Досье на проект федерального закона
Статьей 4 Федерального закона от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ) установлен перечень оснований досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы. Проектом федерального закона предлагается дополнить указанный перечень новым положением, согласно которому полномочия депутата Государственной Думы прекращаются досрочно, если входящий во фракцию депутат Государственной Думы зарегистрирован кандидатом в составе федерального списка кандидатов или по одномандатному избирательному округу иной политической партии, чем политическая партия, в составе федерального списка кандидатов которой он был избран депутатом Государственной Думы.
В связи с данным предложением следует иметь в виду, что согласно статье 7.1 Федерального закона N 3-ФЗ во фракцию входят все депутаты Государственной Думы, избранные в составе соответствующего федерального списка кандидатов. При этом депутат Государственной Думы, входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, в составе федерального списка кандидатов которой он был избран депутатом Государственной Думы. Несоблюдение данного требования является основанием для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы. В соответствии с Федеральным законом от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, наряду с членами данной политической партии могут быть включены граждане, не являющиеся членами данной или иной политической партии. Таким образом, депутат Государственной Думы, являющийся членом политической партии, по федеральному списку кандидатов которой он был избран, не может быть включен в федеральный список кандидатов иной политической партии.
Законопроектом предусматривается, что полномочия депутата Государственной Думы прекращаются со дня появления предлагаемого основания для досрочного прекращения полномочий без оформления постановлением Государственной Думы. Из данного положения остается неясным, какова процедура выявления наличия указанного основания и каким образом должно быть зафиксировано досрочное прекращение полномочий депутата Государственной Думы. Следовательно, положение не отвечает критерию определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы. Неопределенность содержания правовой нормы допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства и верховенства закона (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27.05.2003 года N 9-П, от 25.02.2004 г. N 4-П, от 27.05.2008 года N 8-П, от 13.07.2010 года N 15-П).
Исполняющий |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.