Определение Верховного Суда РФ от 31 января 2017 г. N 308-ЭС16-16536
Судья Верховного Суда Российской Федерации Зарубина Е.Н.,
изучив по материалам, приложенным к жалобе, кассационную жалобу истца - муниципального унитарного предприятия "Городской пассажирский транспорт" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.09.2015 по делу N А53-287/2015, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2016 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.08.2016 по тому же делу, установил:
муниципальное унитарное предприятие "Городской пассажирский транспорт" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ростовской области и Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области о взыскании 14 571 928 рублей 83 копеек убытков, связанных с перевозкой льготной категории граждан в 2014 году.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Волгодонска Ростовской области, муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства и городского хозяйства", Министерство труда и социального развития Ростовской области, Департамент труда и социального развития администрации города Волгодонска.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.09.2015 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 18.08.2016 указанные судебные акты оставил без изменения.
Муниципальное унитарное предприятие "Городской пассажирский транспорт" обратилось в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации с кассационной жалобой на принятые по делу судебные акты, ссылаясь на существенные нарушения норм права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы, изученным по материалам, приложенным к ней, не установлено.
Как установлено судами, предприятие осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автобусами в городе Волгодонске по тарифам, установленным органами местного самоуправления. В 2014 году МУП "ГПТ" осуществляло деятельность по перевозке пассажиров троллейбусами по маршрутам в городском сообщении на платной основе в городе Волгодонске на основании договора от 24.06.2006 N 1-п о предоставлении предприятиями транспортных услуг по перевозке пассажиров электротранспортом, заключенного с МУ "Волгодонсктрансзаказчик".
Наряду с перевозкой пассажиров, осуществляющих полную оплату за проезд в общественном городском транспорте по тарифам, установленным администрацией, предприятие оказывало услуги по перевозке отдельных категорий граждан, имеющих право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В целях обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр получателей ежемесячных денежных выплат, едиными социальными проездными билетами и перечисления денежных средств, полученных от их реализации, транспортным предприятиям, организациям, индивидуальным предпринимателям, выполняющим перевозки общественным транспортом на городских маршрутах, на основании Постановления от 31.03.2011 N 711 "Об организации распределения средств, вырученных от реализации единых социальных проездных билетов, между транспортными предприятиями, организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими перевозки общественным транспортом на городских маршрутах" предприятие "ГПТ" заключило договор с Департаментом труда и социального развития Администрации Волгодонска от 17.01.2014, согласно которому перевозчик предоставляет меры социальной поддержки льготным категориям граждан по проезду в городском транспорте общего пользования, а департамент возмещает расходы перевозчику за перевезенных граждан на основании исследования пассажиропотоков льготных категорий граждан.
Количество перевезенных пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, определялось на основании периодически проводимых натурных обследований пассажиропотоков, которые утверждались постановлениями администрации города.
Тарифы на регулярные перевозки общественным транспортом в городском сообщении установлены постановлением администрации города Волгодонска от 14.01.2014 N 11 в размере 14 рублей.
Меры социальной поддержки по обеспечению льготным проездом граждан, включенных в федеральный регистр, в Ростовской области предоставляются в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232, которым утверждено Положение о порядке финансирования и возмещения расходов на предоставление льготного проезда пригородным железнодорожным и водным транспортом, автомобильным транспортом пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщений в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, в соответствии с которым проезд льготных категорий граждан, включенных в федеральный и региональный регистры, осуществляется на основании единого социального проездного билета стоимостью 265 рублей.
Реестры и счета являются основанием для расчетов за фактически произведенные расходы автотранспортных предприятий за льготный проезд.
Финансирование расходов за проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) осуществляется на основе отчетов о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших единые проездные талоны, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных единых проездных талонов на 1 число месяца, в котором осуществляется финансирование.
Министерство труда и социального развития Ростовской области осуществляет расходование средств областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств путем их перечисления с лицевого счета получателя средств на счета автотранспортных организаций, представивших реестры и счета.
Таким образом, Ростовской областью определена методика компенсации затрат транспортных организаций, осуществляющих перевозки жителей Ростовской области, согласно которой часть полной стоимости проезда оплачивалась перевозчику льготными пассажирами при приобретении ими проездных билетов. Другая часть выплачивалась перевозчикам, в том числе истцу, из бюджета субъекта Российской Федерации в виде компенсации исходя из стоимости единого социального проездного билета с учетом доли предприятия в перевозке.
Размер выпадающих доходов МУП "Городской пассажирский транспорт" определен как произведение числа перевезенных граждан льготных категорий федерального регистра по ЕСПБ по данным Департамента строительства и городского хозяйства и Департамента труда и социального развития администрации города Волгодонска на полную стоимость проезда в общественном транспорте, за вычетом суммы возмещения, полученной предприятием от Департамента труда и социального развития за перевозку граждан по ЕСПБ автобусами.
Руководствуясь положениями статей 15, 16, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 26.3 и 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", правовой позицией, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", суды сделали вывод об отсутствии правовых оснований для предъявления иска к Российской Федерации в то время как полномочия по обеспечению мер социальной поддержки переданы субъектам Российской Федерации, в данном случае - Ростовской области, которая приняла на себя расходные обязательства субъекта.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований к Ростовской области, суды пришли к выводу об отсутствии достоверных сведений о фактическом количестве перевезенных льготных пассажиров, а также об отсутствии доказательств фактически произведенных расходов на проезд льготных категорий граждан, отнесенных к федеральному регистру.
Доводы, приведенные в жалобе, о доказанности убытков и отсутствии методики возмещения убытков были рассмотрены судами и отклонены как необоснованные. Оснований для переоценки выводов судов не усматривается. Приводимые доводы выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. По существу доводы жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Исходя из вышеизложенного, оснований для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
отказать муниципальному унитарному предприятию "Городской пассажирский транспорт" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Е.Н. Зарубина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 31 января 2017 г. N 308-ЭС16-16536 по делу N А53-287/2015
Текст определения официально опубликован не был