Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), предусматривающие усиление административной ответственности за нарушение правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе прекращение деятельности индивидуального предпринимателя на срок от шести до двенадцати месяцев и ликвидацию юридического лица.
Проектируемый пункт 12 части 1 статьи 3.2, которым вводится такое административное наказание как прекращение деятельности индивидуального предпринимателя на срок от шести до двенадцати месяцев, подлежит согласованию с положениями статьи 22.3 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", устанавливающей, что прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя подлежит государственной регистрации.
Кроме того, неясно, чем предлагаемый проектным пунктом 12 части 1 статьи 3.2 вид наказания отличается от приостановления деятельности (см. пункт 9 части 1 статьи 3.2, статья 3.12 КоАП РФ).
Нормами главы 3 КоАП РФ регламентируются вопросы назначения каждого наказания, в том числе, определяются органы, которые вправе их назначать. Однако в тексте законопроекта не нашли своей регламентации механизм и сроки прекращения и возобновления деятельности индивидуальных предпринимателей, поскольку данные аспекты в законопроекте не урегулированы. Между тем, следует учитывать, что в соответствии со статьей 3.12 КоАП РФ приостановление деятельности в качестве меры административного наказания за нарушение установленных законодательством Российской Федерации требований может быть принято только судом.
Обращаем внимание на несоразмерность наказаний, применяемых к субъектам административной ответственности и предусматривающих временное прекращение деятельности в отношении индивидуальных предпринимателей или ликвидацию для юридических лиц (проектные пункты 12 и 13 части 1 статьи 3.2), что представляется не допустимым.
Учитывая изложенное, полагаем, что введение новых видов наказания требует дополнительного обоснования и обсуждения.
Поскольку проектная диспозиция части 3 статьи 14.10 предусматривает только ответственность за реализацию алкогольной продукции, не имеется оснований к конфискации материалов и оборудования, используемых для производства такой продукции (см. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2011 года N 6-П). Кроме того, конфискация товаров, материалов и оборудования не может быть применена в отношении должностного лица, поскольку указанное должностное лицо не является собственником этого имущества.
Из текста предлагаемой части 3 статьи 14.10 не ясно, что является объектом правонарушения, при этом если имеется в виду проблема реализации контрафактной алкогольной продукции, то административная ответственность в таком случае предусматривается частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
В проектируемых санкциях части 3 статьи 14.10 размеры административных штрафов, кратные стоимости товара и налагаемые на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц не соответствуют части 3 статьи 3.5 КоАП РФ, предусматривающей, что размер административного штрафа не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения.
Предлагаемая проектная часть 2.2 статьи 14.16 не предусматривает изъятий, указанных в пункте 5 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в части розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи пива и пивных напитков. Кроме того, в части указания конкретного времени ограничений на продажу алкогольной продукции в проектной норме обращаем внимание, что согласно вышеуказанному пункту 5 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции.
Также следует учитывать, что в проектной редакции санкции части 2.2 статьи 14.16 не может применяться конфискация спиртосодержащей продукции, поскольку в ее диспозиции устанавливается ответственность только за реализацию алкогольной продукции.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.