Представление Счетной палаты РФ от 31 марта 2016 г. N ПР 01-29/14-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка законности и эффективности расходования бюджетных средств на закупки товаров, работ, услуг бюджетными учреждениями и акционерными обществами в условиях реализации требований к осуществлению закупок, установленных федеральными законами о контрактной системе и закупках отдельных видов юридических лиц" в открытом акционерном обществе "Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова", по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки,
1. В плане закупок ОАО "Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова" (далее - ОАО "ЛИИ им. М.М. Громова", Общество) на 2014 год информация в отношении восьми закупок с общей начальной (максимальной) ценой договоров 262 762,1 тыс. рублей включена дважды (в связи с применением разных способов их осуществления) и не отражена информация в отношении семи закупок общей начальной (максимальной) ценой договоров 87 840,0 тыс. рублей, организатором которых в интересах Общества выступало ПАО "OAK". В план закупок на 2015 год Обществом необоснованно включена стоимость работ на общую сумму 1 102 100,0 тыс. рублей по договору генерального строительного подряда от 31 января 2014 г. N 6436, заключенному с ООО "СК "Гидродинамика" по результатам закупочной процедуры, проведенной в декабре 2013 года.
Таким образом, планы закупок Общества на 2014 и 2015 годы недостоверно отражали количество и стоимость запланированных процедур закупок, что не в полной мере соотносится с принципом информационной открытости закупки, установленным частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ).
2. В нарушение части 1 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг Общество не руководствовалось утвержденным Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова" (далее - Положение о закупке).
2.1. Так, Положением о закупке предусмотрена возможность закупки горюче-смазочных материалов, в том числе авиационного топлива, у единственного поставщика в рамках упрощенных процедур, предполагающих формирование по результатам предварительного квалификационного отбора ежегодного перечня соответствующих поставщиков ОАО "ЛИИ им. М.М. Громова". При этом в 2014-2015 годах закупка авиационного топлива для реактивных двигателей марки ТС-1 и РТ осуществлена Обществом без учета требований Федерального закона N 223-ФЗ и Положения о закупке. В планах закупок ЛИИ им. М.М. Громова на 2014 и 2015 годы отсутствовали сведения о закупках авиационного топлива, не формировалась закупочная документация и перечень поставщиков ГСМ ОАО "ЛИИ им. М.М. Громова", информация о закупках авиационного топлива отсутствовала в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (на сайте www.zakupki.gov.ru).
Таким образом, Общество осуществило в 2014-2015 годах закупки авиационного топлива в количестве 22 491,9 тонны на общую сумму 618 037,1 тыс. рублей без соблюдения принципов и основных положений о закупке товаров, работ, услуг, установленных статьей 3 Федерального закона N 223-ФЗ, а также Положения о закупке.
2.2. Обществом не соблюдался порядок и требования к закупкам у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), установленные Положением о закупке, в частности;
в отношении девяти закупок на общую сумму 9 653,8 тыс. рублей*(1) установлена недостаточная обоснованность заключения договоров с единственным поставщиком в случаях, установленных статьей 22 Положения о закупке, в связи с наличием поставщиков, выполняющих аналогичные услуги, отсутствием уникальности выполняемых работ, срочной потребности в товарах (работах и услугах);
в нарушение пункта 17.4 Положения о закупке, согласно которому договор заключается по результатам процедуры закупки, оформление документации о проведении 12 закупочных процедур на общую сумму 18 153,3 тыс. рублей*(2) осуществлено Обществом после заключения договоров с единственным поставщиком. При этом установлено два случая, когда оплата на общую сумму 564,2 тыс. рублей по договорам, заключенным с единственным поставщиком, также осуществлялась до документального оформления проведенной процедуры закупки*(3), а также факт выполнения работ по договору до его заключения*(4);
Обществом осуществлялось дробление (деление) крупных закупок на более мелкие, чтобы их стоимость не превышала 200,0 тыс. рублей, в целях осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) согласно подпункту 5 пункта 22.2 статьи 22 Положения о закупке*(5);
заключение договоров с единственным поставщиком раньше срока, установленного решением закупочной комиссии (договор от 2 июня 2015 г. N 11-Н/15 стоимостью 509,4 тыс. рублей заключен Обществом на два дня раньше срока, установленного в решении закупочной комиссии от 29 мая 2015 г. N 73).
3. В нарушение части 2 статьи 4.1 Федерального закона N 223-ФЗ, пунктов 2, 10 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. N 1132, Обществом несвоевременно направлялись в Федеральное казначейство информация и документы в отношении договоров, заключенных после 1 января 2015 года, для формирования реестровой записи. Соответствующие сведения в отношении пяти договоров*(6) на общую сумму 19 740,1 тыс. рублей, заключенных в 2015 году, были направлены Обществом в Федеральное казначейство для внесения в реестр договоров только в январе 2016 года (в ходе проверки, проводимой Счетной палатой Российской Федерации).
4. В проверяемом периоде размер авансовых платежей, выплачиваемых поставщику (подрядчику, исполнителю), Положением о закупке не регламентировался и по условиям отдельных договоров составлял от 50% до 80% стоимости договора (со сроками исполнения таких договоров более 12 месяцев). При этом ЛИИ им. М.М. Громова не всегда применялись надлежащие обеспечительные меры в целях минимизации рисков неисполнения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) своих обязательств по заключенным договорам.
По состоянию на 1 января 2016 года в общей сумме дебиторской задолженности Общества по авансам, перечисленным поставщикам и подрядчикам, в рамках договоров, заключенных в целях реализации инвестиционных проектов федеральных целевых программ, 906 463,8 тыс. рублей, или более 90%, не имеют гарантий возврата, что создает финансовые риски Общества, следствием которых может быть невыполнение в полном объеме соответствующих инвестиционных проектов.
5. В нарушение части 10 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ и пункта 18.2.3 Положения о закупке в документации о проведении открытого запроса предложений без квалификационного отбора на право заключения договора на выполнение реконструкции искусственных покрытий аэродрома в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" по объекту "Реконструкция и техническое перевооружение экспериментальной аэродромной базы, летно-моделирующих стендов и летающих лабораторий, 2-й этап закупки" (реестровый номер закупки 31300777249) не были отражены сведения о начальной (максимальной) цене договора, а также не конкретизированы требования к качеству, техническим характеристикам работ, их безопасности, к результатам работ, условиям их выполнения.
6. В соответствии с планом закупок на 2016 год доля закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства планируется в размере 6,8% общей суммы закупок. В этой связи существуют риски недостижения в 2016 году установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" годового объема закупок у данной категории участников (в размере не менее 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок).
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" ОАО "ЛИИ им. М.М. Громова необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1) сформировать перечень поставщиков в 2016 году горюче-смазочных материалов, в том числе авиационного топлива, в соответствии со статьей 23 Положения о закупке;
2) рассмотреть вопрос о внесении изменений в Положение о закупке в целях установления требований об определении размера предоставляемого поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обеспечения исполнения договоров, источниками финансирования которых являются средства федерального бюджета, в объеме не менее авансового платежа;
3) при планировании закупок на 2016 год учесть требования пункта 5 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352;
4) рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 11 марта 2016 г. N 11К (1086).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" генеральному директору ОАО "Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова" или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 сентября 2016 года.
Председатель |
Т.А.Голикова |
______________________________
*(1) Закупки N 31400945946, N 31400946223, N 31401255539, N 31401416688, N 31501943376, N 31502414394, N 31502499583, N 31502414438, N 31502723122.
*(2) Закупки с реестровыми номерами: 31401389153 (договор от 17 июля 2014 г.N 25, решение закупочной комиссии о его заключении от 30 июля 2014 г. N 92), 31401416688 (договор от 22 мая 2014 г. N ТН-032 решение закупочной комиссии о его заключении от 11 августа 2014 г. N 96), 31502511807 (договор от 18 июня 2015 г.N ДО-176/2015, решение закупочной комиссии о его заключении от 26 июня 2015 г. N 100), 31502604554 (договор от 22 июля 2015 г. N 15-07-022/2010-1299, решение закупочной комиссии о его заключении от 5 августа 2015 г. N 153), 31502699585 (договор от 17 августа 2015 г. N ЦХ-2015-33/2010-1302, решение закупочной комиссии о его заключении от 26 августа 2015 г. N 182), 31502723122 (договор от 30 июля 2015 г. N 30/15/7005717, решение закупочной комиссии о его заключении от 2 сентября 2015 г. N 199), 31502792009 (договор от 17 сентября 2015 г. N 9/7081, решение закупочной комиссии о его заключении от 24 сентября 2015 г, N 215), 1502844923 (договор от 7 сентября 2015 г. N 7103, решение закупочной комиссии о его заключении от 12 октября 2015 г. N 226), 31502863495 (договор от 23 сентября 2015 г. N 157ф, решение закупочной комиссии о его заключении от 16 октября 2015 г. N 231), 31502896567 (договор от 14 октября 2015 г. N 63/10-15Э/7134, решение закупочной комиссии о его заключении от 27 октября 2015 г. N 239), 31502966964 (договор от 13 ноября 2015 г. N Ж/2015/571Л, решение закупочной комиссии о его заключении от 16 ноября 2015 г. N 264), 1503114631 (договор от 15 сентября 2015 г. N 1/15.09-2015/7188, решение закупочной комиссии о его заключении от 17 декабря 2015 г. N 340).
*(3) Договор подряда от 17 июля 2014 г. N 25, решение закупочной комиссии от 30 июля 2014 г. N 92, предоплата на сумму 254,9 тыс. рублей произведена 30 июля 2014 года (п/п N 3896), договор от 22 мая 2014 г. N ТН-032/2001-1271, решение закупочной комиссии от 11 августа 2014 г. N 96, предоплата в размере 309,3 тыс. рублей по счету ТН-0889 от 16 мая 2014 года произведена Обществом п/п N 3130 от 19 июля 2014 года.
*(4) По договору подряда от 17 сентября 2015 г. N 9/7081 (решение закупочной комиссии от 24 сентября 2015 г. N 215) оплата выполненных работ на общую сумму 446,2 тыс. рублей произведена платежными получениями от 1 октября 2015 г. N 5800 и от 16 октября 2015 г. N 5881. При этом согласно справкам о стоимости выполненных работ (форма КС-2) и стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) фактически указанные работы выполнялись в период с 1 по 30 сентября 2015 года, т.е. были начаты до заключения указанного выше договора.
*(5) В соответствии с решением закупочной комиссии Общества от 23 октября 2015 г. N 236 и 237 с ЗАО "Центр ТОиР ВС РосАэро" 28 октября 2015 года заключены договор N 560Л на поставку лакокрасочных материалов стоимостью 141,6 тыс. рублей и договор N N 561Л по внешней покраске эллинга ОТЭ ВС N 1 ИАК ЛИЦ стоимостью 199,6 тыс, рублей.
*(6) Закупки N 31502170760, N 31502968956, N 31502832381, N 31502796708, N 31502847209.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 31 марта 2016 г. N ПР 01-29/14-04
Текст представления официально опубликован не был