Общие положения
Базовым уровнем как построения и реализации АПК "Безопасный город", так и уровнем единой межведомственной информационной среды является муниципальный район и городской округ.
АПК "Безопасный город" является инструментом ЕДДС и взаимодействующими с ним экстренными и муниципальными службами в сфере организации управления силами и средствами РСЧС муниципального уровня.
АПК "Безопасный город" интегрируется с комплексной системой обеспечения безопасности субъекта Российской Федерации (на базе ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации).
Оценка технического задания
Для формирования требований к построению АПК "Безопасный город" перед разработкой заказчиком технического задания должен быть проведен первичный анализ существующих на территории муниципального образования аналитических, информационных и управляющих систем, а также коммуникационной инфраструктуры (в соответствии с Приложением N 3 "Методических рекомендаций АПК "Безопасный город", построение (развитие), внедрение и эксплуатация").
Проверка технического задания проводится на соответствие положениям Концепции и "Методических рекомендаций АПК "Безопасный город", построение (развитие), внедрение и эксплуатация", а также структуре и содержанию разделов типового технического задания (Таблица 1).
Таблица 1
Структура (разделы) TЗ |
Краткое содержание раздела |
1. Общие положения |
Заголовок раздела |
1.1. Полное наименование системы и ее условное обозначение |
Полное наименование и условное обозначение системы с указанием территории на которой она создается; |
1.2. Шифр темы или шифр (номер) договора |
КСА ЕЦОР |
1.3. Перечень документов, на основании которых создается система |
Указывается перечень документов, на основании которых создается система, в том числе: - Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 N 697 (ред. от 19.03.2014) "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия". - Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS". - Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации". - Концепция АПК "Безопасный город", разработанная в соответствии с решением Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием аппаратно-программного комплекса технических средств "Безопасный город", образованной во исполнение Постановления Президента Российской Федерации от 20 января 2014 г. N 39. |
1.4. Сроки выполнения работ |
Указываются сроки начала и окончания выполнения проектных работ |
1.5. Сведения об источниках и порядке финансирования работ |
Указываются источники финансирования (бюджет субъекта Российской Федерации или муниципального образования) |
1.6. Порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ |
Указываются ГОСТы, согласно которым осуществляется порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ |
2. Назначение и цели создания системы |
Заголовок раздела |
2.1. Назначение системы |
Система АПК "Безопасный город" для автоматизации ЕДДС |
2.2. Риски на территории муниципального образования |
Описание рисков на территории муниципального образования, на базе ЕДДС которого создается система |
2.3. Цели и задачи создания системы |
Цели: - предупреждение кризисных ситуаций за счет внедрения систем анализа и мониторинга данных от различных существующих и перспективных систем и оконечных устройств; - повышение эффективности реагирования по ликвидации кризисных ситуаций и происшествий; - улучшение координации оперативного взаимодействия всех дежурно-диспетчерских служб за счет интеграции соответствующих систем в единое информационное пространство. Задачи: - сбор и обработка данных различных источников информации; - оперативная оценка, анализ и прогнозирование обстановки; - поддержка процессов принятия управленческих решений по экстренному предупреждению и ликвидации кризисных ситуаций и происшествий; - интеграция существующих и перспективных федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности населения; - организация информирования граждан о событиях и результатах реагирования. |
3. Характеристика объекта автоматизации на муниципальном уровне |
Заголовок раздела |
3.1. Краткие сведения об объекте автоматизации |
Объектом автоматизации является управленческая деятельность ЕДДС и информационное взаимодействие ЕДДС со всеми дежурно-диспетчерскими службами и муниципальными службами по всем направлениям деятельности. Дополнительно указать основные функции ЕДДС согласно ГОСТ Р 22.7.01-99 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения" |
3.2. Сведения о требованиях к климатическим условиям и техническому оснащению ЕДДС |
Указываются требования к зданию и помещениям, где будет находиться оборудование, обеспечивающее работу систем КСА ЕЦОР |
4. Требования к системе на региональном и муниципальном уровне |
Заголовок раздела |
4.1. Требования к системе в целом |
Указываются основные функции КСА ЕЦОР: - прием, обработка и переадресация обращений на единый телефонный номер и через интернет-портал; - интеграция данных, необходимых для решения задач ПАК ЕЦОР в единое информационное пространство и обеспечение взаимодействия систем на уровне протоколов, форматов обмена данными; - сбор и аналитическая обработка сигнала со всех систем мониторинга, включая системы видеонаблюдения и фотовидеофиксации; - координация, управление и поддержка межведомственного взаимодействия при реагировании на поступившие вызовы и сигналы с отображением оперативной ситуации на электронной карте согласно полученным прогнозам развития ситуации; - информирование населения; - сопряжение со всеми системами мониторинга. |
4.1.1. Требования к структуре и функционированию системы |
Заголовок раздела |
4.1.1.1. Перечень подсистем, их назначение и основные характеристики |
Функциональные подсистемы: - подсистема поддержки принятия решений; - подсистема приема и обработки обращений; - подсистема комплексного мониторинга; - интеграционная географическая информационная подсистема; - интернет-портал; - подсистема обеспечения координации и взаимодействия; - подсистема комплексного информирования и оповещения (контроля); - подсистема интеграции данных (интеграционная платформа). Обеспечивающие подсистемы: - подсистема вычислительных комплексов; - транспортная подсистема; - подсистема хранения данных; - подсистема виртуализации; - подсистема резервного копирования и восстановления данных; - подсистема администрирования; - подсистема информационной безопасности |
4.1.1.2. Требования к способам и средствам связи для информационного обмена между компонентами системы |
Технологические решения должны строиться на использовании существующей и создаваемой в рамках КСА ЕЦОР телекоммуникационной сети, позволяющей использовать одни и те же каналы связи для передачи всех видов данных (в том числе голосовых и видео) Категории сетей электросвязи: - сеть связи общего пользования; - выделенные сети связи; - технологические сети связи, присоединенные к сети связи общего пользования; - сети связи специального назначения Внимание! Указанные системы должны быть детально расписаны. |
4.1.1.3. Требования к характеристикам взаимосвязей создаваемой системы со смежными системами |
Указываются сведения о сопрягаемых с КСА ЕЦОР системах, сведения об информационных системах муниципального и регионального уровня, сопрягаемых с КСА ЕЦОР Указываются требования к обеспечению доступа к данным КСА ЕЦОР для ЦУКС МЧС России, ситуационного центра губернатора, МВД России, ФСБ России и других заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. КСА ЕЦОР должен обеспечивать взаимодействие с информационными системами муниципальных и региональных органов управления. Внимание! Принимать во внимание необходимо не типовое техническое задание, так как там указаны системы конкретного муниципального образования, что не всегда может коррелировать с текущей архитектурой смежных систем других муниципалитетов. Ситуация на территории большинства муниципалитетов уникальна. Средства взаимодействия КСА ЕЦОР со смежными системами: - специальные стандарты - протоколы взаимодействия; - типовой синтаксис сообщений, имена элементов данных, операции управления и состояния; - типовые пользовательские сервисы и межсистемные интерфейсы электронного информационного взаимодействия; - типовые протоколы электронного взаимодействия. Внимание! Указать типовые стандарты, используемые при обмене информацией. Ориентироваться при этом необходимо на Единые требования к техническим сегментам АПК "Безопасный город" и типовое техническое задание. |
4.1.1.4. Требования к режимам функционирования системы |
Описать два режима функционирования системы - штатный и автономный. |
4.1.1.5. Требования по диагностированию системы |
Должны быть предусмотрены организационно-методические и технические меры по автоматизированному контролю и диагностированию сбоев в работе аппаратно-программных компонентов системы, а также оперативному восстановлению их работоспособности. |
4.1.1.6. Требования к дальнейшему развитию системы |
Система должна предусматривать поэтапное развитие. Развитие и модернизация должны обеспечиваться без нарушения ее работоспособности. Направления развития и модернизации системы: - расширение состава объектов автоматизации; - развитие функциональной архитектуры системы за счет создания дополнительных функций подсистем, расширяющих ее возможности; - создание новых типов комплексов средств автоматизации; - повышение технических характеристик технических средств системы (производительность серверов, пропускная способность каналов связи); - совершенствование действующих типов ПТК, включая их адаптацию к развивающейся инфраструктуре, средств связи и передачи данных. |
4.1.2. Требования к численности, квалификации и режиму работы эксплуатирующего систему персонала |
Численный состав пользователей является переменным и определяется руководством ЕДДС. Прописать квалификационные требования к персоналу соответственно стандартам, заданным МЧС России. Режим работы персонала ЕДДС должен соответствовать требованиям Трудового Кодекса. |
4.1.3. Требования к работоспособности |
- предельное время ожидания ответа оператора; - вероятность потери вызова; - устойчивость к сетевым перегрузкам; - возможность дальнейшего развития системы в направлении расширения функционала, производительности, масштабируемости; - возможность взаимодействия между ЕЦОР ЕДДС и системами ДДС, а также взаимодействия с ЦУКС МЧС России. |
4.1.4. Требования к надежности |
Под надежностью системы понимается ее комплексное свойство сохранять во времени, в установленных нормативно-технической и конструкторской документацией пределах, значения параметров, характеризующих способность системы выполнять свои функции, определяемые ее назначением, режимами и условиями эксплуатации. Внимание! Данный пункт необходимо описать подробнее - можно ориентироваться на типовое техническое задание. |
4.1.5. Требования к безопасности |
Описать требования к защите от случайного прикосновения, к защите при перегрузках и коротких замыканиях, к пожарной безопасности, а также к факторам, оказывающим вредные воздействия на здоровье со стороны всех элементов системы |
4.1.6. Требования к эргономике и технической эстетике |
Система должна соответствовать требованиям эргономики и профессиональной медицины при условии комплектования высококачественным оборудованием, имеющим необходимые сертификаты соответствия и безопасности Росстандарта. |
4.1.7. Требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению компонентов системы |
Эксплуатация и ремонт системы должны производиться в соответствии с эксплуатационной документацией и регламентом технического обслуживания. |
4.1.8. Требования к защите информации от несанкционированного доступа |
Описать соответственно текущим потребностям |
4.1.9. Требования по сохранности информации при авариях |
В КСА ЕЦОР должна быть обеспечена сохранность информации при авариях и сбоях в электропитании системы, отказов в работе серверного оборудования и сетевого оборудования. |
4.1.10. Требования к защите от влияния внешних воздействий |
Технические средства должны отвечать требованиям ГОСТ 19542-83, ГОСТ 29339-92, ГОСТ Р 50628-2000 и других ГОСТов. |
4.1.11. Требования к патентной чистоте |
Проектные решения системы должны отвечать требованиям по патентной чистоте согласно действующему законодательству Российской Федерации. |
4.1.12. Требования по стандартизации и унификации |
Процесс разработки системы должен соответствовать требованиям к созданию автоматизированных систем, регламентированных стандартами - необходимые перечислить. |
4.2. Требования к функциям, выполняемым КСА ЕЦОР |
Заголовок пункта Внимание! При описании компонентов данных подсистем необходимо принимать во внимание Единые требования к техническим сегментам АПК "Безопасный город" и типовое техническое задание |
4.2.1. Подсистема поддержки принятия решений |
Подсистема поддержки принятия решений должна обеспечивать комплексное информационно-аналитическое сопровождение деятельности всех служб и организаций, взаимодействующих в рамках АПК "Безопасный город", посредством предоставления результатов моделирования развития ЧСиП и оценки последствий ЧСиП, автоматического подбора сценариев реагирования с расчетом требуемых сил и средств служб и организаций муниципального и регионального уровней, задействованных в мероприятиях и работах по ЧСиП. |
4.2.2. Подсистема приема и обработки сообщений |
Подсистема приема и обработки обращений предназначена для хранения и актуализации баз данных, обработки информации о полученных вызовах (сообщениях о происшествиях), получения информации о происшествии из архива в оперативном режиме, планированию мер реагирования. Требования к функциям данной подсистемы должны касаться контроля выполнения мероприятий по реагированию на сообщения о происшествиях, поступивших по номеру "112". |
4.2.3. Подсистема комплексного мониторинга |
Подсистема комплексного мониторинга предназначена для сбора и обработки данных, поступающих от всех входящих в состав АПК "Безопасный город" КСА, обеспечивающих прогнозирование, мониторинг и предупреждение возникновения угроз природного, техногенного, биолого-социального, экологического характера на территории муниципального образования. |
4.2.4. Интеграционная географическая информационная подсистема |
Интеграционная геоинформационная подсистема должна обеспечивать возможность отображения на картографической подложке информации по ЧСиП на территории муниципального образования, а также визуализации информации из подсистем АПК "Безопасный город" регионального и муниципального уровней в виде семантических слоев, отражающих природно-географические, социально-демографические, экономические и другие характеристики территории. |
4.2.5. Интернет-портал |
Интернет-портал должен обеспечить информационный обмен с населением муниципального образования, а также муниципальными службами в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и минимизации их последствий. |
4.2.6. Подсистема обеспечения координации и взаимодействия |
Подсистема обеспечения координации и взаимодействия должна обеспечить оперативное доведение до органов повседневного управления муниципального образования информации и задач с контролем их исполнения в соответствии с установленными регламентами взаимодействия. |
4.2.7. Подсистема комплексного информирования и оповещения |
Подсистема комплексного оповещения и информирования должна обеспечить: в части систем оповещения: мониторинг работоспособности системы оповещения на территории муниципального образования; визуализация выполнения системой оповещения сценариев (регламентов) по предназначению на территории муниципального образования. в части системы информирования: мониторинг и контроль системы информирования. Требования к функциям данной подсистемы должны касаться контроля функционального состояния комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. |
4.2.8. Подсистема информационной безопасности |
Подсистема информационной безопасности от несанкционированного доступа для каждой АС, входящей в состав АПК "Безопасный город" должна предусматривать: - защиту от несанкционированного доступа; - средства криптографической защиты; - средства обнаружения и предупреждения атак; - средства межсетевого экранирования; - средства антивирусной защиты; - защиту персональной информации. |
4.3. Требования к видам обеспечения |
Заголовок пункта Внимание! При описании компонентов данных подсистем необходимо принимать во внимание Единые требования к техническим сегментам АПК "Безопасный город" и типовое техническое задание |
4.3.1. Требования к математическому обеспечению |
Математическое обеспечение, включающее методы и алгоритмы, используемые для шифрования/дешифрования данных, а также программное обеспечение, реализующее их, должно быть сертифицировано уполномоченными организациями для использования в государственных органах Российской Федерации. |
4.3.2. Требования к информационному обеспечению |
Предъявляются требования, обеспечивающие реализацию основных функций КСА ЕДДС Муниципального образования (Информационное обеспечение - это совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования информации, применяемой при функционировании КСА ЕДДС Муниципального образования) |
4.3.3. Требования к лингвистическому обеспечению |
Основным языком взаимодействия пользователей является русский язык |
4.3.4. Требования к программному обеспечению |
Прописываются технические требования согласно Приложению 6 ЕТТ в части касающейся |
4.3.5. Требования к техническому обеспечению |
Техническое обеспечение должно отвечать следующим требованиям: - базироваться на сертифицированных образцах средств вычислительной техники, средств коммуникационной техники, средств организационной техники; - обладать информационной, программной и технической совместимостью, масштабируемостью, а также адаптируемостью к условиям функционирования. |
4.3.6. Требования к организационному обеспечению |
Организационное обеспечение КСА ЕЦОР должно быть достаточным для эффективного выполнения персоналом возложенных на него обязанностей при осуществлении автоматизированных и связанных с ними неавтоматизированных функций системы. |
4.3.7. Требования к методическому обеспечению |
Методическое обеспечение КСА ЕДДС должно включать совокупность документов, описывающих технологию функционирования Системы, методы выбора и применения пользователями технологических приемов для получения конкретных результатов при функционировании Системы. Методические документы должны включать: - определение цели, содержания, методов, используемых средств и организационных форм создания и развития Системы; - рекомендации по созданию организационной структуры системы управления разработкой, созданием и развитием Системы; - определение перечня наиболее важных мероприятий по созданию и развитию Системы сроки их выполнения; - рекомендации по организации взаимодействия объектов автоматизации; - регламенты, правила, руководства, рекомендации, методы, способы, схемы и алгоритмы расчетов и информационного обеспечения; - рекомендации по всестороннему ресурсному обеспечению создания и эксплуатации Системы; - нормативно-методические документы по информационной безопасности; - методики и инструкции выполнения операций на автоматизированных рабочих местах (Технологические инструкции); - методические указания по разработке, ведению и использованию баз данных, классификаторов, кодификаторов, справочников, словарей и реестров. |
5. Состав и содержание работ по созданию системы |
Должен содержать перечень стадий и этапов работ по созданию АПК "Безопасный город", сроки их выполнения. Приводится также: перечень документов, предъявляемых по окончании соответствующих стадий и этапов работ; вид и порядок проведения экспертизы проектной и технической документации. Стадии работ: - обследование - техническое и рабочее проектирование - создание опытного образца первой очереди - ввод в действие опытного образца КСА ЕЦОР первой очереди - создание опытного образца КСА ЕЦОР полного состава - ввод в действие КСА ЕЦОР полного состава |
6. Порядок контроля и приемки КСА ЕЦОР |
Прописывается порядок контроля и приёмки АПК "Безопасный город" с учетом Приложения 6 МР в части касающейся |
7. Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу в действие |
Описать этот пункт соответственно типовому техническому заданию |
8. Требования к документированию |
Содержание технической и рабочей документации разрабатываемой Системы должны соответствовать требованиям ГОСТ 34.201-89 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем" и РД 50-34.698-90 "Методические указания. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов". Документация должна быть оформлена с учетом требований ГОСТ 2.105-95 "Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам". |
9. Источники разработки |
Содержится в Приложении N 1 |
Заместитель председателя |
А.П. Чуприян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по оценке технического задания на создание пилотного участка аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (утв. МЧС России 11 сентября 2015 г.)
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был