Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 декабря 2016 г. N 49-АПГ16-53
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузнецова В.В., Прядко Ю.А., Власовой С.Р. об оспаривании решения Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 19 мая 2015 г. N 3-2/35з "О внесении изменений в Генеральный план городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, утверждённый решением Совета городского округа город Стерлитамак от 24 мая 2011 года N 2-6/51з" в части по апелляционной жалобе Власовой С.Р. на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 5 августа 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей Власовой С.Р. по доверенности Валеева Р.А., Савельева А.А., Валыпина Х.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, возражения представителей Совета городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан по доверенности Наталенко Н.С., Жванко Е.В., представителя Правительства Республики Башкортостан по доверенности Ступина С.П., объяснения представителя ООО "ЭКО-СТР" по доверенности Никитиной Е.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
граждане Кузнецов В.В., Прядко Ю.А., Власова С.Р. обратились в Верховный Суд Республики Башкортостан с уточнённым исковым заявлением о признании не действующим решения Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 19 мая 2015 г. N 3-2/35з "О внесении изменений в Генеральный план городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, утверждённый решением Совета городского округа город Стерлитамак от 24 мая 2011 года N 2-6/51з" в части исключения из земель населённого пункта земельных участков с кадастровыми номерами ... в соответствии с таблицей 4.5 пункта 4.8 данного решения.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 5 августа 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Власова С.Р. в апелляционной жалобе и дополнении к ней просит отменить судебный акт, как принятый с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, суд необоснованно не принял во внимание доводы административного истца о том, что при изменении границ населённого пункта не учитывалась санитарно-защитная зона полигонов твёрдых бытовых отходов и наличие в этой зоне объектов капитального строительства иного назначения, а также об исключении из границ населённых пунктов земельных участков, находящихся в собственности Республики Башкортостан, без согласования с Правительством Республики Башкортостан. Вывод суда о соблюдении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, установленной статьёй 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), является необоснованным и не соответствует фактическим обстоятельствам.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором, участвующим в деле, Советом городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, ООО "ЭКО-СТР" представлены возражения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
Как усматривается из материалов дела, решением Совета городского округа город Стерлитамак от 24 мая 2011 г. N 2-6/51з утверждён Генеральный план городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан (далее - Генеральный план).
В дальнейшем решением Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 19 мая 2015 г. N 3-2/35з внесены изменения в Генеральный план (далее - Решение N 3-2/35з). В частности, пунктом 4.8 Решения N 3-2/35з предусмотрена корректировка границы населённого пункта город Стерлитамак с целью исключения территорий существующих и проектируемых полигонов твёрдых коммунальных отходов из его границ. Перечень участков, исключаемых из земель населённого пункта город Стерлитамак, установлен в таблице 4.5 данного пункта.
В силу статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлением или изменением границ населённых пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии со статьями 18, 23 и 24 ГрК РФ генеральный план городского округа как документ территориального планирования муниципальных образований подготавливается и утверждается применительно к отдельным населённым пунктам, входящим в состав городского округа, и содержит, в частности, карту границ населённых пунктов (в том числе границ образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения или городского округа (пункт 3 части 3 статьи 23), и карту функциональных зон поселения или городского округа (пункт 4 части 3 статьи 23).
Ввиду приведённых выше норм, а также пункта 1 статьи 8 ЗК РФ, статьи 12 Закона Республики Башкортостан от 11 июля 2006 г. N 341-з "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Башкортостан", статьи 4 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 г. N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", статей 17, 18 Устава городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, определяющих соответственно полномочия Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан и порядок перевода земель из одной категории в другую, Судебная коллегия не может не согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Советом городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан в пределах предоставленных законодательством полномочий по предмету его ведения.
Порядок утверждения генерального плана городского округа и внесение в него изменений установлены статьями 24 и 25 ГрК РФ.
Так, пунктом 2 статьи 25 ГрК РФ установлены особенности согласования проекта генерального плана городского округа. Проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится городской округ, если:
1) в соответствии с документами территориального планирования субъекта Российской Федерации планируется размещение объектов регионального значения на территориях поселения, городского округа;
2) предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населённых пунктов (в том числе образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населённых пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения;
3) на территориях поселения, городского округа находятся особо охраняемые природные территории регионального значения.
В данном случае исключение из границ города Стерлитамака спорных земельных участков не повлечёт возникновение указанных случаев, в связи с чем нарушений положений статьи 25 ГрК РФ не допущено.
Не нашёл своего подтверждения довод апелляционной жалобы со ссылкой на статью 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которому установлен запрет на захоронение отходов в границах населённых пунктов, о том, что Совет городского округа город Стерлитамак реализовал право изменить границы населённого пункта в целях формального соблюдения данных требований закона и тем самым злоупотребил своим правом.
Действительно, согласно пункту 5 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается захоронение отходов в границах населённых пунктов.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и определённому виду разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий.
Судом первой инстанции установлено, что на основании оспариваемого нормативного правового акта категория земельных участков с кадастровыми номерами ... (вид разрешённого использования "для строительства скотомогильника"), ... (вид разрешённого использования "свалки городские"), ... (вид разрешённого использования "для целей, не связанных со строительством (для размещения инсинераторной установки для утилизации медицинских отходов"), ... (вид разрешённого использования "для обслуживания нежилых строений - цеха сортировки, склада, автовесовой"), ... (вид разрешённого использования "для обслуживания нежилых строений - цеха сортировки, склада, автовесовой"), ... (вид разрешённого использования "для строительства площадки для хранения инертных отходов"), ... (вид разрешённого использования "для строительства экополигона (хранение твердых бытовых отходов") изменена с "земли населённых пунктов" на "земли промышленности и иного специального назначения". При этом вид разрешённого использования земельных участков не изменялся.
Согласно статьям 83, 87 ЗК РФ землями населённых пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населённых пунктов, землями промышленности и иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населённых пунктов и используются или предназначены среди прочего для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, осуществления иных специальных задач.
В статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дано понятие муниципального образования - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения, муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - из анализа которого следует, что границы муниципального образования могут не совпадать с границами населённых пунктов. Это позволяет при осуществлении градостроительного зонирования выделять зоны специального назначения, соблюдая требования законодательства в области охраны окружающей среды, запрещающие размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, и захоронение отходов в границах населённых пунктов.
Как предусмотрено статьёй 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", при разработке генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Разделом 5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" определены объекты, которые не допускается размещать в санитарно-защитной зоне объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Как установлено судом и подтверждается материалами дела, такие объекты на спорных земельных участках не располагаются.
Изменения, вносимые в Генеральный план, были предметом проверки субъекта Российской Федерации, о чём вынесено распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 19 мая 2015 г. N 510-р "О согласовании проекта "Внесение изменений в генеральный план городского округа город Стерлитамак в части корректировки черты населённого пункта", в связи с чем иные доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену законного решения суда.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, всесторонне, полно и объективно исследовав материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, основываясь на правовом анализе приведённого федерального законодательства, правомерно пришёл к выводу о том, что процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюдена, упомянутый муниципальный правовой акт опубликован 22 мая 2015 г. в газете "Стерлитамакский рабочий", N 93 (18387), и размещён на официальном сайте Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан http://sovet.sterlitamakadm.ru, не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 5 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Власовой С.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 декабря 2016 г. N 49-АПГ16-53
Текст определения официально опубликован не был