Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении норм Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает следующее.
1. По вопросу ежегодного утверждения положения о закупке, являющегося документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика (далее - положение о закупке).
Следует отметить, что в части 2 статьи 15 Закона N 44-ФЗ установлены случаи, при которых бюджетные учреждения при наличии положения о закупке, принятого таким бюджетным учреждением в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 2 Закона N 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - единая информационная система), вправе осуществлять в соответствующем году закупки с соблюдением требований Закона N 223-ФЗ.
При этом Законом N 44-ФЗ не предусмотрено обязательное утверждение положения о закупке бюджетного учреждения в течение года, предшествующего году его применения. Кроме того, не установлен срок, в течение которого данное положение может применяться.
Таким образом, законодательством Российской Федерации о контрактной системе не предусмотрено обязательство заказчиков повторно (ежегодно) утверждать положение о закупке.
2. По вопросу утверждения положения о закупке и внесении изменений в положение о закупке.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, в случае если заказчиком выступает государственное бюджетное учреждение или муниципальное бюджетное учреждение.
То есть утвердить положение о закупке бюджетного учреждения вправе только учредитель бюджетного учреждения, соответственно утвердить изменения, вносимые в положение о закупке, также вправе только учредитель бюджетного учреждения.
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 223-ФЗ положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.
В соответствии с частью 10 статьи 8 до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы, предусмотренные указанным федеральным законом, размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, бюджетное учреждение в соответствии с вышеназванными нормами вправе вносить изменение в положение о закупке и осуществлять закупки в соответствии с его положениями с момента размещения в единой информационной системе.
3. По вопросу, связанному с включением в отчет, предусмотренный частью 19 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, сведений о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
В соответствии с частью 19 статьи 4 Закона N 223-ФЗ заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе:
1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг;
2) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
3) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи;
4) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Под закупками у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) следует подразумевать неконкурентные способы осуществления закупки, без соперничества участников закупки за право заключить договор, независимо от суммы закупки в соответствии с нормами, предусмотренными положением о закупке. В сведениях о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), показываются также закупки, совершенные путем оплаты счетов, за наличный расчет, закупки оплаченные кассовыми и товарными чеками.
При этом в сведениях о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) отражаются все закупки вне зависимости от стоимости (до 100 тысяч рублей, 500 тысяч рублей), за исключением закупок, указанных в части 4 статьи 1 Закона N 223-ФЗ.
4. По вопросу, связанному с включением в отчет, предусмотренный частью 19 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, информации об изменении условий договора.
В соответствии с пунктом 51 положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. N 908 "Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке" (далее - положение), для внесения изменений в документы, предусмотренные пунктами 45, 47, 49 и 50(1) настоящего положения, представитель заказчика в соответствии с указанными пунктами формирует измененную редакцию таких документов, а также размещает электронный вид документа, предусмотренного пунктом 5 настоящего положения.
В соответствии с пунктом 52 положения для внесения изменений в документы, предусмотренные пунктами 45, 47, 49 и 50(1) настоящего положения, представитель заказчика в соответствии с указанными пунктами формирует измененную редакцию таких документов, а также размещает электронный вид документа, предусмотренного пунктом 5 настоящего положения.
Таким образом, в случае изменения цены договора заказчик обязан вносить такие изменения в ежемесячный отчет за отчетный период, при этом в данном отчете цена заключенного договора указывается с учетом фактических изменений цены.
5. По вопросу определения порядка действий заказчика, в случае если сумма по договору не была выбрана в течение календарного года.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, в случае если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
Таким образом, заказчик вправе в положении о закупке и проекте договора предусмотреть условия, позволяющие по соглашению сторон изменять объем закупаемых товаров, работ, услуг, цену договора при условии, что в момент проведения закупок данные положения содержались в документации о закупке, также заказчик вправе установить в положении о закупке условия и возможность расторжения договора.
6. По вопросу пролонгации договоров, заключенных с субъектами естественных монополий.
Частью 2 статьи 4.1 Закона N 223-ФЗ установлена обязанность заказчиков вносить информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации, в реестр договоров на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) в течение трех рабочих дней со дня заключения договора.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 173н утвержден порядок формирования информации и документов, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (далее - Порядок).
В соответствии с частью 21 Порядка, при формировании информации о сроке (периоде) исполнения договора указываются следующие сведения: дата начала исполнения договора, договора с субподрядчиком, дата окончания исполнения договора. Дата указывается в формате ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в договоре, заключенном в соответствии с Законом N 223-ФЗ, должен быть предусмотрен конкретный срок исполнения договора.
Кроме того, частью 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ установлено, что в случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
Автоматическое ежегодное продление (пролонгация) договора приводит к изменению срока исполнения договора. Информация об изменении договора, в том числе срока исполнения договора, должна быть размещена в единой информационной системе в установленные Законом N 223-ФЗ сроки. Неразмещение указанной информации является нарушением Закона N 223-ФЗ.
Исходя из вышеизложенного, автоматическое ежегодное продление (пролонгация) договоров может привести к нарушению положений Закона N 223-ФЗ.
Таким образом, договоры, заключенные с субъектами естественных монополий, необходимо учитывать в отчетности единожды в том периоде, когда они были заключены. Вместе с тем после пролонгации договора необходимо разместить в единой информационной системе информацию об изменении суммы договора.
7. По вопросу возможности заключения договора с единственным поставщиком в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного подрядчика, исполнителя может осуществляться заказчиком в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется, если работу или услугу может выполнить или оказать только орган исполнительной власти или подведомственное ему государственное учреждение, либо унитарное предприятие при наличии у них полномочий, установленных соответствующим нормативным правовым или законодательным актом.
В соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" Правительством Российской Федерации устанавливается перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации государственными региональными центрами метрологии.
Вместе с тем постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2010 г. N 250 определен перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии (далее - Перечень).
То есть Перечнем определены средства измерения, поверку которых могут осуществлять любые государственные региональные центры метрологии, аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений.
Нормативным правовым или законодательным актом не установлено, что только Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Псковской области" может осуществлять поверку средств измерения.
Таким образом, заказчики не праве заключать договоры на оказание услуг по поверке средств измерения, включенных в Перечень с ФБУ "Псковский ЦСМ" на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Одновременно Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России обращает внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 12 августа 2015 г. N Д28и-2417 "О рассмотрении обращения"
Текст письма официально опубликован не был