Представление Счетной палаты РФ от 30 сентября 2016 г. N ПР 10-232/10-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка использования бюджетных ассигнований, направленных в 2015 и истекшем периоде 2016 года на реализацию мероприятий подпрограммы "Морской транспорт" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)" в Федеральном агентстве морского и речного транспорта (камерально), федеральном государственном унитарном предприятии "Росморпорт" и федеральном казенном учреждении "Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта", по результатам которого установлены следующие нарушения и недостатки.
1. Объем бюджетных ассигнований, направленных на реализацию подпрограммы "Морской транспорт" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. N 848 (далее - Подпрограмма), в 2015 году составил 27 935,3 млн. рублей, что на 3 159,6 млн. рублей превысило объем средств федерального бюджета на финансирование Подпрограммы в 2015 году, предусмотренный ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2014 г. N 990).
При этом значения 5-ти из 6-ти целевых показателей и индикаторов реализации Подпрограммы в 2015 году не достигнуты, в том числе:
Дедвейт морского транспортного флота, контролируемого Россией, составил 20,6 млн тонн при установленном значении - 21,4 млн тонн;
Дедвейт морского транспортного флота под российским флагом составил 6,6 млн тонн при установленном значении - 7,4 млн тонн;
Прирост производственной мощности российских портов составил 23,08 млн тонн в год при установленном значении - 30,0 млн тонн в год;
Пополнение транспортного флота составило 215 100 дедвейт-тонн при установленном значении - 652 400 дедвейт-тонн;
Поставки судов обеспечивающего флота составили 5 единиц при установленном значении - 10 единиц.
2. По причине отсутствия соответствующей инфраструктуры, объекты морского торгового порта Усть-Луга (Ленинградская область), завершенные строительством в 2013 году в рамках подпрограммы "Морской транспорт", до настоящего времени не эксплуатируются.
Строительство гидротехнических сооружений южного района морского транспортного порта Усть-Луга в Ленинградской области (причалы N 1-4, оградительный мол с причалом N 5, берегоукрепление) завершено ФГУП "Росморпорт" в октябре 2013 года.
Вместе с тем ввиду отсутствия сформированной акватории базы обеспечивающего флота южного района морского транспортного порта Усть-Луга (дноуглубительные работы), завершенные в 2013 году строительством гидротехнические сооружения до настоящего времени в эксплуатацию не введены и не функционируют.
Работы по формированию акватории базы обеспечивающего флота южного района морского транспортного порта Усть-Луга (дноуглубительные работы) осуществлялись с 2008 года по государственному контракту от 1 января 2008 г. N 37-АД/08 между ФГУП "Росморпорт" и ООО "Северная дноуглубительная компания".
На дату завершения проверки работы по формированию акватории базы обеспечивающего флота южного района морского транспортного порта Усть-Луга не завершены. В 2015-2016 годах работы не принимались, подрядчик признан банкротом. В настоящее время ФГУП "Росмортпорт" предъявлены требования о расторжении государственного контракта от 1 января 2008 г. N 37-АД/08 в судебном порядке и взыскании, в том числе, суммы просроченной дебиторской задолженности в размере 76,9 млн. рублей.
3. Основой достижения целей подпрограммы "Морской транспорт" является участие частного капитала, основным источником финансирования Подпрограммы - внебюджетные средства. Установленный объем финансирования мероприятий Подпрограммы за счет внебюджетных источников составляет 409,4 млрд. рублей или 64,3% от общего объема средств, предусмотренных на период до 2020 года (636,7 млрд. рублей).
Объемы финансирования мероприятий Подпрограммы за счет средств инвесторов на 2015 год, установленные ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2014 года N 990), составляли 85 128,0 млн. рублей. При этом фактический объем внебюджетного финансирования по Подпрограмме в 2015 году составил 50 983,3 млн. рублей или 60%.
4. В нарушение пункта 2 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации показатели смет расходов ФКУ "Дирекция госзаказчика" за счет ассигнований из федерального бюджета на 2015 и 2016 годы, утвержденных Росморречфлотом, превысили доведенные до ФКУ "Дирекция госзаказчика" лимиты бюджетных обязательств.
В соответствии с пунктом 8 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта, утвержденного приказом Росморречфлота от 15 октября 2010 г. N 103, Росморречфлот осуществляет проверку на соответствие представленной бюджетной сметы показателям лимитов бюджетных обязательств, доведенных до казенного учреждения Агентством, и в случае несоответствия возвращает бюджетную смету казенному учреждению на доработку.
Вместе с тем представленные на утверждение бюджетные сметы на 2015 и 2016 годы, несоответствующие лимитам бюджетных обязательств, доведенным до ФКУ "Дирекция госзаказчика", Агентством в порядке, установленном приказом Росморречфлота от 15 октября 2010 г. N 103, не возвращены.
5. Ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных заказчиков, предусмотренный статьей 100 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Росморречфлотом осуществляется на ненадлежащем уровне, что подтверждается выявленными в ходе проверки государственных контрактов нарушениями.
Так, в нарушение статей 711, 720, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ФКУ "Дирекция госзаказчика" за счет средств федерального бюджета оплатило поставку и установку оборудования на сумму 124,9 млн. рублей, которое фактически поставлено и установлено не было, что содержит признаки причинения ущерба экономическим интересам Российской Федерации.
Работы по строительству двух многофункциональных аварийно-спасательных судов мощностью 7 МВт осуществлялись в рамках реализации государственного контракта от 19 декабря 2012 г. N 275-АСС7/52-ГК-12 стоимостью 5 990,0 млн. рублей между Росморречфлотом, ФКУ "Дирекция госзаказчика" и Нордик Ярде Висмар ГмбХ. Проверка показала, что 2 гидравлических грузовых крана общей стоимостью 124,9 млн. рублей, предусмотренные спецификацией к техническому проекту, поставлены и установлены не были, при этом оплата по государственному контракту произведена в полном объеме.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральному агентству морского и речного транспорта необходимо принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Принять меры по организации завершения работ по формированию акватории базы обеспечивающего флота южного района морского транспортного порта Усть-Луга и вводу в эксплуатацию гидротехнических сооружений (причалы N 1-4, оградительный мол с причалом N 5, берегоукрепление).
2. В рамках осуществления ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, предусмотренного статьей 100 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", обеспечить проведение проверки закупочной деятельности в ФКУ "Дирекция госзаказчика", в том числе в части соответствия поставленных товаров, выполненных работ (их результата) или оказанных услуг условиям государственных контрактов.
3. Обеспечить контроль за составлением и утверждением бюджетных смет подведомственных Росморречфлоту федеральных казенных учреждений.
4. Провести проверку по фактам нарушений и недостатков, установленных в ходе контрольного мероприятия, по результатам которой привлечь к ответственности виновных лиц.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 16 сентября 2016 г. N 48К (1123).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Федерального агентства морского и речного транспорта или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 25 декабря 2016 года.
Аудитор |
В.Н. Богомолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 30 сентября 2016 г. N ПР 10-232/10-03
Текст представления официально опубликован не был