Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.8.009-2017
"Методические рекомендации по технологии обеспыливания автомобильных дорог с переходным типом покрытия с использованием битумной эмульсии"
(рекомендован распоряжением Федерального дорожного агентства от 28 марта 2017 г. N 524-р)
1 Разработан Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Институтом проблем нефти и газа Сибирского отделения Российской академии наук (ИПНГ СО РАН) по заказу Федерального дорожного агентства
2 Внесен Управлением строительства и эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства
3 Издан на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 28.03.2017 N 524-р
4 Имеет рекомендательный характер
5 Введен впервые
1 Область применения
1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее ОДМ) разработан в порядке, установленном в [1, 2] и содержит рекомендации по технологии обеспыливания автомобильных дорог с переходным типом покрытия с использованием битумной эмульсии, направленные на повышение их транспортно-эксплуатационного состояния и потребительских свойств.
1.2 Рекомендации распространяются во всех дорожно-климатических зонах на автомобильных дорогах со средней приведенной интенсивностью движения до 2000 авт/сут.
1.3 Обеспыливание автомобильных дорог с переходным типом покрытия целесообразно выполнять по двум технологиям:
- технология розлива битумной эмульсии на поверхность покрытия;
- технология смешения битумной эмульсии с материалом покрытия.
1.4 Настоящий ОДМ предназначен для применения организациями (предприятиями), осуществляющими дорожную деятельность по содержанию на автомобильных дорогах общего пользования и на временных объездных дорогах.
2 Нормативные ссылки
В настоящем ОДМ использованы нормативные ссылки на следующие документы:
- Федеральный закон от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Технический регламент таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 827;
- ГОСТ 12.1.046-2014 ССБТ. Строительство. Нормы освещения строительных площадок;
- ГОСТ 450-77 Кальций хлористый технический. Технические условия;
- ГОСТ 857-95 Кислота соляная синтетическая техническая. Технические условия;
- ГОСТ 3344-83 Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия (с изменением N 1);
- ГОСТ 6968-76 Кислота уксусная лесохимическая. Технические условия;
- ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия (с изменениями N 1-4);
- ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний (с изменениями N 1, 2);
- ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия;
- ГОСТ 8735-88 Песок для строительных работ. Методы испытаний (с изменениями N 1, 2);
- ГОСТ 10678-76 Кислота ортофосфорная термическая. Технические условия;
- ГОСТ 11030-93 Автогрейдеры. Общие технические условия;
- ГОСТ 21718-84 Материалы строительные. Диэлькометрический метод измерения влажности;
- ГОСТ 22733-2002 Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности;
- ГОСТ 23735-2014 Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия;
- ГОСТ 25607-2009 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия;
- ГОСТ 26980-95 Экскаваторы одноковшовые. Общие технические условия;
- ГОСТ 27535-87 (ИСО 7134-85) Машины землеройные. Автогрейдеры. Термины, определения и техническая характеристика для коммерческой документации;
- ГОСТ 27811-95 Автогудронаторы. Общие технические условия;
- ГОСТ 30491-2012 Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия;
- ГОСТ 31424-2010 Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия;
- ГОСТ 31556-2012 Фрезы дорожные холодные самоходные. Общие технические условия;
- ГОСТ 31548-2012 Катки дорожные самоходные. Общие технические условия;
- ГОСТ 31954-2012 Вода питьевая. Методы определения жесткости;
- ГОСТ 33133-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования;
- ГОСТ 33136-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения глубины проникания иглы;
- ГОСТ 33142-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения температуры размягчения. Метод "Кольцо и Шар";
- ГОСТ 33143-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения температуры хрупкости по Фраасу;
- ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (с Изменениями N 1, 2);
- ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения;
- ГОСТ Р 55420-2013. Дороги автомобильные общего пользования. Эмульсии битумные дорожные катионные. Технические условия;
- ГОСТ Р 55421-2013 Дороги автомобильные общего пользования. Эмульсии битумные дорожные катионные. Метод определения условной вязкости;
- ГОСТ Р 55422-2013 Дороги автомобильные общего пользования. Эмульсии битумные дорожные катионные. Метод определения скорости распада;
- ГОСТ Р 55423-2013 Дороги автомобильные общего пользования. Эмульсии битумные дорожные катионные. Метод определения расслоения;
- ГОСТ Р 55424-2013 Дороги автомобильные общего пользования. Эмульсии битумные дорожные катионные. Метод определения устойчивости при хранении;
- ГОСТ Р 55425-2013 Дороги автомобильные общего пользования. Эмульсии битумные дорожные катионные. Метод извлечения битума путем выпаривания;
- ГОСТ Р 55426-2013 Дороги автомобильные общего пользования. Эмульсии битумные дорожные катионные. Метод определения сцепления с минеральными материалами;
- ГОСТ Р 55427-2013 Дороги автомобильные общего пользования. Эмульсии битумные дорожные катионные. Метод определения содержания вяжущего с эмульгатором;
- ГОСТ Р 55428-2013 Дороги автомобильные общего пользования. Эмульсии битумные дорожные катионные. Метод остатка на сите N 014;
- ГОСТ 6613-86 Сетки проволочные тканые с квадратными ячейками. Технические условия;
- Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (ГСДХ Минтранса России от 17 марта 2004 г. N ОС-28/1270-ис);
- ВСН 7-89 "Указания по строительству, ремонту и содержанию гравийных покрытий";
- ВСН 8-89 "Инструкция по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог", (Минавтодор РСФСР от 4 сентября 1989 г. N НА-17/315);
- ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации "Проектирование, строительство и эксплуатация автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения", распоряжение Росавтодора от 13 июля 2012 N 505-р;
- ОДМ 218.2.018-2012 "Методические рекомендации по определению необходимого парка дорожно-эксплуатационной техники для выполнения работ по содержанию автомобильных дорог при разработке проектов содержания автомобильных дорог", распоряжение Росавтодора 25 апреля 2012 N 203-р;
- ОДМ 218.6.019-2016 Рекомендации по организации движения и ограждения мест производства дорожных работ, распоряжение Росавтодора от 2 марта 2016 г. N 303-р;
- ГН 2.1.6.1338-03 Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 августа 2016 г. N 146;
- РД-11-02-2006 "Об утверждении и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения", утвержденных приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. N 1128.
- СП 34.13330.2012 Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*;
- СП 78.13330.2012 Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85.
При пользовании настоящим ОДМ целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:
1 автогрейдер: Самоходная пневмоколесная дорожная машина, предназначенная для планировки и разравнивания грунта в насыпи и дорожно-строительных материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог, разработки и перемешивания материалов на начальных стадиях подготовки строительных площадок, профилирования и выравнивания поверхности грунтовых и щебеночно-гравийных дорог общего и специального пользования, профилирования откосов насыпей и выемок, прокладки и очистки водосточных канав и кюветов, разрушения прочных грунтов и твердых покрытий, очистки дорог и территорий от снега, снегового наката и льда.
2 автогудронатор: Самоходная пневмоколесная машина для перевозки и распределения органических вяжущих материалов (горячих и холодных) для поверхностной обработки, подгрунтовки, прошивки, гидроизоляции фундаментов и водопроводных труб.
3 битумы нефтяные дорожные вязкие (БНД): Вяжущие для дорожного строительства. Подразделяются на марки в зависимости от вязкости (пенетрации).
4 ведущая машина: Основная дорожная машина комплекта или звена, выполняющая наибольший объем и главные операции технологического производственного процесса. Остальные средства механизации в комплекте являются для нее комплектующими, обеспечивающими общий темп работ в потоке и требуемое качество дорожных работ.
5 влагомер электронный: Экспресс-прибор для определения влажности материалов, принцип действия которого основан на изменении электропроводных свойств материалов при изменении их влажности.
6 влажность грунта оптимальная: Влажность грунта, при которой достигается его максимальная плотность (в пересчете на сухой грунт) при стандартизованных условиях его уплотнения падающим грузом.
7 водородный показатель (рН): Отрицательный десятичный логарифм концентрации водорастворимых ионов в водном растворе, характеризующий степень кислотности (щелочности) раствора.
8 гравий: Осадочная обломочная, рыхлая горная порода, образовавшаяся в результате естественного разрушения горных пород и состоящая из различных по крупности обломков этих пород и минералов с различной степенью окатанности.
9 гравий фракционированный: Гравий, получаемый после обогащения путем разгрохотки карьерного гравийного материала с удалением зерен мельче 5 (3) мм и крупнее 70 (120) мм. Различают гравий по размерам зерен: 70-120 мм - очень крупный (галька); 40-70 мм - крупный; 20-40 мм - средний; 10-20 мм - мелкий.
10 гравийная смесь: Гравийный материал в виде природной или искусственно составленной смеси с содержанием зерен гравия размером более 5 мм в количестве от 50 до 80%. Гравийно-песчаные материалы - разновидность карьерных гравийных материалов с массовой долей песчаных зерен более 50% и гравийных не менее 20%.
11 грунт пылеватый: Песчаный или глинистый грунт, содержащий частицы пылеватой фракции (0,005-0,05 мм) в количестве, существенно влияющем на его свойства.
12 грунтовая смесь оптимальная: Смесь грунтов или естественные грунты, отличающиеся наибольшей плотностью и определенным содержанием песчаных зерен, пылеватых и глинистых частиц.
13 грунты крупнообломочные: Естественные несцементированные обломочные грунты: дресвяные с преобладанием неокатанных зерен (более 50%) и гравийные с преобладанием (более 50%) окатанных зерен размером крупнее 2 мм; галечниковые с преобладанием (более 50%) окатанных зерен размером крупнее 10 мм; щебенистые с преобладанием (более 50%) неокатанных острореберных зерен размером крупнее 10 мм; валунные (глыбовые) с преобладанием (более 50%) окатанных зерен и каменистые с преобладанием неокатанных острореберных зерен крупнее 200 мм.
14 дорожная одежда переходная: Дорожная одежда, устраиваемая из щебня прочных пород по способу заклинки без применения вяжущих; из грунтов и малопрочных каменных материалов, обработанных вяжущими; из булыжного и колотого камня, а также из щебеночно-гравийных смесей оптимального гранулометрического состава.
15 захватка: участок строящейся дороги с повторяющимися производственными процессами, составом и объемом работ, на котором расположены основные производственные средства, выполняющие одну или несколько совмещенных по времени рабочих операций специализированного потока.
16 зерновой состав минеральной части (гранулометрия): Весовое (количественное) содержание зерен (частиц) различной крупности в природном материале или в минеральном остове смесей.
17 карта технологическая: Документ, устанавливающий для массовых, часто повторяющихся строительных или ремонтных процессов и операций рациональную организацию и технологию производства работ с применением современных, наиболее эффективных средств механизации выполнения отдельных видов работ, последовательность которых указывают в технологических схемах.
18 комплект дорожных машин: Совокупность дорожных машин, включающая ведущую машину для выполнения основных работ и комплектующие (вспомогательные) машины, обеспечивающие совместное полное выполнение того или иного вида работ на строительстве дорог и мостовых сооружений или их эксплуатации.
19 контроль качества: Входной, операционный, лабораторный, геодезический, технологический и приемочный контроль, осуществляемый в подготовительный период, в процессе производства работ и при сдаче объекта в эксплуатацию.
20 контроль производственный: Технический контроль качества выполняемых или законченных работ, проверка соответствия их проекту и требованиям нормативных документов.
21 коэффициент стандартного уплотнения грунта: Отношение плотности сухого грунта в конструкции к максимальной плотности того же сухого грунта при стандартном уплотнении.
22 обеспыливание: Технологические операции по борьбе с пылью на дорожном покрытии путем розлива воды, водных силикатных растворов или других обеспыливающих веществ в период выполнения работ по весенне-летнему содержанию.
23 ограждение мест производства работ: Установка на участках производства любых работ на дороге до их начала временных дорожных знаков, ограждающих и направляющих устройств.
24 пески: Рыхлая осадочная обломочная горная порода (песчаный грунт) с преобладающим содержанием песчаных зерен размером до 5 мм, применяемая в качестве материала для строительных работ и как песчаный грунт для возведения земляного полотна или в качестве дренирующего материала. Различают пески: гравелистый с содержанием зерен крупнее 2 мм в количестве более 25%, но менее 50%; крупный с содержанием зерен крупнее 0,5 мм в количестве более 50%; средней крупности с содержанием зерен крупнее 0,1 мм в количестве более 75%; пылеватый с содержанием зерен крупнее 0,1 мм в количестве менее 75%, а крупнее 0,05 мм - более 75%.
25 песчано-гравийная смесь: Дорожно-строительный материал определенного гранулометрического состава, отвечающий техническим требованиям и получаемый как продукт переработки и обогащения песчано-гравийной массы; природный песок с массовой долей гравийных зерен 20...50%. Песчано-гравийные смеси характеризуют: содержанием гравия и песка в смеси, наибольшей крупностью зерен гравия, а также показателями, принятыми для оценки гравия и песка.
26 поверхностно-активные вещества катионные: Добавки, в которых углеводородная часть молекул входит в состав катиона. Добавка несет положительный заряд и состоит из аминов, соли аминов, и четырехзамещенных аммониевых оснований. Добавка улучшает сцепление со всеми видами каменных материалов.
27 покрытие дорожное гравийное: Покрытие переходного типа, построенное из гравийной смеси и уплотненное.
28 покрытие дорожное щебеночное: Покрытие переходного типа, построенное из необработанных дробленых каменных материалов с расклинкой мелким щебнем и уплотнением с поливкой водой.
29 распад эмульсии: Процесс, при котором эмульсия разделяется на составные части.
30 розлив вяжущих: Технологическая операция по распределению жидких вяжущих материалов с помощью специальных машин - гудронаторов на поверхность сооружаемого конструктивного слоя дорожной одежды с заданной нормой розлива.
31 скорость распада эмульсии: Нарушение равновесия дисперсной системы при взаимодействии эмульсии с каменным материалом.
32 смешение на дороге (при обеспыливании): Технологический процесс устройства обеспыленных покрытий переходного типа из подобранных песчано-гравийных, песчано-гравийно-щебеночных и других смесей или грунтов, обработанных битумной эмульсией, путем их перемешивания на месте работ дорожными фрезами или автогрейдерами с последующим разравниванием и уплотнением.
33 содержание грунтовых дорог и покрытий переходного типа: Выравнивание поверхности дорожного полотна с целью восстановления поперечного профиля, обеспечивающего скат воды и создания ровной поверхности.
34 схемы технологические: Графическое изображение строительного потока в плане для каждого этапа работ с указанием используемых материалов, захваток по видам работ, размещения на них средств механизации и рабочих, последовательности их перемещения, а также направления потока.
35 транспортно-эксплуатационные показатели дороги: Комплекс характеристик технического уровня автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги.
36 установка эмульсионная: Комплект технологического оборудования для дорожных битумных эмульсий анионного или катионного типов, используемых для подгрунтовки, поверхностной обработки, укрепления грунтов и приготовления эмульсионно-минеральных смесей и других видов работ при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.
37 эмульгаторы: Поверхностно-активные вещества (ПАВ), активизирующие процесс диспергирования битума в водном растворе эмульгатора, обеспечивающие стабильность (устойчивость к распаду) эмульсии.
38 эмульсия битумная дорожная: Жидкость, полученная диспергированием органического вяжущего в водном растворе эмульгатора.
39 эмульсия битумная дорожная катионная (ЭБДК): Жидкость, полученная диспергированием органического вяжущего в водном растворе катионного эмульгатора.
4 Требования к материалам
4.1 Минеральные материалы
4.1.1 При определении пригодности минеральных материалов покрытия переходного типа для использования в технологиях обеспыливания битумными эмульсиями необходимо учитывать требования ГОСТ 25607 или 23735, предъявляемые к песчано-гравийным (щебеночным) смесям по зерновому составу и содержанию пылевидных и глинистых частиц и указанные в таблице 1.
Таблица 1 - Зерновой состав смесей
Смесь |
Наибольший размер зерен (D), мм |
Полный остаток, % по массе, на ситах размером, мм |
|||||||||
80 |
40 |
20 |
10 |
5 |
2,5 |
0,63 |
0,16 |
0,05 |
|||
С 1 |
40 |
0 - 5 |
0 - 20 |
20- 40 |
35 - 60 |
45 - 70 |
55 - 80 |
70 - 90 |
75 - 92 |
80- 93 |
|
С 2 |
20 |
- |
0 - 5 |
0 - 20 |
10 - 35 |
25 - 50 |
35 - 65 |
55 - 80 |
65 - 90 |
75- 92 |
|
Примечание - Смеси должны содержать не менее 50% щебня от массы частиц размером более 5 мм, входящих в состав смесей. |
4.1.2 Гравий и песок, входящие в состав песчано-гравийных смесей, должны соответствовать требованиям ГОСТ 8267 и ГОСТ 8736 соответственно.
4.1.3 При несоответствии гранулометрического состава материалов покрытия требованиям таблицы 1, его необходимо обогатить недостающими фракциями. Количество добавок минеральных материалов для получения смесей с оптимальным составом рассчитывают аналитически или с использованием специальных программ и их количество не должно превышать 300 на 1 км покрытия [3].
4.1.4 Для приведения к оптимальному составу минеральной смеси покрытия следует применять щебень из природного камня, щебень шлаковый, щебень из гравия и гравий, отвечающие требованиям ГОСТ 8267, ГОСТ 3344-83 (с Изменениями N 1).
4.1.5 Допускается применять смеси состава, близкого к оптимальному, если отклонение в содержании отдельных фракций от требуемого составляет не более 10% при соблюдении норм содержания наиболее крупных и мелких зерен.
4.1.6 Песок, используемый для россыпи на обработанную битумной эмульсией поверхность, должен иметь модуль крупности не менее 1,7 и отвечать требованиям ГОСТ 8736.
4.1.7 Отсевы дробления плотных горных пород, используемые для россыпи на обработанную битумной эмульсией поверхность, должны отвечать требованиям ГОСТ 31424.
4.1.8 Расход инертных материалов (песок, отсевы дробления горных пород), используемых для россыпи на обработанную битумной эмульсией поверхность, не должен превышать 30 на 1 км покрытия.
4.2 Битумные эмульсии
4.2.1 Обеспыливание автомобильных дорог с переходным типом дорожных одежд выполняют путем внесения битумной эмульсии, часть которой, помимо основного обеспыливающего действия, обеспечивает также уменьшение износа и сохранение ровности покрытия.
4.2.2 Для указанных целей применяют эмульсии катионного типа с медленным распадом ЭБДК М.
4.2.3 Битумные эмульсии должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 55420 и изготавливаться по технологическому регламенту и рецептуре производителя, утвержденным в установленном порядке.
4.2.4 Рекомендуемые показатели свойств эмульсии приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Свойства эмульсии ЭБДК М
Наименование показателя |
Значение показателя |
Метод испытаний |
Индекс распада при использовании: песка кварцевого кварца пылевидного |
> 260 > 80 |
|
Содержание остаточного вяжущего, % |
55-65 |
|
Остаток на сите N 014, %, не более |
0,25 |
|
Условная вязкость при 40°C, с, не более |
40 |
|
Устойчивость при хранении по остатку на сите N 014, %, не более |
0,30 |
|
Устойчивость к расслоению, при хранении до 7 сут Метод А, %, не более Метод Б, %, не более |
5 5 |
|
Адгезия к минеральному материалу, %, не менее |
75 |
4.2.5 Показатели свойств вяжущего, извлеченного из эмульсии по методике, приведенной в ГОСТ Р 55425, должны соответствовать требованиям, установленным в таблице 3.
Таблица 3 - Свойства вяжущего, извлеченного из эмульсии
Наименование показателя |
Значение показателя |
Метод испытаний |
Глубина проникания иглы при 25°C, 0,1 мм, не менее |
70 |
|
Температура размягчения по кольцу и шару, °C, не ниже |
42 |
|
Температура хрупкости по Фраасу, °C, не выше |
-18 |
4.2.6 Для приготовления эмульсий применяют битумы нефтяные дорожные вязкие с глубиной проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм - не менее 70 - по ГОСТ 33133.
4.2.7 В качестве эмульгаторов применяют различные поверхностно-активные вещества типа аминов, диаминов, полиаминов и четвертичных аммониевых солей. ПАВ должны быть изготовлены в соответствии с требованиями предприятия-изготовителя.
4.2.8 Для приготовления водных растворов эмульгаторов рекомендуется использовать мягкую или среднюю воду с жесткостью не более 8 мг-экв/л. Жесткость воды определяют по ГОСТ 31954.
4.2.9 Для приготовления водных растворов эмульгаторов катионных эмульсий используют кислоты: соляную - по ГОСТ 857, уксусную - по ГОСТ 6968, ортофосфорную - по ГОСТ 10678.
4.2.10 Для повышения устойчивости эмульсии при хранении допускается использование хлористого кальция - по ГОСТ 450.
4.2.11 Допускается использование других компонентов для приготовления ЭБДК М при условии, что они будут соответствовать требованиям ГОСТ Р 55420.
4.2.12 Битумную эмульсию производят в эмульсионных установках периодического или непрерывного действия за счет диспергирования битума в воде с помощью коллоидных мельниц, называемых гомогенизаторами или диспергаторами.
4.2.13 В эмульсионных установках периодического действия (рисунок 1) раствор эмульгатора и битум подготавливаются в нужных количествах и при нужных температурах в дозаторах. Битум хранится в баке и перекачивается в дозатор. Дозаторы заполняются до уровней, обеспечивающих правильное содержание битума в эмульсии.
4.2.14 Температуры порций должны быть отрегулированы до начала производства. Вода и битум проходят через мельницу до тех пор, пока не произойдет опорожнение дозатора.
4.2.15 В эмульсионных установках непрерывного действия (рисунок 2) осуществляется непосредственная подача битума и раствора эмульгатора. Раствор эмульгатора приготовляется автоматически в соответствии с выбранным составом впрыскиванием эмульгатора, кислоты и стабилизатора в водяной трубопровод, где до поступления воды в мельницу эмульгатор вступает в реакцию с кислотой. Вода нагревается до соответствующей температуры с помощью нагревателя непрерывного действия. Зонд для измерения рН, прикрепленный к водяному трубопроводу непосредственно перед мельницей, регулирует дозирование. Битум непрерывно поступает в мельницу при заданной температуре.
4.2.16 В процессе изготовления температура эмульсии должна быть в пределах 85°C - 95°C. При этом сумма температур обеих фаз должна быть около 195°C и температура эмульсии на выходе из мельницы должна составлять приблизительно 90°C.
4.2.17 Схема контроля качества исходных компонентов для производства битумной эмульсии представлена в п. 10.4 настоящего ОДМ.
4.2.18 Схема контроля технологических операций при производстве битумной эмульсии представлена в п. 10.5 настоящего ОДМ.
4.2.19 Журнал контроля качества битумной эмульсии представлен в Приложении Л настоящего ОДМ.
5 Подбор составов смесей и методы лабораторных испытаний
5.1 При подборе составов смесей следует определить оптимальную дозировку битумной эмульсии в зависимости от вида грунта и его физико-химических свойств.
5.2 Для подбора составов смесей и проведения лабораторных испытаний должны быть отобраны пробы грунтов в соответствии с ГОСТ 8269.0. В результате исследований необходимо определить:
- зерновой состав (ГОСТ 25607 или ГОСТ 23735);
- содержание пылевидных и глинистых частиц (ГОСТ 25607).
5.3 Подбор составов смесей включает следующие этапы:
- отбор проб материалов и установление соответствия их свойств требованиям соответствующих нормативных документов;
- определение оптимального содержания воды в смеси и расчет максимальной плотности образцов (ГОСТ 22733);
- определение необходимого количества эмульсии с учетом оптимальной влажности грунтов, рассчитанной по ГОСТ 22733, и воды, содержащейся в битумной эмульсии;
- определение физико-механических показателей образцов: плотности (ГОСТ 30491), прочности при сжатии (ГОСТ 30491), пылеемкости и дробимости каменных материалов после обработки битумной эмульсией.
5.4 Изготовление образцов осуществляют согласно ГОСТ 30491.
5.5 Методика проведения исследований пылеемкости битумных эмульсий представлена в Приложении А.
5.6 Методика проведения исследований дробимости каменных материалов после обработки битумной эмульсией представлена в Приложении Б.
5.7 Оптимальное количество битумной эмульсии устанавливают путем приготовления от трех до шести пробных составов смесей и лабораторных образцов из них, при этом количество битумной эмульсии варьируется от 1 до 2 масс.% (по битуму) с учетом насыпной плотности минеральной смеси и оптимальной влажности для каждой пробы грунта (количество воды должно быть уменьшено на количество воды, содержащейся в эмульсии).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5.7 Пробные составы смесей при смешении с битумной эмульсией не должны содержать сгустков вяжущего, битумная эмульсия должна быть равномерно распределена по всему объему смеси и после высыхания смесь должна иметь темно-серую или темно-коричневую окраску.
5.8 Оптимальное количество битумной эмульсии (по битуму) с учетом насыпной плотности минеральных материалов и оптимальной влажности смеси при уплотнении устанавливают по максимальному значению плотности скелета смеси и наибольшему пределу прочности при сжатии образцов.
6 Организация и технология производства работ при обеспыливании покрытий переходного типа
6.1 Критерии назначения работ по обеспыливанию
6.1.1 Перед началом проведения работ по обеспыливанию покрытий переходного типа определяют пылимость покрытия по методике, изложенной в Приложении Д.
6.1.2 Данные по пылимости покрытий фиксируют в журнале (Приложение Е ).
6.1.3 Очередность проведения работ по обеспыливанию определяют по ориентировочному разовому пылевыделению согласно таблицы 4.
Таблица 4 - Категории способности к пылеобразованию
Категория способности к пылеобразованию |
Ориентировочное пылевыделение, |
Очередность борьбы с пылью |
Сильнопылящие |
более 60 |
первая |
Среднепылящие |
10-60 |
вторая |
Слабопылящие |
менее 10 |
третья |
6.1.4 Рекомендуется определять коэффициент запыленности воздуха согласно формулы (1) и данным таблицы 5. Организацию мероприятий по снижению запыленности проводят при коэффициенте запыленности .
,
(1)
где - предельно допустимая концентрация пыли,
(таблица 5);
- фактическая среднесуточная концентрация пыли,
.
Таблица 5 - Значения предельно допустимых концентраций пыли
Объект |
Материал покрытия (горная порода) |
|
Населенный пункт |
не нормируется |
0,15 |
Рабочая зона |
гранит, сионит, базальт, габбро, трахит, гнейс и др. |
2,0 |
известняк, мергель, доломит |
6,0 |
6.1.5 Срок обеспыливающего действия битумных эмульсий зависит от исходной пылимости покрытий, которая, в свою очередь, зависит от содержания пылевидных и глинистых частиц в минеральных смесях, интенсивности движения автомобильного транспорта, расхода битумной эмульсии и климатических факторов.
6.1.6 При содержании в минеральных смесях более 65% частиц пыли и глины срок обеспыливающего действия битумной эмульсии составляет не более 15 дней, при содержании в смеси 20 - 65% частиц пыли и глины - до 30 дней.
6.1.7 При обеспыливании покрытий из минеральных смесей с оптимально подобранной гранулометрией и влажностью, независимо от используемой технологии, обеспыливающее действие эмульсии сохраняется в течение 90 суток, при этом расход эмульсии, необходимый для обеспечения высоких показателей свойств обработанных материалов, необходимо определять в результате лабораторных исследований.
6.1.8 При обеспыливании покрытий, не обогащенных минеральными смесями, рекомендуется использовать повторные обработки битумными эмульсиями.
6.1.9 Сроки обеспыливающего действия битумных эмульсий снижаются при увеличении интенсивности движения, и, в большей степени, с увеличением количества большегрузных автомобилей в подвижном составе.
6.1.10 Рекомендуется проводить обеспыливание автомобильных дорог с переходным типом покрытия с интенсивностью движения до 2000 авт./сут до 2 раз в сезон с учетом количества дождливых дней и состава движения с обязательным выполнением п. 6.1.3.
6.2 Основные положения по организации производства работ
6.2.1 Работы по обеспыливанию покрытий переходного типа битумными эмульсиями проводятся в сухую погоду в весенне-летний период при температуре воздуха не ниже плюс 5°C.
6.2.2 Для увеличения эффективности мероприятий по обеспыливанию рекомендуется начинать работы ежегодно после весенней профилировки и текущего ремонта дорожных покрытий и проводить обеспыливание до 2 раз за сезон в зависимости от количества дождливых дней и интенсивности движения.
6.2.3 Повторные обработки покрытий переходного типа битумными эмульсиями рекомендуется производить при первых признаках появления пыли и при , определяемого согласно п. 6.1.4.
6.2.4 Обеспыливание автомобильных дорог с переходным типом покрытия битумными эмульсиями производится, как правило, по двум технологиям:
- технология розлива битумной эмульсии на поверхность покрытия (Приложение В);
- технология смешения битумной эмульсии с материалом покрытия (Приложение Г).
6.2.5 Обеспыливание покрытий переходного типа производят поточным методом. Бригады по обеспыливанию включают специализированные звенья по видам работ:
- приготовление и транспортирование битумной эмульсии и, при необходимости, минеральных смесей для оптимизации гранулометрического состава материалов покрытия;
- обеспыливание покрытий.
6.2.6 Состав бригад и их оснащение зависят от принятой технологии обеспыливания, объема и сроков выполнения работ.
6.2.7 Длина сменной захватки определяется исходя из условий частичного закрытия движения общественного автотранспорта с условием обеспечения двухстороннего движения транспорта с ограничением скорости до 40 км/ч и зависит от оптимальной скорости потока, при которой максимально используются все средства механизации.
6.3 Подготовительные работы
6.3.1 Перед началом проведения работ по обеспыливанию покрытий переходного типа оценивают показатели эксплуатационного и технического состояния дорог, руководствуясь положениями СП 34.13330.2012, Приложения Д и п. 6.3.7:
- ширину полотна проезжей части, см.
- ширину обочин, см.
- толщину покрытий, см.
- влажность материала покрытия, %.
- пылимость, .
6.3.2 Отобранные образцы минеральных смесей с существующего покрытия исследуют на соответствие требованиям ГОСТ 25607 и ГОСТ 23735 по гранулометрическому составу и содержанию пылевидных и глинистых частиц.
6.3.3 При недостаточной толщине или несоответствии гранулометрического состава смеси в существующее покрытие добавляется минеральный материал необходимой фракции в требуемом количестве, но не более 300 на 1 километр автомобильной дороги согласно [3].
6.3.4 Завозимый к месту проведения работ минеральный материал необходимых фракций выгружается в конусы на обочину по всей длине участка для последующего распределения и перемешивания с материалом существующего покрытия.
6.3.5 Входной контроль качества исходных материалов осуществляют согласно п. 10 настоящих рекомендаций.
6.3.6 Данные входного контроля качества исходных материалов фиксируют в журнале (Приложение Ж).
6.3.7 Влажность материала покрытия определяют не менее чем в пяти точках на длину определенной сменной захватки обрабатываемой поверхности согласно ГОСТ 21718.
6.3.8 Подготовку к работе и измерения влагомером производят в соответствии с инструкцией по его эксплуатации.
6.3.9 Результаты измерений влажности материалов покрытия фиксируют в журнале (Приложение И).
6.3.10 При влажности покрытия ниже оптимальной производят его увлажнение.
6.3.11 Количество вносимой воды рассчитывается аналитически.
6.3.12 Перед началом производства работ устанавливают ограждения и технические средства организации дорожного движения согласно ОДМ 218.6.019-2016.
6.3.13 Перед началом производства работ Заказчик направляет утвержденную в установленном порядке схему организации движения и ограждения мест производства дорожных работ в территориальное подразделение ГИБДД России.
6.3.14 Рекомендуемая схема организации дорожного движения согласно ОДМ 218.6.019-2016 "Рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ" представлена в Приложении К.
6.3.15 При использовании технологии розлива битумной эмульсии на поверхность покрытия, восстановление профиля дороги с добавлением минеральных материалов производят до обработки битумной эмульсией и осуществляют путём предварительного рыхления существующего покрытия, распределения добавляемого материала и профилирования с обеспечением требуемых геометрических параметров. При этом количество добавляемого минерального материала необходимой фракции составляет не более 300 на 1 километр автомобильной дороги согласно [3].
7 Технология работ при обеспыливании методом розлива битумной эмульсии на поверхность покрытия
7.1 Подготовительные работы по технологии розлива битумной эмульсии на поверхность покрытия производят согласно п. 6.3.
7.2 Технологическая схема обеспыливания методом розлива битумной эмульсии представлена в Приложении В.
7.3 Профилирование покрытия производят автогрейдером с учетом коэффициента запаса материала на уплотнение, обеспечивая рекомендуемый поперечный профиль покрытия 20_ - 25_.
7.4 Удаление валунов и фракций гравия (щебня) крупнее 40 мм производят после профилирования покрытия вручную с погрузкой на автосамосвал.
7.5 Розлив эмульсии, разбавленной водой до содержания битума 30 масс.%, осуществляют в два приема: 1-й розлив - 70 масс.%, 2-й розлив - 30 масс.%, при этом второй розлив эмульсии производят после того, как эмульсия первого розлива впитается в покрытие.
7.6 Перемешивание битумной эмульсии с водой осуществляется в автогудронаторах с помощью циркуляционных насосов. При этом температура битумной эмульсии и воды для смешения не должны отличаться более, чем на 10°C.
7.7 Розлив битумной эмульсии осуществляется автогудронаторами за несколько проходов. Число проходов автогудронатора зависит от нормы расхода битумной эмульсии и скорости движения автогудронатора. При этом количество вносимой в покрытие битумной эмульсии должно обеспечивать ее полное впитывание в покрытие.
7.8 Розлив битумной эмульсии возможен с помощью универсальных комбинированных машин, оборудованных специальными распределительными устройствами.
7.9 Скорость движения распределительных машин не должна превышать 8-12 км/ч.
7.10 Рекомендуемая температура битумной эмульсии для розлива не менее 25°C.
7.11 Для предотвращения налипания битумной пленки к колесам или вальцам катков, перед уплотнением покрытия, при необходимости, произвести россыпь инертных материалов, отвечающих требованиям п.4.1.7, в количестве до 30 на 1 км покрытия.
7.12 Уплотнение покрытия производят гладковальцовыми самоходными или прицепными катками среднего типа на пневматических шинах или комбинированными.
7.13 Уплотнение осуществляют от краев к середине с перекрытием на 1/3 предшествующего слоя. Количество проходов катков по одному следу, устанавливаемое на пробной захватке, должно быть не менее 8 для комбинированных и 10 - для пневматических.
7.14 Скорость движения катков должна соответствовать требованиям при профилировании покрытий переходного типа.
7.15 Контроль качества устроенного покрытия производят согласно п.10.29.
7.16 В течение суток после окончания работ для обеспечения стабилизации покрытия и снижения воздействия проезжающего автотранспорта (разгона - торможения) ограничивают его скорость движения до 40 км/ч.
7.17 Открытие движения по обработанному покрытию разрешается не менее чем через 1-1,5 часа после завершения работ. Движение не открывается, если покрытие не сформировалось, например, в холодную погоду.
7.18 В случае внезапных дождей время закрытия участка дороги продлевается как минимум на 2 часа после его окончания.
7.19 Решение о начале открытия движения с ограничением скорости, а также открытии полного движения, принимает уполномоченное лицо подрядной организации, при условии, что воздействие транзитного транспорта не повлияет на качество уложенного покрытия.
7.20 Демонтаж временных технических средств организации дорожного движения, направляющих и ограждающих устройств осуществляется незамедлительно после завершения всех технологических циклов работ при открытии движения.
8 Технология работ при обеспыливании методом смешения битумной эмульсии с материалом покрытия
8.1 Подготовительные работы по технологии смешения битумной эмульсии с материалом покрытия производят согласно п. 6.3.
8.2 Технологическая схема обеспыливания покрытий переходного типа методом смешения битумной эмульсии с материалом покрытия представлена в Приложении Г.
8.3 Рыхление покрытия производят на глубину см автогрейдером за 3 - 5 проходов или фрезой - за 1 - 2 прохода по одному следу.
8.4 Удаление валунов и фракций гравия (щебня) крупнее 40 мм производят после профилирования покрытия вручную с погрузкой на автосамосвал.
8.5 По оси обрабатываемого участка автогрейдером формируют трапециевидный валик высотой 30 - 40 см и шириной не более расстояния между внутренней поверхностью колес автогудронатора или другого распределяющего устройства.
8.6 Розлив битумной эмульсии производят автогудронатором на сформированный трапециевидный валик за несколько проходов. Количество проходов определяют исходя из нормы расхода вяжущего на 1 и скорости движения автогудронатора.
8.7 Перемешивание материала производят автогрейдером или фрезой по 2 - 4 прохода по одному следу после каждого розлива битумной эмульсии.
8.8 Каждый розлив битумной эмульсии производят на вновь сформированный трапециевидный валик.
8.9 Окончательное перемешивание обработанной минеральной смеси производят за 4 - 6 проходов автогрейдера после розлива всего необходимого объема битумной эмульсии.
8.10 Профилирование покрытия производят автогрейдером с учетом коэффициента запаса материала на уплотнение, обеспечивая требуемый поперечный профиль покрытия от 20_ до 25_.
8.11 Уплотнение покрытия производят гладковальцовыми самоходными или прицепными катками среднего типа на пневматических шинах или комбинированными.
8.12 Уплотнение осуществляют от краев к середине с перекрытием на 1/3 предшествующего слоя. Количество проходов катков по одному следу, устанавливаемое на пробной захватке, должно быть не менее 8 для комбинированных, и 10 - для пневматических.
8.13 Скорость движения катков должна соответствовать требованиям при профилировании покрытий переходного типа.
8.14 Контроль качества устроенного покрытия производят согласно п.10.29.
8.15 В течение суток после окончания работ для обеспечения стабилизации покрытия и снижения воздействия проезжающего автотранспорта (разгона - торможения) ограничивают его скорость движения до 40 км/ч.
8.16 Открытие движения по свежеуложенному покрытию разрешается не менее чем через 1 - 1,5 часа после укладки. Движение не открывается, если покрытие не сформировалось, например, в холодную погоду.
8.17 В случае внезапных дождей время закрытия участка дороги продлевается как минимум на 2 часа после его окончания.
8.18 Решение о начале открытия движения с ограничением скорости, а также открытии полного движения, принимает уполномоченное лицо подрядной организации, при условии, что воздействие транзитного транспорта не повлияет на качество уложенного покрытия.
8.19 Демонтаж временных технических средств организации дорожного движения, направляющих и ограждающих устройств осуществляется незамедлительно после завершения всех технологических циклов работ при открытии движения.
9 Машины и механизмы, используемые при проведении работ по обеспыливанию автомобильных дорог с переходным типом покрытия
9.1 Работы по обеспыливанию автомобильных дорог с переходным типом покрытия представляют собой технологический процесс, состоящий из комплекса различных работ и операций, качество и оперативность выполнения которых обеспечивается оптимальным подбором средств механизации и эффективным их использованием.
9.2 Основными особенностями работ по обеспыливанию покрытий являются:
- сезонный характер работ;
- повышение требований к оперативности выполнения этих работ;
- непрерывность движения автомобильного транспорта, что снижает производительность дорожной техники;
- неудобства, создаваемые пользователю автомобильных дорог за счет сужения проезжей части;
- большое количество различных видов технологических операций;
- помехи движению автомобильного транспорта, вызванные применением машин с рабочими скоростями, существенно ниже скорости транспортного потока.
9.3 В зависимости от используемой технологии рекомендуется перечень машин и механизмов, нормативной документации к ним, представленные в таблице 6.
Таблица 6 - Перечень машин и механизмов, используемых в технологиях обеспыливания
Транспортные средства |
Технология розлива битумной эмульсии на поверхность покрытия |
Технология смешения битумной эмульсии с минеральными материалами |
Автогудронатор |
+ |
+ |
Автогрейдер (ГОСТ 11030-93); (ГОСТ 27535-87) или фреза (ГОСТ 31556-2012) |
+ |
+ |
Автосамосвал |
+ |
+ |
Комбинированная дорожная машина (пескоразбрызгиватель) |
+ |
- |
Комбинированная дорожная машина (поливомоечная машина) |
+ |
+ |
Каток дорожный (ГОСТ 31548-2012) |
+ |
+ |
Экскаватор |
+ |
+ |
9.4 Для обеспечения высокого качества выполняемых работ по обеспыливанию покрытий переходного типа необходимо наличие инструментов и механизмов, перечень которых представлен в таблице 7.
9.5 В целях обеспечения безопасности жизни людей при производстве работ, необходимо соблюдать требования организации дорожного движения на участке выполнения работ в соответствии с ОДМ 218.6.019-2016 "Рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ".
9.6 Комплексное звено должно иметь технику прикрытия, обеспечивающую безопасное производство работ.
9.7 Механизаторы, дорожные рабочие и специалисты, задействованные при производстве работ, должны быть обеспечены спецодеждой оранжевого цвета со светоотражающими элементами.
Таблица 7 - Ведомость потребности в инструментах и приспособлениях
Наименование |
Кол-во |
Назначение |
Лопаты стальные строительные |
2 |
Исправление дефектов, допущенных во время производства работ |
Скребки металлические обрезиненные |
2 |
Исправление дефектов, допущенных во время производства работ, заглаживание швов, выравнивание неровностей. |
Рулетка металлическая (колесо измерительное) |
1 |
Измерение размеров участков, подлежащих обеспыливанию |
Термометр |
1 |
Определение температуры битумной эмульсии |
РДУ Кондор |
1 |
Измерение геометрических параметров участков автомобильной дороги |
Влагомер |
1 |
Определение влажности грунтов |
Аспиратор |
1 |
Определение пылимости покрытий |
Знаки дорожные |
комплект |
Ограждение участка работ |
Конус направляющий |
комплект |
Ограждение участка работ |
9.8 Дорожная техника должна быть оборудована проблесковыми маячками желтого или оранжевого цвета.
9.9 Механизаторы, дорожные рабочие и специалисты должны быть укомплектованы дорожными знаками и техническими средствами регулирования.
9.10 При одновременной совместной работе двух или нескольких самоходных машин, идущих друг за другом, дистанция между ними должна быть не менее 5 м.
9.11 При работе дорожной техники запрещается:
- находиться посторонним лицам в зоне дейс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.8.009-2017 "Методические рекомендации по технологии обеспыливания автомобильных дорог с переходным типом покрытия с использованием битумной эмульсии" (рекомендован распоряжением Федерального дорожного агентства от 28 марта 2017 г. N 524-р)
Текст ОДМ (отраслевой дорожной методики) официально опубликован не был