Постановление Верховного Суда РФ от 14 декабря 2016 г. N 45-АД16-12
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев жалобу начальника Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ "Уралуправтодор", Учреждение) Борисова А.В. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора отдела дорожной инспекции УГИБДЦ ГУ МВД России по Свердловской области от 5 марта 2015 г., решение судьи Первоуральского городского суда Свердловской области от 31 июля 2015 г., решение судьи Свердловского областного суда от 6 октября 2015 г. и постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 28 декабря 2015 г., вынесенные в отношении ФКУ "Уралуправтодор" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением государственного инспектора отдела дорожной инспекции УГИБДЦ ГУ МВД России по Свердловской области от 5 марта 2015 г. ФКУ "Уралуправтодор" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Первоуральского городского суда Свердловской области от 31 июля 2015 г., оставленным без изменения решением судьи Свердловского областного суда от 6 октября 2015 г. и постановлением заместителя председателя Свердловского областного суда от 28 декабря 2015 г., постановление должностного лица изменено, из объема вмененного правонарушения исключено указание на несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог в части отсутствия дорожного ограждения барьерного типа протяженностью 20 метров на 326 км правого съезда к автодороге "Подъезд к Первоуральску от автодороги "Пермь-Екатеринбург" при высоте насыпи более 3 метров; размер административного штрафа снижен до 150 000 рублей, в остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, начальник ФКУ "Уралуправтодор" Борисов А.В. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и судебных актов, вынесенных в отношении ФКУ "Уралуправтодор" по настоящему делу об административном правонарушении.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Как следует из материалов дела, 26 января 2015 г. должностным лицом в ходе проведения обследования автомобильной дороги "Пермь-Екатеринбург" выявлены нарушения, допущенные ФКУ "Уралуправтодор" и выразившиеся в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения по содержанию автомобильной дороги, создающие угрозу безопасности дорожного движения, а именно, дефекты дорожного покрытия (колея) в виде двух полос наката в покрытии проезжей части дороги в прямом и обратном направлении на 337+000-338+000 км, 338+000-339+000 км, 339+000-340+000 км, 340+000-341+000 км, 342+000-343+000 км, 343+000-344+000 км, 344+000345+000 км, 345+000-346+000 км.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 97-101), актами выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения (л.д. 103-119), фотоматериалом (л.д. 120-128) и иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 названного Кодекса установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доводы жалобы нельзя признать состоятельными ввиду следующего.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги", этой компанией.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу пункта 2 указанной статьи учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (пункт 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
ФКУ "Уралуправтодор" образовано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1994 г. N 1310 и приказом Федерального дорожного департамента Министерства транспорта Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 148 как "Федеральная дирекция автомобильной дороги "Тюмень - Ханты-Мансийск" и приказом Российского дорожного агентства от 22 октября 1999 г. N 158 было переименовано в государственное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Российского дорожного агентства".
Приказом Федерального дорожного агентства от 1 июня 2011 г. N 70 наименование Учреждения было приведено в соответствие с требованиями пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 317-р в связи с изменением типа федерального государственного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства" на казенное.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 Устава ФКУ "Уралуправтодор" является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Функции и полномочия учредителя осуществляет Федеральное дорожное агентство.
Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного Учреждению на праве оперативного управления, осуществляют Федеральное дорожное агентство и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Предметом деятельности ФКУ "Уралуправтодор" является организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за ним на праве оперативного управления.
Согласно представленным в материалы дела сведениям между ФКУ "Уралуправтодор" и ОАО "Свердловскавтодор" заключен долгосрочный государственный контракт по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения в Свердловской области.
Вместе с тем в соответствии с Уставом ФКУ "Уралуправтодор" для достижения целей и реализации предмета деятельности Учреждение выполняет функции, в том числе, осуществление контроля за надлежащим исполнением подрядными организациями обязательств по заключенным государственным контрактам; применение мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также государственными контрактами к подрядным организациям, допустившим ненадлежащее исполнение обязательств по государственным контрактам; организацию принятия мер по обеспечению соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
Аналогичная норма, обязывающая осуществлять контроль за исполнением контракта ОАО "Свердловскавтодор", содержится пункте 7.1.2 вышеназванного контракта.
Таким образом, ФКУ "Уралуправтодор" обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия ФКУ "Уралуправтодор" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено ФКУ "Уралуправтодор" в пределах санкции статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ФКУ "Уралуправтодор" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных постановлений, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
постановление государственного инспектора отдела дорожной инспекции УГИБДЦ ГУ МВД России по Свердловской области от 5 марта 2015 г., решение судьи Первоуральского городского суда Свердловской области от 31 июля 2015 г., решение судьи Свердловского областного суда от 6 октября 2015 г. и постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 28 декабря 2015 г., вынесенные в отношении ФКУ "Уралуправтодор" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства" Борисова А.В. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 14 декабря 2016 г. N 45-АД16-12
Текст постановления официально опубликован не был