Представление Счетной палаты РФ от 20 января 2016 г. N ПР 14-6/14-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка эффективности осуществления от имени Российской Федерации прав акционера организаций, акции (доли) в уставном (складочном) капитале которых находятся в федеральной собственности, в том числе на объекте АО "Росгеология" (далее также - Общество), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. В нарушение порядка, установленного статьей 83 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", не прошли процедуры корпоративного согласования следующие сделки, в совершении которых имеется заинтересованность:
1.1. Договоры выдачи займов дочерним обществам, функции единоличного исполнительного органа которых переданы управляющей организации АО "Росгеология":
договор от 23 апреля 2015 г. N 05/2015-3 с АО "НПЦ Недра" (лимит выдачи 260 000,0 тыс. рублей, ставка 15,0%) не одобрен общим собранием акционеров;
договор от 27 мая 2015 г. N 06/2015-3 с АО "Геоцентр-Москва" (лимит выдачи 10 000,0 тыс. рублей, ставка 14,5%) не одобрен советом директоров.
1.2. Четыре договора на приобретение услуг по разработке, изготовлению и размещению рекламно-информационных материалов, заключенные АО "Росгеология" 24 ноября 2014 года с дочерними обществами ОАО "ВНИИГеофизика" (б/н), ОАО "Дальгеофизика" (N 58/2014-ЮЛ), ОАО "Геоцентр-Москва" (N 56/2014-ЮЛ), ОАО "Петербургская комплексная геологическая экспедиция" (N 57/2014-ЮЛ) на сумму 2 020,0 тыс. рублей каждый, не одобрены советом директоров.
1.3. Сделки АО "Росгеология" с дочерними обществами по заключению договоров субподряда на исполнение государственных контрактов в 2015 году на общую сумму 3 341 764,0 тыс. рублей не одобрены общим собранием акционеров и советом директоров, в том числе:
АО "Магадангеология" на геохимические и поисковые работы на золото, серебро и олово по договорам от 17 июля 2015 г. N 40/2015-ЮЛ на 217 430,0 тыс. рублей, N 41/2015-ЮЛ на 220 320,0 тыс. рублей, N 42/2015-ЮЛ на 237 915,0 тыс. рублей, N 44/2015-ЮЛ на 170 255,0 тыс. рублей, N 45/2015-ЮЛ на 145 350,0 тыс. рублей, 46/2015-ЮЛ на 211 650,0 тыс. рублей;
АО "Георегион" на поисковые работы на серебро по договору от 17 июля 2015 г. N 43/2015-ЮЛ на 168 725,0 тыс. рублей;
АО "Камчатгеология" на поисковые работы на рудное золото по договору от 17 июля 2015 г. N 47/2015-ЮЛ на 37 400,0 тыс. рублей;
АО "Приморгеологая" на поисковые работы на каолиновое сырье, полиметаллическое с серебром оруденение, крупночешуйчатый графит, поиски подземных вод для обеспечения резервного водоснабжения населения по договорам от 10 августа 2015 г. N 61/2015-ЮЛ на 84 600,0 тыс. рублей, N 63/2015-ЮЛ на 219 600,0 тыс. рублей, N 65/2015-ЮЛ на 94 320,0 тыс. рублей, N 67/2015-ЮЛ на 21 690,0 тыс. рублей и от 17 сентября 2015 г. N 123/2015-ЮЛ на 22 900,0 тыс. рублей;
АО "Дальгеофизика" на поисковые работы на рудное золото, слабоэродированное и скрытое вольфрамовое оруденение по договорам от 10 августа 2015 г. N 62/2015-ЮЛ на 130 500,0 тыс. рублей и N 64/2015-ЮЛ на 107 946,0 тыс. рублей;
АО "Амургеология" на поисковые работы на рудное золото по договору от 10 августа 2015 г. N 66/2015-ЮЛ на 158 400,0 тыс. рублей;
АО "Кольцовгеология" на поиски рудных залежей медистых песчаников, месторождений медно-колчеданных руд и поисковые работы на рудное золото, по договорам от 28 августа 2015 г. N 89/2015-ЮЛ на 146 073,0 тыс. рублей, N 90/2015-ЮЛ на 170 955,0 тыс. рублей, N 91/2015-ЮЛ на 150 684,0 тыс. рублей, а также на бурение гидрогеологических скважин, геофизические исследования по договору от 1 октября 2015 г. N 01/10-2015-ГРР на 23 536,0 тыс. рублей;
АО "Запсибгеолсъемка" на поисковые работы с оценкой перспектив колчедано-полиметаллического с золотом оруденения по договору от 28 августа 2015 г. N 110/2015-ЮЛ на 179 955,0 тыс. рублей;
АО "Горно-Алтайская экспедиция" на поисковые работы на золото-серебросодержащее полиметаллическое оруднение по договору от 4 сентября 2015 г. N 109/2015-ЮЛ на 206 100,0 тыс. рублей;
АО "Красноярскгеолсъемка" на поисковые работы на рудное золото на Малоконкудерской площади по договору от 4 сентября 2015 г. N 111/2015-ЮЛ на 181 710,0 тыс. рублей;
АО "Севосгеологоразведка" на поисково-оценочные работы на питьевые подземные воды по договору от 17 сентября 2015 г. N 121/2015-ЮЛ на 12 150,0 тыс. рублей;
АО "Геоцентр-Москва" на геолого-технологическую оценку объектов кварцевого сырья по договору от 17 сентября 2015 г. N 124/2015-ЮЛ на 21 600,0 тыс. рублей.
2. В нарушение пункта 8 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года N 33н, АО "Росгеология" не проводится учет себестоимости в разрезе статей калькуляций по видам геологоразведочных работ, являющихся основными видами деятельности предприятия, что затрудняет анализ экономической эффективности (финансового результата) производственно-хозяйственной деятельности Общества.
3. Проверкой установлены следующие нарушения Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ) и других нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
3.1. В нарушение пятнадцатидневного срока, установленного частью 1 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ, изменения в положение о закупках, утвержденные советом директоров АО "Росгеология" 30 марта 2015 года, размещены на официальном сайте в сети Интернет zakupki.gov.ru только 14 мая 2015 года.
3.2. В нарушение части 2 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ в Положении о закупках АО "Росгеология" не установлено, в каких случаях проводится конкурс, аукцион, а также осуществление соответствующих процедур в электронной форме.
3.3. В нарушение части 2 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ, а также постановления Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. N 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" АО "Росгеология" не формировались и, соответственно, не размещены на официальном сайте zakupki.gov.ru планы закупок на 2013 и 2014 годы.
В нарушение части 3 указанной статьи Общество не разместило на официальном сайте план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции на период от пяти до семи лет.
Кроме того, в нарушение части 9 статьи 8 Федерального закона N 223-ФЗ на официальном сайте zakupki.gov.ru отсутствует план закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции на трехлетний срок, который должен быть размещен в срок до 1 января 2015 года.
3.4. В нарушение части 2 статьи 4.1 Федерального закона N 223-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. N 1132 "О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки", АО "Росгеология" по состоянию на 1 октября 2015 года не разместило на официальном сайте информацию о 161 договоре, заключенном после 1 января 2015 года.
3.5. В нарушение части 19 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных АО "Росгеология" по результатам закупки товаров, работ, услуг, а также сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных АО "Росгеология" по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), размещены с нарушением установленных сроков (сведения за январь - август 2015 года размещены в сентябре 2015 года с задержкой до 7 месяцев).
Кроме того, информация о количестве и общей стоимости заключенных АО "Росгеология" договоров, размещенная на официальном сайте zakupki.gov.ru, является недостоверной. В ходе проверки установлено, что в 2013 году общая стоимость заключенных договоров составила 1 424 млн. рублей (расхождение с опубликованными данными (в меньшую сторону) составляет 1 076 млн. рублей), в 2014 году общая стоимость заключенных договоров составила 6 811 млн. рублей (расхождение с опубликованными данными составляет 23 млн. рублей), за 9 месяцев 2015 года общая стоимость заключенных договоров составила 14 489 млн. рублей (расхождение с опубликованными данными составляет 871 млн. рублей).
В ходе контрольного мероприятия также установлено отсутствие в разделе "Отчетность по договорам 223-ФЗ" официального сайта zakupki.gov.ru сведений о количестве и об общей стоимости заключенных договоров стоимостью до 100 тыс. рублей. При этом Обществом в 2013 году было заключено 135 таких договоров на общую сумму 5048,3 тыс. рублей, в 2014 году 101 договор на общую сумму 4168,67 тыс. рублей, за 9 месяцев 2015 года 76 договоров на общую сумму 3 400,3 тыс. рублей.
3.6. В нарушение частей 8, 9 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ АО "Росгеология" в извещении о закупках не всегда указывались сведения о начальной (максимальной) цене договора. В ходе мониторинга информации, размещенной на официальном сайте установлено, что в 2013 году было объявлено 8 закупок с начальной (максимальной) ценой договора равной нулю, в 2014 году было объявлено 23 таких закупки, в 2015 году без указания начальной (максимальной) цены договора размещены сведения об 1 закупке.
3.7. В нарушение части 1 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ 7 дочерних (зависимых) обществ АО "Росгеология" не разместили свои положения о закупках на официальном сайте. В ходе контрольного мероприятия установлено, что на официальном сайте отсутствуют положения о закупках ОАО "Амургеология", АО "Александровская опытно-методическая экспедиция", ОАО "Волгагеология", АО "Центркврц", АО "Геокарта-Пермь", Тульское НИГП, ОАО "Центр управления непрофильными активами".
3.8. В нарушение части 1 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ 16 дочерних (зависимых) обществ АО "Росгеология" разместили свои положения о закупках позже, чем через пятнадцать дней со дня утверждения. У ряда обществ период с момента утверждения положения до момента его размещения на официальном сайте составил от трех месяцев до года.
3.9. В нарушение части 2 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. N 932 "Об утверждении правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" на официальном сайте в 2013-2015 годах не размещались планы закупок 13 дочерних (зависимых) обществ АО "Росгеология".
3.10. В нарушение части 19 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ 18 дочерних (зависимых) обществ АО "Росгеология" не размещают на официальном сайте ежемесячную отчетность о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг.
3.11. В нарушение части 2 статьи 4.1 Федерального закона N 223-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. N 1132 дочерние (зависимые) общества АО "Росгеология" в установленном порядке не размещают в реестре договоров информацию о договорах, заключенных после 1 января 2015 года.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" АО "Росгеология" необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе;
1. Принять меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия.
2. Принять меры по организации в бухгалтерском учете Общества учета расходов по видам геологоразведочных работ (статьям затрат) для целей управления с обязательным установлением перечня данных статей затрат в соответствии с приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н.
3. Утвердить План закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции на период от пяти до семи лет и разместить его на официальном сайте zakupki.gov.ru.
4. Привести положение о закупках ОАО "Росгеология" в соответствие с требованиями части 2 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ в части установления порядка подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условий их применения.
5. Утвердить внутренний акт АО "Росгеология", предусматривающий проведение мониторинга и контроля закупочной деятельности АО "Росгеология", а также иных обществ, входящих в холдинг, в целях предупреждения дальнейших нарушений законодательства в сфере закупочной деятельности.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 21 декабря 2015 г. N 62К (1073).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" генеральному директору АО "Росгеология" необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 июля 2016 года.
Аудитор |
М.С. Рохмистров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 20 января 2016 г. N ПР 14-6/14-02
Текст представления официально опубликован не был