Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 ноября 2016 г. N 41-АПГ16-8 Решение суда первой инстанции о признании противоречащими действующему законодательству отдельных положений постановления Правительства Ростовской области от 9 декабря 2011 г. N 212 "О порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан, а также на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву", оставлено без изменения

Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 ноября 2016 г. N 41-АПГ16-8

 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.

при секретаре Тимохине И.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ростовской области об оспаривании в части пункта 8 Положения о порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, а также порядке предоставления им мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 9 декабря 2011 года N 212, по апелляционной жалобе Правительства Ростовской области на решение Ростовского областного суда от 7 июля 2016 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Министерства труда и социального развития Ростовской области Ларичкиной Н.Н., представителя Правительства Ростовской области Пилипеевой Н.Л., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

постановлением Правительства Ростовской области от 9 декабря 2011 года N 212 утверждено Положение о порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, а также порядке предоставления им мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (далее - Положение). Постановление опубликовано 20 декабря 2011 года в издании "Наше время", N 579-584.

Абзацами одиннадцатым и двенадцатым пункта 8 вышеназванного Положения предусмотрено, что гражданин, обратившийся за предоставлением ежемесячных денежных выплат, представляет: документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства или по месту пребывания гражданина, - в случае, если гражданина уведомили об отсутствии возможности получения органом социальной защиты населения муниципального района и городского округа Ростовской области или МФЦ указанного документа (сведений, содержащихся в нем); документы, подтверждающие степень родства и (или) свойства членов семьи гражданина, имеющих право в соответствии с действующим законодательством на меры социальной поддержки (свидетельство о браке, о рождении и другие).

Абзац сорок третий этого же пункта Положения определяет, что органы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов Ростовской области производят расчет в срок не позднее 25 числа месяца, предшествующего месяцу выплаты, сумм ежемесячных денежных выплат по установленным Правительством Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам, в течение 3 дней формируют выплатные ведомости (списки) и передают их в кредитные организации (банки) и почтовые организации.

Прокурор Ростовской области обратился в Ростовский областной суд с административным иском о признании не действующими со дня вступления решения суда в законную силу:

абзацев одиннадцатого и двенадцатого пункта 8 Положения в части возложения на инвалидов и семьи, имеющие детей-инвалидов, при обращении за получением ежемесячных денежных выплат обязанности по представлению документов, перечисленных в названных абзацах;

абзаца сорок третьего пункта 8 Положения в части определения порядка расчета сумм ежемесячных денежных выплат по установленным Правительством Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам, ссылаясь на противоречие указанных норм федеральному законодательству.

По мнению прокурора Ростовской области, Правительство Ростовской области не вправе было устанавливать порядок расчета компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, исходя из региональных стандартов, поскольку в силу положений статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации региональные стандарты применяются лишь при определении прав граждан на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Кроме того, оспариваемые положения возлагают на инвалидов и семьи, имеющие детей-инвалидов, дополнительные обязанности по представлению документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства, степень родства или свойства членов семьи гражданина, имеющего право на льготы, что не предусмотрено действующим федеральным законодательством.

Решением Ростовского областного суда от 7 июля 2016 года административный иск прокурора Ростовской области удовлетворен. Признан не действующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 8 Положения в части абзацев одиннадцатого и двенадцатого в той мере, в какой они распространяются на инвалидов и семьи, имеющие детей-инвалидов, и абзаца сорок третьего в части, предусматривающей проведение расчета ежемесячных денежных выплат по установленным Правительством Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам.

В апелляционной жалобе Правительство Ростовской области просит об отмене решения суда и о принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

Прокурором Ростовской области представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

В соответствии с предписаниями, содержащимися в статье 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в статье 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в статье 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", в статье 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг указанным в названных законах категориям граждан, в том числе инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, средства на реализацию которых предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций, предоставляя субъекту Российской Федерации право определить нормативным правовым актом форму предоставления указанной меры социальной поддержки.

Исходя из положений указанных выше норм федерального законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что иных полномочий, кроме определения формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в отношении граждан, названных в указанных федеральных законах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено.

Следовательно, установив порядок расчета сумм ежемесячных денежных выплат по установленным Правительством Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам в отношении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которым предоставлено право на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета, Правительство Ростовской области вышло за пределы своих полномочий.

Правильным является и вывод суда о том, что положениями статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, при обращении за получением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг представление названной категорией граждан иных документов, помимо справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы, не предусмотрено.

При этом согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", которым утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с названными Правилами.

Оспариваемые нормативные положения абзацев одиннадцатого и двенадцатого пункта 8 Положения, вопреки вышеизложенному, возлагают на инвалидов и семьи, имеющие детей-инвалидов, дополнительные обязанности по представлению документов, в том числе подтверждающих степень родства и (или) свойства членов семьи гражданина, имеющего право в соответствии с действующим законодательством на меры социальной поддержки (свидетельство о браке, о рождении и другие).

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения административного иска прокурора ввиду несоответствия оспариваемых нормативных положений федеральному законодательству является обоснованным, соответствующим положениям действующего законодательства, имеющего большую юридическую силу.

Доводов, свидетельствующих о незаконности решения суда, в апелляционной жалобе не содержится, поэтому оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Ростовского областного суда от 7 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Ростовской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

Хаменков В.Б.

 

Судьи

Корчашкина Т.Е.

 

 

Калинина Л.А.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 ноября 2016 г. N 41-АПГ16-8


Текст определения официально опубликован не был