Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 885257-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения возраста, с которого допускается розничная продажа и потребление алкогольной продукции" (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внесение изменения в статью 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), устанавливающие запрет на розничную продажу алкогольной продукции лицам, не достигшим 21 года, а также потребление (распитие) такой продукции указанными лицами.
Корреспондирующиеся изменения предлагается внести также в часть 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую ответственность за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, а также в статью 21 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащую определение гражданской дееспособности.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что целью предлагаемых изменений в законопроект является защита общества от ранней алкоголизации молодого поколения, а также снижение потребления алкогольной продукции на душу населения.
Комитет учитывает высокую социальную значимость проблемы вовлечения молодого поколения в процесс потребления алкогольной продукции, вместе с тем отмечает, что повышение возраста продажи и потребления (распития) алкогольной и спиртосодержащей продукции не согласуется с нормами, содержащимися в Конституции Российской Федерации и в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Согласно статье 60 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. В соответствии с пунктом 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Комитет отмечает, что вносимые изменения в пункт 1 статьи 21 Гражданского Кодекса Российской Федерации, устанавливающие возможность возникновения полной гражданской дееспособности не по достижении восемнадцатилетнего, а иного возраста, порождает потенциальные риски размывания границы полной гражданской дееспособности. Концепция указанной статьи Гражданского кодекса Российской Федерации подразумевает возможность снижения возрастного порога, в случае, когда гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме, а не его увеличение.
По мнению Комитета, запрет на отчуждение алкогольной продукции определенным лицам является ограничением оборотоспособности такого объекта гражданских прав и не нуждается в изменении подходов к возрасту полной гражданской дееспособности. Такие ограничения, например, установлены Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 398-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия" в отношении права граждан на приобретение огнестрельного оружия ограниченного поражения.
Повышение возрастного порога, при достижении которого возникает право приобретать алкогольную продукцию наряду с вероятными положительными результатами несет также риски, способные привести к увеличению объемов потребления молодежью нелегальной алкогольной продукции и нанесению большего вреда для их здоровья, а также к росту теневого сегмента производства и оборота алкогольной продукции, что, в конечном счете, противоречит политике государства по снижению алкоголизации населения.
Отмечаем также, что принятие законопроекта повлечет пересмотр иных действующих норм законодательства Российской Федерации. Так, например, законопроектом не предусмотрено внесение соответствующих изменений в статью 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, которой установлена ответственность за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним (лицам, не достигшим возраста 18 лет), если это деяние совершено неоднократно.
С учетом изложенного, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству предлагает Государственной Думе отклонить проект федерального закона 885257-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения возраста, с которого допускается розничная продажа и потребление алкогольной продукции" в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.