Определение Верховного Суда РФ от 2 марта 2017 г. N 307-КГ16-19795
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.,
изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области (далее - управление) на решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.02.2016 по делу N А42-8616/2015, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2016 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.10.2016 по тому же делу
по заявлению государственного областного унитарного предприятия "Мурманскводоканал" (далее - предприятие) о признании недействительным предписания управления от 21.09.2015 N 690/15-01 в части пунктов 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9 в части, предписывающей обеспечить качество воды по показателю "цветность", установила:
решением Арбитражного суда Мурманской области от 08.02.2016, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2016 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.10.2016, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, управление просит отменить судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как следует из представленных материалов, в ходе проведенной плановой документарной выездной проверки в отношении предприятия на объектах осуществления деятельности - водопроводные сооружения и распределительная сеть по исполнению требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека управлением произведен отбор проб и образцов холодной воды на названных объектах, о чем составлены протоколы. В соответствии с протоколами лабораторных исследований воды, составленными специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Мурманске" и экспертным заключением от 14.09.2015, качество отобранных проб холодной воды не соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества." СанПиН 2.1.4.1074-01, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 N 24, в том числе по показателю "цветность", норма которого установлена - 20 градусов. Результаты проверки оформлены актом; возражения предприятия на названный акт проверки оставлены без удовлетворения. Предприятию выдано предписание от 21.09.2015 N 690/15-01, пунктами 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9 которого в срок до 19.10.2016 предписано обеспечить качество холодной воды перед поступлением в разводящую сеть на ВЗС и качество питьевой воды из распределительной сети централизованного водоснабжения населенных пунктов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01.
Несогласие предприятия с предписанием в части названных пунктов явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление, суды руководствовались статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 11, 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьями 23, 40, 42 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения" и исходили из следующего. Управление уведомлением от 24.01.2014 N 04/1-824-14-32 известило орган местного самоуправления о несоответствии нормативам качества питьевой воды; администрация г. Мурманска подготовила техническое задание на разработку инвестиционной программы предприятия на период 2015 - 2022 годов и утвердила его постановлением от 02.09.2014 N 2851. Согласно техническому заданию мероприятиями, необходимыми для повышения качества питьевой воды, администрацией г. Мурманска определены: строительство очистных сооружений водоснабжения на западном берегу Кольского залива; объект "Подключение поселка Шонгуй к закольцованной сети водоснабжения г. Мурманска, г. Колы, пгт. Молочный, пгт. Заверосовхоз, пгт. Кильдинстрой, пгт. Мурмаши (в.ч. Мурмаши-3) от водопроводной сети пгт. Кильдинстрой".
В соответствии с указанным уведомлением предприятием разработан план мероприятий на 2014 - 2021 годы по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01. Результатом исполнения мероприятий будет 100-процентное соответствие качества питьевой воды требованиям санитарных правил. При этом до момента строительства необходимо выполнить мероприятия, не влекущие улучшение показателей: выбор земельного участка под строительство очистных сооружений водоснабжения, изыскания, проектные работы, строительно-монтажные, пусконаладочные работы.
Предприятием разработана инвестиционная программа, которая 02.10.2014 согласована с органом местного самоуправления, но не утверждена исполнительным органом государственной власти Мурманской области в связи с отсутствием финансирования.
Управлением 22.10.2014 согласован разработанный предприятием план мероприятий, которым определены пределы допускаемого несоответствия качества подаваемой питьевой воды, в том числе по показателю "цветность".
Судами учтено, что процесс согласования, а затем утверждения проекта инвестиционной программы может занимать продолжительное количество времени. При этом законодательством не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия утвержденной инвестиционной программы возможность применения согласованных с Роспотребнадзором предельных норм допускаемого несоответствия качества подаваемой питьевой воды на срок реализации плана мероприятий. Управлением не констатировано, что рассматриваемое и согласованное с ним превышение указанного показателя "цветности" воды затрагивает ее безопасность. Срок реализации названного плана мероприятий до 2022 года. Предприятие выполняет мероприятия, предусмотренные планом, в зависящей от него части, конечный срок реализации запланированных мероприятий по приведению качества воды в соответствие с требованиями названных СанПиН не наступил. Качество воды, отобранной государственным органом в ходе проверки по показателю "цветность", соответствует показателям качества, определенным планом мероприятий. При таких обстоятельствах требование управления обеспечить качество воды в срок до 19.10.2016 не соответствует конкретным обстоятельствам дела и является неисполнимым, в связи с чем суды признали спорные пункты предписания недействительными.
Кроме того, в рассматриваемом случае достижение качества воды по показателю "цветность" возможно только после строительства очистных сооружений водоподготовки, что в силу действующего законодательства относится к ведению органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Приведенные заявителем доводы не подтверждают существенного нарушения судами норм материального и (или) процессуального права и не являются основаниями для отмены судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
отказать Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 2 марта 2017 г. N 307-КГ16-19795 по делу N А42-8616/2015
Текст определения официально опубликован не был