Определение Верховного Суда РФ от 14 декабря 2016 г. N 307-КГ16-16507
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С.,
изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центральный Кинопарк" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2016 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.08.2016 по делу N А66-12236/2015, установил:
общество с ограниченной ответственностью "Центральный Кинопарк" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации городского поселения город Конаково (далее - Администрация) в выдаче разрешения на строительство, выраженного в письме от 05.06.2015 N 1309, а также об обязании Администрации выдать разрешение на строительство кинотеатра с центром досуга на земельном участке с кадастровым номером 69:43:0070402:0067 по адресу: Тверская область, городское поселение город Конаково, улица Набережная Волги, район ДК "Современник".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное автономное учреждение Тверской области "Управление государственной экспертизы документации и результатов инженерных изысканий Тверской области" (далее - Учреждение).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 06.11.2015 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2016, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.08.2016, решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Общество просит отменить постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, и оставить в силе решение суда первой инстанции от 06.11.2015.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на положения статей 44, 46, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Согласно части 4 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указываются: информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). В градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительном регламентом видах разрешенного использования земельного участка.
Сведения, которые содержатся в градостроительном плане земельного участка, необходимы для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.
Таким образом, наличие у застройщика градостроительного плана дает основания обращения за выдачи разрешения на строительство объекта, назначение и параметры которого соответствуют указанному в градостроительном плане земельному участку.
Довод о том, что градостроительный план должен отражать актуальную информацию о действующих градостроительных регламентах, технических условиях и т.п. информацию на момент обращения за разрешением на строительство не основан на законе.
Порядок утверждения градостроительных планов регламентирован нормами статьями 44 и 46 Градостроительного кодекса РФ и не содержит обязанности собственника или иного законного владельца земельного участка отслеживать изменение градостроительных регламентов и т.п. норм и последовательно обеспечить их отражение на градостроительном плане земельного участка.
Градостроительный план на спорном земельном участке предусматривал строительство кинотеатра с центром досуга, следовательно, указанный документ является надлежащим для выдачи разрешения на строительство.
В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18.06.2013 N 136/13, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, постановлением Администрации от 29.06.2009 N 370 утвержден градостроительный план земельного участка площадью 4000 кв.м с кадастровым номером 69:43:0070402:0067, находящегося по адресу: Тверская область, городское поселение город Конаково, город Конаково, улица Набережная Волги, район ДК "Современник".
Обществом на основании заявления от 05.08.2009 и градостроительного плана земельного участка, утвержденного постановлением Администрации от 29.06.2009 N 370, 10.08.2009 получено разрешение N RU69515101-74 на строительство первого этапа строительства кинотеатра с центром досуга по адресу: Конаковский район, городское поселение город Конаково, улица Набережная Волги, район ДК "Современник".
23.12.2009 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРПН) зарегистрировано право собственности Общества на возведенный им на основании указанного разрешения объект незавершенного строительства (выписка из ЕГРПН от 15.03.2016 N 69/001/010/2016-2169).
На основании договора купли-продажи от 28.12.2009 находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 69:43:0070402:0067 общей площадью 4000 кв.м, расположенный по адресу: Тверская область, городское поселение город Конаково, город Конаково, улица Набережная Волги, район ДК "Современник" зарегистрирован переход к Обществу права собственности на указанный земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимого имущества (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 22.01.2010).
Решением Совета депутатов города Конаково от 26.02.2013 N 591 утверждены Правила землепользования и застройки городского поселения города Конаково (далее - Правила N 591).
Постановлением Администрации от 11.04.2014 N 171 утверждены Правила обустройства и содержания строительных площадок на территории МО "Городское поселение город Конаково".
Общество 28.05.2015 обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство "Кинотеатра с центром досуга", к которому были приложены свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок, градостроительный план земельного участка, утвержденный постановлением Администрации от 29.06.2009 N 370, проектная документация, положительное заключение государственной экспертизы.
Письмом от 05.06.2015 N 1309 Администрация отказала в выдаче разрешения на строительство, указав, что представленные документы не соответствуют требованиям градостроительного плана земельного участка. Администрация также сообщила о том, что в соответствии Правилами N 591, минимальная площадь участка состоит из занимаемой существующим или размещаемым на его территории объектом капитального строительства, и требуемых в соответствии с настоящими Правилами площади озелененных территорий, площади для размещения машино-мест, проездов и иных, необходимых в соответствии с настоящими Правилами и техническими регламентами вспомогательных объектов, предназначенных для его обслуживания и эксплуатации.
Общество полагая, что отказ в выдаче разрешения на строительство не соответствует закону и нарушает его права и интересы, поскольку представленные им документы соответствуют требованиям нормативных актов в области градостроительства и градостроительному плану земельного участка, обратилось в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Общество представило в Администрацию все документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), и не усмотрел оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Суд апелляционной инстанции, с выводами которого согласился суд кассационной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявления Общества, исходил из следующего.
Согласно статье 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом (часть 1); не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях (часть 3).
В частях 7 и 9 статьи 51 ГрК РФ приведен перечень документов, направляемых в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, который в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 названной статьи).
Основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство являются, в частности, отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 ГрК РФ, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).
Исходя из положений статей 43-46, 48, 50, 51, 52, 53 ГрК РФ градостроительный план земельного участка является необходимым документом при осуществлении строительства и эксплуатации земельного участка.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе, информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка.
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (часть 1 статьи 36 ГрК РФ).
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Решением Совета депутатов города Конаково от 26.02.2013 N 591 утверждены Правила землепользования и застройки городского поселения города Конаково, включающие градостроительный регламент, в том числе градостроительный регламент по видам разрешенного использования недвижимости и градостроительный регламент по параметрам использования недвижимости.
Общество, имея намерение снести объект незавершенного строительства и построить на его месте иной по техническим характеристикам объект капитального строительства, подготовило соответствующую проектную документацию на объект капитального строительства "Кинотеатр с центром досуга", представило положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное государственным автономным учреждением Тверской области "Управление государственной экспертизы документации и результатов инженерных изысканий Тверской области", обратилась в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта, представив градостроительный план земельного участка, утвержденного постановлением Администрации от 29.06.2009 N 370.
Установив, что на момент обращения Общества с заявлением о выдаче разрешения на строительство в отношении планируемого к застройке земельного участка площадью 4000 кв.м с кадастровым номером 69:43:0070402:0067, находящегося по адресу: Тверская область, городское поселение город Конаково, город Конаково, улица Набережная Волги, район ДК "Современник", имелся утвержденный в установленном порядке градостроительный регламент, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу, что представленный заявителем градостроительный план содержал информацию, не соответствующую действующему градостроительному регламенту, а представленный проект строительства не соответствовал требованиям статьи 52 Правил N 591 (согласно проекту на земельном участке отсутствуют территория озеленения, парковочные места в соответствии с указанными в проектной документации расчетными показателями).
Учитывая, что строительство объектов недвижимости может осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что при выдаче Обществу разрешения на строительство не может быть принят во внимание градостроительный план земельного участка, утвержденный в 2009 году, до вступления в силу действующих правил землепользования и застройки.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Центральный Кинопарк" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 14 декабря 2016 г. N 307-КГ16-16507 по делу N А66-12236/2015
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
05.09.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8593/17
29.05.2017 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1872/17
14.12.2016 Определение Верховного Суда России N 307-КГ16-16507
22.08.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5569/16
25.04.2016 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-11161/15
06.11.2015 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-12236/15