Определение Верховного Суда РФ от 30 декабря 2016 г. N 301-КГ16-16778
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С.,
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Проник" на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.04.2016 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.08.2016 по делу N А28-2676/2015, установил:
общество с ограниченной ответственностью "Проник" обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Город Киров" от 19.01.2015 N 88-П "О резервировании земельного участка с кадастровым номером 43:40:000281:51 для муниципальных нужд".
Решением Арбитражного суда Кировской области от 17.11.2015 заявленные исковые требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционный суда от 21.04.2016, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.08.2016 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ООО "Проник", ссылаясь на нарушение судами апелляционной и кассационной инстанций норм права, просит отменить постановления от 21.04.2016 и от 26.08.2016 и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что, не применив положения статьи 49, пункта 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к необоснованному выводу о том, что размещение на земельном участке с кадастровым номером 43:40:000281:51, предоставленном ООО "Проник" в аренду, автомобильной дороги, является исключительным случаем, и разработанный администрацией вариант размещения данного объекта является единственно возможным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
Исходя из положений указанной нормы, резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, связанных с размещением объектов транспортной инфраструктуры, допускается, если такие земли не предоставлены гражданам и юридическим лицам.
В рассматриваемом случае, в нарушение пункта 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации администрацией города Кирова осуществлено резервирование земельного участка для размещения объекта транспортной инфраструктуры, который предоставлен в аренду ООО "Проник".
В момент издания решения о резервировании земельный участок с кадастровым номером 43:40:000281:51 находился в границах территориальной зоны "Р-11" Зона городского отдыха".
Указанный земельный участок предоставлен ООО "Проник" в аренду для строительства группы зданий турбазы, в порядке предварительного согласования места размещения объекта (статьи 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации). При этом правоотношения, связанные с предоставлением указанного земельного участка ООО "Проник" в аренду, возникли 13.02.2007. Данное обстоятельство установлено постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 30.04.2009 по делу N А28-10678/2008.
Указанным постановлением Администрация обязана была устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Проник" путем принятия решения об утверждении проекта территориального землеустройства земельных участков N 43:40:000281:А, N 43:40:000281:Б и части земельного участка N 43:40:000281:А/001, расположенных по адресу: г. Кировск, Первомайский район, северо-восточный угол улиц Дрелевского и Пристанской.
Во исполнение указанного судебного акта администрацией г. Кирова принято распоряжение от 19.10.2009 N 1682-зр, которым был утвержден проект территориального землеустройства в виде проекта границ земельных участков с характеристиками, указанными в ПТЗ, предоставленном ООО "Гео-Сервис".
Во исполнение решения арбитражного суда Кировской области от 11.01.2010 по делу N А28-16578/2009, на основании распоряжения от 19.10.2009 N 1682-зр "Об утверждении ПТЗ", администрацией города Кирова было принято распоряжение от 29.02.2012 N 306-зр, которым для земельного участка с кадастровым номером 43:40:000281:51 был установлен вид разрешенного использования - размещение туристического комплекса.
Реализация оспариваемого постановления от 19.01.2015 N 88-П приведет к нарушению прав и законных интересов ООО "Проник", в том числе право на использование земельного участка для строительства.
В соответствии с программой "Развитие транспортной инфраструктуры" в муниципальном образовании "Город Киров" в 2014-2020 годах", утвержденной постановлением Администрации города Кирова от 28.11.2014 N 5115-П, в указанный период на территории города Кирова предусмотрено строительство только двух дорог местного значения. То есть, в 2014-2020 годах на территории г. Кирова не планируется проектирование и строительство объектов транспортной инфраструктуры на резервируемом земельном участке.
По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между тем таких оснований по результатам изучения состоявшихся по делу судебных актов и доводов кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судами, Управление (комитет) по делам муниципальной собственности города Кирова (арендодатель) и ООО "Проник" (арендатор) заключили договор аренды от 18.11.2011 N 62209 земельного участка с кадастровым номером 43:40:000281:51, сроком до 17.06.2014 для строительства группы зданий турбазы в районе северо-восточного угла улиц Дрелевского и Пристанской Первомайского района города Кирова.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кировской области от 30.08.2014 по делу N А28-7257/2014 срок действия договора продлен до 17.10.2016.
С 31.10.2012 орган местного самоуправления осуществлял действия по утверждению документации по планировке территории набережной реки Вятки от улицы Профсоюзной до улицы Спасской в городе Кирове и по проведению публичных слушаний по вопросу, касающемуся внесения изменений в генеральный план муниципального образования.
На основании решения Кировской городской Думы от 30.07.2014 N 28/4 в генеральный план города Кирова внесены изменения в части функциональных зон территории улицы Энтузиастов около жилого района "Урванцево", около микрорайона "Радужный", в районе улицы Северная Набережная, а также в части отображения транспортной развязки пересечения улиц Жуковского и Подгорная и транспортной развязки пересечения улиц Пристанская, Спасская, Лесная, Лесозаводская и Горбачева.
Администрацией принято постановление от 19.01.2015 N 88-П "О резервировании земельного участка с кадастровым номером 43:40:000281:51 для муниципальных нужд" (размещение автомобильной дороги местного значения) сроком на семь лет.
Ссылаясь на то, что в результате принятия данного ненормативного правового акта незаконно зарезервирован для муниципальных нужд переданный ему в аренду земельный участок, ООО "Проник" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что счел недоказанным исключительный характер выбранного органом местного самоуправления варианта размещения транспортной развязки и соблюдение им при издании ненормативного правового акта требований, предусмотренных в статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд, с выводами которого согласился суд округа, исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании незаконным решения государственного органа необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение таким решением гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Согласно частям 1, 2 и 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земельных участков допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения муниципальных нужд территорий. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
В статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания изъятия земель для муниципальных нужд как у юридических лиц, так и у граждан, использующих участок на любом праве. Признавая необходимость изъятия земель, законодатель указывает на исключительность таких случаев, определяет два возможных основания изъятия: выполнение международных обязательств Российской Федерации и необходимость размещения, при отсутствии других вариантов, объектов государственного или муниципального значения, и приводит перечень таких объектов.
Резервирование принадлежащего ООО "Проник" земельного участка с кадастровым номером 43:40:000281:51 связано со строительством автомобильной дороги местного значения. Автомобильная дорога предусмотрена перечнем объектов муниципального значения, необходимость размещения которых может рассматриваться в качестве основания для резервирования земельных участков (пункт 2 части 1 статьи 49 и часть 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Вариант размещения такого объекта, одобренный решением градостроительного совета Администрации от 10.06.2013, с учетом оценки перспективной интенсивности дорожного движения и мероприятий по инженерно-технической подготовке затапливаемой территории при максимальном сохранении исторической среды в окружении памятника федерального значения - ансамбля Трифонова монастыря, развития территории микрорайона, экономической обоснованности затрат на его возведение и необходимости соблюдения баланса общественных и частных интересов, прошел процедуру публичных слушаний и включен в генеральный план города Кирова (в редакции решения Кировской городской Думы от 30.07.2014 N 28/4) как единственно возможный способ обеспечения муниципальных потребностей.
Решение Кировской городской Думы от 30.07.2014 N 28/4 в установленном законом порядке не оспорено. Порядок резервирования земель для муниципальных нужд, определенный в Положении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561, при принятии постановления от 19.01.2015 N 88-П не нарушен. Данный ненормативный правовой акт принят на основании документов территориального планирования, к нему приложена схема резервируемых земель в границах земельного участка с кадастровым номером 43:40:000281:51.
Суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что действия Администрации по принятию постановления от 19.01.2015 N 88-П совершены в рамках проведенной процедуры, в соответствии с установленными для нее императивными нормами о конкретных условиях резервирования земель.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводов судов и не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Оснований для передачи кассационной жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Принимая во внимание изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Проник" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 30 декабря 2016 г. N 301-КГ16-16778 по делу N А28-2676/2015
Текст определения официально опубликован не был