей деятельности по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации;
повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности в части борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции в Российской Федерации;
внедрение современных механизмов, направленных на пресечение незаконного оборота промышленной продукции в Российской Федерации;
формирование и реализация совместных мер, направленных на сокращение незаконного оборота промышленной продукции на территориях государств - членов Евразийского экономического союза;
повышение уровня нетерпимости населения к потреблению промышленной продукции, находящейся в незаконном обороте;
повышение потребительской грамотности населения в сфере обращения контрафактной промышленной продукции и фальсифицированной промышленной продукции;
создание и функционирование единой системы мониторинга ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации;
создание комфортных условий для осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями добросовестной предпринимательской деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработана Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 г. и плановый период до 2025 г.
Выявлены основные проблемы в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции. Отмечены ряд отраслей (пищевая, легкая, фармацевтическая, медицинская, машиностроение, топливная, химическая, индустрия детских товаров и др.), где данный вопрос стоит крайне остро.
Названы приоритеты государственной политики в указанной сфере. Проанализирован международный опыт.
Определены цель, задачи, принципы формирования и реализации мер в данной области.
Среди соответствующих мероприятий - совершенствование законодательства; разработка и внедрение комплексной государственной системы мониторинга ситуации; реализация систем прослеживаемости промышленной продукции на всех этапах ее производства, переработки, перемещения, хранения и реализации; развитие международного сотрудничества стран ЕАЭС.
Разработана система управления и контроля реализации предусмотреннных мер. Перечислены ожидаемые результаты.
Распоряжение Правительства РФ от 5 декабря 2016 г. N 2592-р
Текст распоряжения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 9 декабря 2016 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. N 50 ст. 7159
Распоряжением Правительства России от 6 февраля 2021 г. N 256-Р настоящий документ признан утратившим силу с 6 февраля 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства России от 18 октября 2018 г. N 2253-р