Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 ноября 2016 г. N 03-01-11/67149
В Минфин России письмом ФНС России от 24.10.2016 N ГД-3-14/4963@ поступило обращение по вопросу создания реестра данных о населении Российской Федерации.
По сути поставленных вопросов Департамент налоговой и таможенной политики в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Пункт "а" статьи 89 Конституции Российской Федерации возлагает на Президента Российской Федерации как главу государства решение вопросов гражданства Российской Федерации. Часть первая статьи 90 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Президент Российской Федерации осуществляет свои полномочия посредством издания указов и распоряжений.
В соответствии с абзацами семнадцатым и тридцатым параграфа III Концепции введения в Российской Федерации удостоверения личности гражданина Российской Федерации, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем информации, и плана мероприятий по реализации Концепции, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. N 1699-р, в основе введения удостоверения личности гражданина Российской Федерации, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем информации, в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - удостоверение личности) лежат принципы соблюдения религиозных прав и свобод верующих, являющихся гражданами Российской Федерации, и обеспечения вариативности состава информации, размещаемой визуально и хранимой в электронном виде, срока действия и сферы применения удостоверения личности в зависимости от возрастной категории и (или) решения его владельца.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27- ФЗ) на Пенсионный фонд Российской Федерации возложены обязанности по осуществлению индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Согласно статье 7 Федерального закона N 27-ФЗ территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, которое содержит страховой номер его индивидуального лицевого счета, анкетные данные и дату регистрации в качестве застрахованного лица. Исходя из изложенного, страховой номер присваивается индивидуальному лицевому счету, а не физическому лицу, и используется наравне с анкетными данными гражданина (включая ФИО) для идентификации его в системе пенсионного страхования в целях учета его пенсионных прав. Федеральный закон N 27-ФЗ не предусматривает альтернативных способов учета пенсионных прав граждан.
В соответствии с абзацем вторым параграфа I Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 632-р, под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов. Таким образом, электронное правительство не является формой исполнительной власти.
В соответствии с определением Конституционного суда Российской Федерации от 24 марта 2015 г. N 698-О, выпуск органами государственной власти универсальных электронных карт и их дальнейшее использование для предоставления по требованию граждан государственных и муниципальных услуг является одним из способов реализации органами государственной власти и органами местного самоуправления своих полномочий и не выходит за рамки компетенции названных органов публичной власти. Одновременно, в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), универсальные электронные карты являются собственностью субъекта Российской Федерации, в то время как гражданам предоставляется право пользования данной картой.
При этом пункт 3 статьи 5 Федерального закона N 210-ФЗ предусматривает право граждан на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации; а статья 26 Федерального закона N 210-ФЗ предусматривает возможность обращения гражданином в орган (организацию), определенный (определенную) субъектом Российской Федерации, с заявлением об отказе от получения универсальной электронной карты. В случае отказа гражданина от использования универсальной электронной карты такая карта подлежит аннулированию в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 августа 2012 г. N 517 "О порядке аннулирования универсальной электронной карты в случае отказа гражданина от ее использования". Таким образом, законодательство не предусматривает возможности выпуска универсальной электронной карты вопреки воле ее потенциального пользователя. Вопросы выпуска и аннулирования универсальных электронных карт не относятся к компетенции Министерства финансов Российской Федерации.
В части требования ликвидировать многофункциональные центры предоставления государственных (муниципальных) услуг, службы "одного окна" и "Мои документы" не относится к компетенции Министерства финансов Российской Федерации и должен быть направлен в Министерство экономического развития Российской Федерации для рассмотрения и подготовки ответа в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, требования, приведенные в обращении, не имеют правового основания.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Страховой номер присваивается индивидуальному лицевому счету, а не физлицу, и используется наравне с анкетными данными гражданина (включая ФИО) для идентификации его в системе пенсионного страхования в целях учета его пенсионных прав.
Электронное правительство не является формой исполнительной власти.
Законодательство не предусматривает возможности выпуска универсальной электронной карты вопреки воле ее потенциального пользователя.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 ноября 2016 г. N 03-01-11/67149
Текст письма официально опубликован не был