Определение Верховного Суда РФ от 14 марта 2017 г. N 310-АД17-683
Судья Верховного Суда Российской Федерации Тютин Д.В.,
изучив кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 03.08.2016 по делу N А68-5368/2016, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2016 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 01.12.2016 по тому же делу
по заявлению акционерного общества "Тулагорводоканал" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тульской области об оспаривании постановления, установил:
акционерное общество "Тулагорводоканал" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 15.06.2016 N 02-141/2016 Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тульской области (далее - управление, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 800 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 03.08.2016, оставленным без изменения постановлениями Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2016 и Арбитражного суда Центрального округа от 01.12.2016, постановление административного органа признано незаконным и изменено в части назначенного штрафа, размер которого снижен до 400 000 рублей.
В кассационной жалобе административный орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на допущенные судами существенные нарушения норм материального и процессуального права, а также нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как следует из судебных актов, по итогам проведенной плановой выездной проверки соблюдения законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды управлением выявлено, что общество пользуется недрами при добыче подземных вод в отсутствие лицензии на осуществление такого рода деятельности. По факту несоблюдения требований Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 10.06.2016 N 02-141/2016 и вынесено оспариваемое постановление.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями КоАП РФ, Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", суды первой, апелляционной и кассационной инстанций установили наличие в действиях общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Как усматривается из обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящего дела общество не оспаривало факт совершения вмененного ему правонарушения и процедуру привлечения к административной ответственности, а просило назначить штраф менее минимального размера санкции нормы части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, учитывая положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, а также такие критерии, обозначенные Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, как справедливость и соразмерность административного наказания, на основании оценки совокупности установленных по делу обстоятельств посчитал возможным уменьшить размер административного штрафа ниже низшего предела, установив его в размере 400 000 рублей. Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с данными выводами.
Как полагает управление, возможность снижения административного штрафа до размера не менее половины от минимально установленного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, предусмотренная частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ,
не в полной мере согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в постановлении от 25.02.2014 N 4-П.
Между тем в целях приведения положений КоАП РФ в соответствие с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ статья 4.1 "Общие правила назначения административного наказания" была дополнена частями 3.2 и 3.3.
Таким образом, указанный вопрос получил свое разрешение посредством внесения на законодательном уровне, с учетом выраженных Конституционным Судом Российской Федерации правовых позиций, названных дополнений в действующее правовое регулирование, не применять которое у судов не имелось оснований.
В жалобе административный орган ссылается на то, что недоказанность исключительности обстоятельств, позволяющих снизить размер назначенного штрафа, а также отсутствие оценки степени вреда, причиненного в результате правонарушения, не позволяет индивидуализировать административное наказание указанным выше способом.
Между тем применительно к разъяснениям, содержащимся в пункте 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выводы судов первой и апелляционной инстанций, к компетенции которых отнесено разрешение вопроса о возможности снижения размера штрафа ниже низшего предела соответствующей санкции, не подлежат переоценке на стадии кассационного обжалования.
Кроме того, нормами статьи 30.17 КоАП РФ не допускается возможность ухудшения положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу решений по делу об административном правонарушении.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
отказать Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тульской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Д.В. Тютин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 14 марта 2017 г. N 310-АД17-683 по делу N А68-5368/2016
Текст определения официально опубликован не был