Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 5544-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации", внесенному депутатом Государственной Думы В.М. Тарасюком
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона вносятся изменения в Лесной кодекс Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), допускающие в определенных случаях передачу лесного участка его арендатору в собственность (пункты 1, 2, 4, 5 статьи 1 проекта и другие). В связи с этим обращаем внимание на следующее.
Лесной кодекс, определяя формы собственности на лесные участки, исходит из их принадлежности к той или иной категории земель. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и ограничены в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям ограниченным в обороте, по общему правилу, не предоставляются в частную собственность (статья 8 Лесного кодекса, статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Исключения из этого правила возможны в случаях, установленных федеральными законами, однако, по нашему мнению, не должны распространяться на земли лесного фонда, учитывая их статус и целевое назначение (характеризуется наличием множества ограничений в использовании), которые явно не соотносятся со статусом земель, находящихся в частной собственности. Кроме того, при принятии Лесного кодекса в Федеральном законе от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" также было закреплено правило о нахождении земель лесного фонда в федеральной собственности (статья 3), что не только свидетельствует о преемственности регулирования лесных отношений по данному вопросу (существовавшие ранее законодательные акты, регулирующие лесные отношения, также всегда относили лесной фонд только к государственной собственности), но и подтверждает особый статус таких земель. Следует учесть и позицию Конституционного Суда Российской Федерации: "...лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 9 января 1998 г. N 1-П, от 7 июня 2000 г. N 10-П; от 2 июня 2015 г. N 12-П; от 13 октября 2015 г. N 26-П; определения от 27 июня 2000 г. N 92-О, от 3 февраля 2010 г. N 238-О-О, от 15 января 2015 г. N 5-О и др.)".
Кроме того, передача лесных участков в частную собственность существенно затруднит реализацию гарантированного Лесным кодексом права граждан на свободное и бесплатное пребывание в лесах (статья 11 Лесного кодекса).
Леса располагаются и на землях иных категорий, например, на землях обороны и безопасности, которые также находятся в федеральной собственности и ограничены в обороте, а в отдельных случаях изъяты из оборота (статьи 27 и 87 Земельно кодекса), однако, проект этого не учитывает.
Положения Лесного кодекса в настоящее время сформулированы только применительно к случаям предоставления лесных участков в пользование. В связи с этим, например, проектируемые положения, предусматривающие изъятие находящихся в частной собственности лесных участков в случае невыполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов (пункт 3 статьи 1 проекта) нереализуемы, поскольку Лесной кодекс не содержит порядка такого изъятия, а иные положения законодательства Российской Федерации об изъятии земельных участков у их собственников не применимы в данном случае.
Проект при определении условий заключения договора купли-продажи лесного участка с арендатором такого участка использует оценочное понятие "значительное воспроизводство объектов животного и растительного мира", а заключение договора купли-продажи лесного участка относит на усмотрение продавца лесного участка, не смотря на то, что покупателем могут быть соблюдены все предусмотренные проектом условия заключения такого договора (пункты 5 и 9 статьи 1 проекта), что, во-первых, не отвечает требованиям ясности, определенности и недвусмысленности правовой нормы, а, во-вторых, создает для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения.
Заместитель |
Г.А. Мартьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.