Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести в пункт 2 части десятой статьи 109 и пункт 9 части первой статьи 308 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК) изменения, согласно которым время нахождения под домашним арестом не будет засчитываться в срок содержания под стражей.
Согласно пояснительной записке к законопроекту предлагаемые им изменения обусловлены тем, что домашний арест является более мягкой мерой пресечения по сравнению с содержанием под стражей.
Между тем изменения, предлагаемые законопроектом, не учитывают положения части второй.1 статьи 107 УПК, согласно которым в срок домашнего ареста засчитывается время содержания под стражей, совокупный срок домашнего ареста и содержания под стражей независимо от того, в какой последовательности данные меры пресечения применялись, не должен превышать предельный срок содержания под стражей, установленный статьей 109 УПК.
Кроме того, законопроект подготовлен без учета правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 6 декабря 2011 г. N 27-П, согласно которой наиболее строгими из мер пресечения, перечисленных в статье 98 УПК, являются домашний арест (статья 107 УПК) и заключение под стражу (статья 108 УПК).
При этом Конституционный Суд Российской Федерации исходит из того, что домашний арест и заключение под стражу в действующей системе правового регулирования связаны с принудительным пребыванием подозреваемого, обвиняемого в ограниченном пространстве, с изоляцией от общества, прекращением выполнения служебных или иных трудовых обязанностей, невозможностью свободного передвижения и общения с неопределенным кругом лиц, т.е. с непосредственным ограничением самого права на физическую свободу и личную неприкосновенность, а не только условий его осуществления.
Также Конституционный Суд Российской Федерации в данном Постановлении отметил, что уголовно-процессуальное регулирование основывается на конституционных гарантиях обеспечения права на свободу и личную неприкосновенность при применении мер пресечения, непосредственно ограничивающих это право, закрепляет общность оснований и условий для избрания мер пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста и схожие по своим сущностным характеристикам (единые) гарантии судебной защиты этого конституционного права, а также устанавливает единый порядок зачета времени их применения при исчислении размера наказания.
На основании изложенного Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. N 7158п-П4 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 1038612-6 "О внесении изменений в статьи 109 и 308 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы С.В. Ивановым"
Текст письма официально опубликован не был