Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 января 2017 г. N 43-АПГ16-22
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" к Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики о признании частично недействующих нормативных правовых актов по апелляционной жалобе публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Удмуртэнерго" на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 24 августа 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей административного истца Каширского С.С., Кудряшова Г.А., Ярынченко И.О. представителей административного ответчика Вострикова С.В., Русских А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
публичное акционерное общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Удмуртэнерго" обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики к Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа от 27 ноября 2015 г. N 22/10 "О плате за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Удмуртэнерго") в части установления стандартизированной тарифной ставки С_1 на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащим сетевым организациям и иным лицам, по мероприятиям, указанным в пункте 16 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 11 сентября 2012 г. N 209-э/1 (кроме подпунктов "б" и "в"), в размере 301,96 руб./кВт, в том числе стандартизированной тарифной ставки С_11 на покрытие расходов на подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю (ТУ) в размере 46,41 руб./кВт., стандартизированной тарифной ставки С_12 на покрытие расходов на проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий в размере 34,15 руб./кВт, стандартизированной тарифной ставки С_13 на покрытие расходов на проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий в размере 1,01 руб./кВт, стандартизированной тарифной ставки С_14 на покрытие расходов на осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено") в размере 220,39 руб./кВт (приложение 1); ставок за единицу максимальной мощности С_1 за подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю (ТУ) в размере 46,41 руб., С4 за проверку сетевой организацией выполнения заявителем ТУ в размере 34,15 руб./кВт, С5 за участие сетевой организации в осмотре должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора присоединяемых устройств заявителя в размере 1,01 руб./кВт, С6 фактические действия по присоединению и обеспечению работы устройств электрической сети в размере 220,39 руб./кВт (приложение N 3);
признать недействующим приказ Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 27 ноября 2015 г. N 22/11 "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Удмуртэнерго") для заявителей, подающих заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств)" в части определения расходов ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Удмуртэнерго"), связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в плату за технологическое присоединение устройств заявителей максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), при присоединении объектов, отнесенных к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства Е2 уровня напряжения 20 кВт включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности на установленный период регулирования в размере 8538,8 тыс. руб. (без НДС);
обязать Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики принять новое решение, устраняющее допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО "МРСК Центра и Приволжья", а именно: установить дифференцированную стандартизированную тарифную ставку для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Удмуртэнерго") C_1 на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащим сетевым организациям и иным лицам (за исключением расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств, плата за которые устанавливается в размере не более 550 рублей), по мероприятиям, указанным в пункте 16 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 11 сентября 2012 г. N 209-э/1 (кроме подпунктов "б" и "в"), в размере 1160 руб./кВт для заявителей, присоединяющих устройств мощностью до 15 кВт включительно, в том числе стандартизированную тарифную ставку С_12 на покрытие расходов на подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю в размере 227,3 руб./кВт, стандартизированную тарифную ставку С_1.2 на покрытие расходов на проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий в размере 266,2 руб./кВт, стандартизированную тарифную ставку С_1.4 на покрытие расходов на осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено") в размере 666,4 руб./кВт; в размере 118,0 руб./кВт для заявителей, присоединяющих устройств мощностью свыше 15 кВт, в том числе стандартизированную тарифную ставку С_1.1 на покрытие расходов на подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю в размере 23,1 руб./кВт, стандартизированную тарифную ставку С_1.2 на покрытие расходов на проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий в размере 27.1 руб./кВт, стандартизированную тарифную ставку С_1.4 на покрытие расходов на осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено") в размере 67,8 руб./кВт; ставки за единицу максимальной мощности для определения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиала "Удмуртэнерго") на уровне напряжения ниже 35 кВт и максимальной мощности менее 8900 кВт для заявителей, присоединяющих устройства мощностью до 15 кВт включительно, С_1 за подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю в размере 227,3 руб., С4 за проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий в размере 266,2 руб./кВт, С6 за фактические действия по присоединению и обеспечению работы устройств электрической сети в размере 666,4 руб./кВт; ставки за единицу максимальной мощности для определения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиала "Удмуртэнерго") на уровне напряжения ниже 35 кВт и максимальной мощности менее 8900 кВт для заявителей, присоединяющих устройства мощностью свыше 15 кВт, С_1 за подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю в размере 23,1 руб., С4 за проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий в размере 27,1 руб./кВт, С6 за фактические действия по присоединению и обеспечению работы устройств электрической сети в размере 67,8 руб./кВт;
определить расходы ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Удмуртэнерго"), связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение устройств заявителей максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), при присоединении объектов, отнесенных к третьей категории при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объекта электросетевого хозяйства на уровне напряжения 20 кВт включительно необходимого заявителя класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, на установленный период регулирования в размере 37162 тыс. руб. (без НДС).
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 24 августа 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
Федеральная антимонопольная служба в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещена в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно части 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственному регулированию подлежит плата за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
В силу части 1 статьи 26 названного федерального закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.
Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном в том числе Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Правила регулирования).
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, процедуру технологического присоединения к электрическим сетям, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации - определяют Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила технологического присоединения).
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в размер платы за технологическое присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, связанных с осуществлением технологического присоединения, указанных в подпунктах "а" и "д"-"ж" пункта 18 Правил технологического присоединения (за исключением расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств, плата за которые устанавливается в соответствии с настоящим документом в размере не более 550 рублей), и расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Размер платы за технологическое присоединение, в том числе величина стандартизированных тарифных ставок, и состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяются в соответствии с Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 11 сентября 2012 г. N 209-э/1 (далее - Методические указания).
Порядок определения стандартизированных тарифных ставок и ставок за 1 кВт максимальной мощности согласно указанной норме определяется в соответствии с Методическими указаниями исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики заявителя, с учетом положений абзацев второго и третьего данного пункта. Дифференциация стандартизированных тарифных ставок определяется в соответствии с Методическими указаниями.
В соответствии с пунктом 7 Методических указаний органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям утверждаются на период регулирования стандартизированные тарифные ставки согласно Главе IV Методических указаний, ставки за единицу максимальной мощности (руб./кВт) на период регулирования согласно приложению N 2 к Методическим указаниям, рассчитанные в соответствии с Главой III Методических указаний, формула платы за технологическое присоединение. Кроме того, по обращению сетевой организации утверждается плата за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям энергопринимающих устройств отдельных потребителей максимальной мощностью не менее 8 900 кВт и на уровне напряжения не ниже 35 кВ и объектов по производству электрической энергии, а также при присоединении по индивидуальному проекту.
Согласно пункту 31 Методических указаний для расчета платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, на уровне напряжения i (руб.) посредством применения стандартизированных тарифных ставок, включающих расходы по мероприятиям, указанным в пункте 16 Методических указаний (кроме подпунктов "б" и "в"), и расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств потребителей, определяемых по каждому мероприятию, утвержденному приложением N 1 к Методическим указаниям, при осуществлении технологического присоединения планируемого годового объема мощности утверждаются стандартизированные тарифные ставки, в том числе C_1 - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, по мероприятиям, указанным в пункте 16 Методических указаний (кроме подпунктов "б" и "в") (руб./кВт).
Указанная ставка рассчитывается по каждому мероприятию, указанному в пункте 16 Методических указаний (кроме подпунктов "б" и "в") отдельно для технологического присоединения энергопринимающих устройств с применением временной схемы электроснабжения, в том числе для обеспечения электрической энергией передвижных энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), и для постоянной схемы электроснабжения.
При этом размер ставки для технологического присоединения энергопринимающих устройств с применением временной схемы электроснабжения не может превышать размер ставки для постоянной схемы электроснабжения.
С_1 утверждается итоговой суммой, а также в разбивке по следующим ставкам (руб./кВт): С_1.1. - Подготовка и выдача сетевой организацией технических условий Заявителю (ТУ); С_1.2 - Проверка сетевой организацией выполнения Заявителем технических условий; С_1.3 - Участие сетевой организации в осмотре (обследовании) должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора присоединяемых Устройств; С_1.4 - Осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов Заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено"); С_2,i - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство воздушных линий электропередачи на i-м уровне напряжения согласно приложению N 1 к Методическим указаниям в расчете на 1 км линий (руб./км); С_3,i - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство кабельных линий электропередачи на i-м уровне напряжения согласно приложению N 1 к Методическим указаниям в расчете на 1 км линий (руб./км); C_4,i - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство подстанций согласно приложению N 1 к Методическим указаниям на i-м уровне напряжения (руб./кВт). С4 утверждается отдельно по каждому мероприятию п.п. 3.3-3.5 приложения N 2 Методических указаний.
На основании изложенного положениями Методических указаний не предусмотрена возможность дифференциации ставки С_1 по диапазонам мощности, в том числе до 15 кВт, и уровням напряжения. Дифференциация по этим показателям может быть осуществлена при утверждении ставок С2, С3 и С4, что следует из пункта 22 Методических указаний.
Ссылка административного истца на пункт 26 Методических указаний, содержащий формулу расчета ставки платы за осуществление каждого мероприятия технологического присоединения (С_iJ) на напряжении i и (или) в диапазоне максимальной мощности j, отклоняется.
Согласно этой норме ставка за единицу максимальной мощности (руб./кВт) на осуществление организационных мероприятий, указанных в пунктах 1, 4, 5, 6 приложения N 2 к Методическим указаниям, определяется на период регулирования на уровне значения стандартизированной тарифной ставки С_1, указанной в пункте 31 Методических указаний, который, в свою очередь, не предусматривает дифференциацию данной ставки.
Из письменных объяснений Федеральной антимонопольной службы - федерального органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) - также следует, что установленная Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики ставка на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, по мероприятиям, указанным в пункте 16 Методических указаний (за исключением подпунктов "б" и "в") (руб./кВт), без дифференциации по диапазонам присоединяемой максимальной мощности, в том числе и до 15 кВт, соответствует действующему законодательству.
Довод административного истца о необоснованном снижении органом регулирования необходимой валовой выручки по отдельным статьям затрат также отклоняется, поскольку из материалов дела следует, что при подаче предложения об установлении цен (тарифов) на технологическое присоединение на 2016 год общество не представило необходимые расчеты понесенных затрат, расчеты цеховых и общехозяйственных расходов представлены с нулевыми значениями. В связи с этим орган регулирования руководствовался данными за прошлые периоды регулирования в соответствии с пунктом 24 Правил регулирования.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 24 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Удмуртэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 января 2017 г. N 43-АПГ16-22
Текст определения официально опубликован не был