Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Приказ Министерства транспорта РФ от 18 января 2017 г. N 18 "Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб моряков на берегу"

 

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. .N 996 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст. 5830; 2015, N 26, ст. 3909) приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок рассмотрения жалоб моряков на берегу.

 

Министр

М.Ю. Соколов

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 апреля 2017 г.
Регистрационный N 46249

 

УТВЕРЖДЕН
приказом Минтранса России
от 18 января 2017 г. N 18

 

Порядок
рассмотрения жалоб моряков на берегу

 

1. Порядок рассмотрения жалоб моряков на берегу (далее - Порядок) разработан в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. N 996 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве"*(1) и устанавливает процедуры рассмотрения жалоб моряков на берегу, предусмотренные стандартом А5.2.2 "Процедуры рассмотрения жалоб моряков на берегу" Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве (далее - Конвенция)*(2).

2. Настоящий Порядок применяется при рассмотрении жалобы члена экипажа морского судна (далее - моряк), поданной в порту захода судна, капитаном морского порта в случае нарушения требований Конвенции (включая права моряков).

3. Подача жалобы капитану морского порта не ограничивает права моряка на рассмотрение жалобы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для защиты трудовых прав и свобод моряка.

4. Соответствующие положения настоящего Порядка исполняются капитаном морского порта или по его поручению должностным лицом службы капитана морского порта*(3).

5. Жалоба может направляться моряком по почте, электронной почте или посредством официального сайта соответствующей администрации морских портов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также может быть подана лично.

6. Жалоба должна содержать:

1) наименование морского порта, капитану которого направляется жалоба;

2) фамилию, имя, отчество (при наличии), гражданство моряка, подающего жалобу;

3) наименование судна, на котором моряк работает на дату подачи жалобы, и его должность (при наличии);

4) сведения о судовладельце, а также лице или организации, которые осуществляли трудоустройство моряка на судно (при наличии);

5) номер (номера) телефона,

6) адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и/или почтовый адрес, на которые должен быть направлен ответ на жалобу;

7) сведения о нарушении прав моряка;

8) информацию о рассмотрении жалобы на борту судна в соответствии с положениями стандарта А5.1.5 "Процедуры рассмотрения жалоб на борту судна" Конвенции до подачи жалобы на берегу*(4);

9) информацию о характере жалобы - касается ли жалоба всех моряков на борту судна или какой-либо отдельной их категории, либо она представляет собой индивидуальное дело моряка;

10) личную подпись моряка (в случае подачи жалобы в письменной форме на бумажном носителе) и дату.

7. К жалобе прилагаются документы и материалы, подтверждающие сведения, приведенные в жалобе (при наличии).

8. При подаче моряком жалобы через представителя полномочия представителя моряка подтверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

9. Жалоба регистрируется должностным лицом в день поступления и рассматривается в течение 20 дней с даты ее регистрации.

В случае обжалования моряком в Росморречфлоте или в суде отказа должностного лица в приеме и регистрации жалобы срок рассмотрения, указанный в абзаце 1 настоящего пункта, сокращается до 5 дней.

10. Если предметом жалобы является нарушение прав моряка и действующие на борту судна процедуры рассмотрения жалоб (при их наличии) не применялись к соответствующей жалобе, капитан морского порта в соответствии с пунктом 3 руководящего принципа В 5.2.2. "Процедуры рассмотрения жалоб моряков на берегу" Конвенции должен предложить моряку, подавшему жалобу, воспользоваться процедурами рассмотрения жалобы на борту судна.

11. Если жалоба касается всех моряков на борту судна или какой-либо их части, а также в случае, если исчерпаны все возможности, предусмотренные процедурами рассмотрения жалобы на борту судна, капитан морского порта в рамках государственного портового контроля осматривает иностранное судно в соответствии со стандартом А5.2.1 "Контроль судов в порту" Конвенции. Судно, плавающее под Государственным флагом Российской Федерации, подлежит осмотру в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации"*(5).

12. Капитан морского порта во время осмотра проверяет наличие на судне свидетельства о соответствии трудовым нормам*(6) в морском судоходстве и декларации о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве*(7).

В случае, если указанные свидетельство и декларация на судне отсутствуют или содержат недостоверные данные, либо в них отсутствует информация, требуемая в соответствии с Конвенцией, или не имеют силы по каким-либо иным причинам, капитан морского порта осуществляет контрольный осмотр судна*(8), во время которого проверяются условия труда и жизни моряков на борту судна и соответствие указанных условий требованиям Конвенции.

Если после контрольного осмотра установлено, что условия труда и жизни моряков на борту судна не соответствуют требованиям Конвенции, капитан морского порта информирует капитана судна о необходимости устранения обнаруженных нарушений и сроках их устранения*(9).

В том случае, если обнаруженные на судне нарушения приводят к отказу в выдаче разрешения на выход судна из морского порта*(10), капитан морского порта должен обеспечить размещение информации о таких нарушениях на официальном сайте соответствующей администрации морских портов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также ее направление представителю государства флага судна и компетентным органам в следующем порту захода судна.

13. При рассмотрении жалобы капитан морского порта при необходимости запрашивает у капитана судна, судовладельца, и любого другого лица, имеющего отношение к рассматриваемой жалобе, информацию по существу жалобы.

14. Сведения, содержащиеся в жалобе, а также полученные в процессе ее рассмотрения, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению, за исключением информации о нарушениях Конвенции, обнаруженных в результате осмотра судна, проводимого в соответствии с пунктом 12 настоящего Порядка.

15. Если в связи с уведомлением капитана морского порта капитан судна, судовладелец примут меры по урегулированию вопроса по жалобе, предложат план соответствующих действий, то капитан морского порта может не участвовать в дальнейшем рассмотрении этой жалобы*(11).

16. По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:

1) о полном или частичном удовлетворении жалобы;

2) об отказе в удовлетворении жалобы.

Результаты рассмотрения жалобы, оформленные в письменном виде, направляются на почтовый адрес моряка и адрес электронной почты, указанные в жалобе, не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения.

17. Повторное направление жалобы осуществляется в соответствии с пунктами 5-8 настоящего Порядка.

18. Результаты рассмотрения жалобы оформляются в виде документа, который должен содержать следующую информацию:

а) дату и место принятия решения;

б) фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность лица, рассмотревшего жалобу;

в) фамилию, имя и отчество (при наличии) заявителя;

г) принятое по жалобе решение с обоснованием причин такого решения с указанием соответствующих положений международных договоров Российской Федерации и законодательства Российской Федерации;

д) сроки устранения нарушений.

19. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса в государственные органы, органы местного самоуправления, или иным должностным лицам, должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 20 дней, уведомив моряка о продлении срока рассмотрения его жалобы.

20. Должностное лицо отказывает в рассмотрении жалобы в следующих случаях:

1) отсутствие сведений, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка;

2) наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;

3) отсутствие новых доводов или обстоятельств в случаях, когда моряку давались письменные ответы по существу ранее рассмотренных жалоб.

21. В случае, предусмотренном подпунктом 3 пункта 20 настоящего Порядка, должностное лицо, либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с моряком по данному вопросу. О данном решении уведомляется моряк, подавший жалобу.

 

_____________________________

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст. 5830; 2015, N 26, ст. 3909.

*(2) Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 56-ФЗ "О ратификации Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 24, ст. 3073).

*(3) В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 52 (ч. 1), ст. 6427; 2010, N 19, ст. 2291, N 48, ст. 6246; 2011, N 1, ст. 3, N 13, ст. 1688, N 17, ст. 2313, N 30 (ч. 1), ст. 4590, 4594; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477, N 30 (ч. 1), ст. 4058; 2014, N 45, ст. 6153, N 49 (ч. 6), ст. 6928; 2015, N 1 (ч. 1), ст. 52, N 29 (ч. 1), ст. 4339; 2016, N 27 (ч. 1), ст. 4215, N 27 (ч. 2), ст. 4282).

*(4) Пункт 3 руководящего принципа В 5.2.2 "Процедуры рассмотрения жалоб моряков на берегу" Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве.

*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 15, ст. 1519, N 45, ст. 4377; 2005, N 52 (ч. 1), ст. 5581; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 46, ст. 5557, N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 30 (ч. 2), ст. 3616, N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 30, N 29, ст. 3625; 2010, N 27, ст. 3425, N 48, ст. 6246; 2011, N 23, ст. 3253, N 25, ст. 3534, N 30 (ч. 1), ст. 4590, 4596, N 45, ст. 6335, N 48, ст. 6728; 2012, N 18, ст. 2128, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4321; 2013, N 30 (ч. 1), ст. 4058; 2014, N 6, ст. 566, N 42, ст. 5615, N 48, ст. 6659; 2015, N 1 (ч. 1), ст. 89, N 13, ст. 1810, N 29 (ч. 1), ст. 4339, 4356; 2016, N 27 (ч.1), ст. 4186; 2017, N 7, ст. 1029.

*(6) Пункт d части 1 статьи 2 Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве.

*(7) Пункт b части 1 статьи 2 Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве.

*(8) Пункт 3 статьи 79 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 15, ст. 1519, N 45, ст. 4377; 2005, N 52 (ч. 1), ст. 5581; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 46, ст. 5557, N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 30 (ч. 2), ст. 3616, N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 30, N 29, ст. 3625; 2010, N 27, ст. 3425, N 48, ст. 6246; 2011, N 23, ст. 3253, N 25, ст. 3534, N 30 (ч. 1), ст. 4590,4596, N 45, ст. 6335, N 48, ст. 6728; 2012, N 18, ст. 2128, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4321; 2013, N 30 (ч. 1), ст. 4058; 2014, N 6, ст. 566, N 42, ст. 5615, N 48, ст. 6659; 2015, N 1 (ч. 1), ст. 89, N 13, ст. 1810, N 29 (ч. 1), ст. 4339, 4356; 2016, N 27 (ч.1), ст. 4186; 2017, N 7, ст. 1029).

*(9) Пункт 4 Стандарта А5.2.1 "Контроль судов в порту" Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве.

*(10) В соответствии со статьей 80 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 15, ст. 1519, N 45, ст. 4377; 2005, N 52 (ч. 1), ст. 5581; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 46, ст. 5557, N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 30 (ч. 2), ст. 3616, N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 30, N 29, ст. 3625; 2010, N 27, ст. 3425, N 48, ст. 6246; 2011, N 23, ст. 3253, N 25, ст. 3534, N 30 (ч. 1), ст. 4590, 4596, N 45, ст. 6335, N 48, ст. 6728; 2012, N 18, ст. 2128, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4321; 2013, N 30 (ч. 1), ст. 4058; 2014, N 6, ст. 566, N 42, ст. 5615, N 48, ст. 6659; 2015, N 1 (ч. 1), ст. 89, N 13, ст. 1810, N 29 (ч. 1), ст. 4339, 4356; 2016, N 27 (ч.1), ст. 4186; 2017, N 7, ст. 1029).

*(11) Пункт 5 руководящего принципа В 5.2.2 "Процедуры рассмотрения жалоб моряков на берегу" Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве.

 

Установлена процедура рассмотрения жалоб моряков на берегу. Она применяется при рассмотрении жалобы члена экипажа морского судна, поданной в порту захода судна, капитаном морского порта в случае нарушения требований Конвенции 2006 г. о труде в морском судоходстве (включая права моряков).

Определены требования к содержанию жалобы. Прописан порядок ее подачи. Срок рассмотрения жалобы ограничен 20 днями с даты ее регистрации.

Если предметом жалобы является нарушение прав моряка и действующие на борту судна процедуры рассмотрения жалоб не применялись, капитан морского порта должен предложить моряку воспользоваться такими процедурами.

Если жалоба касается всех моряков на борту судна или какой-либо их части, а также в случае, когда исчерпаны все возможности процедуры рассмотрения жалобы на борту судна, капитан морского порта в рамках государственного портового контроля осматривает судно. В ходе этого осмотра проверяется наличие на борту свидетельства о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве и декларации о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве.

В ряде случаев проводится контрольный осмотр судна, во время которого проверяются условия труда и жизни моряков на борту. При выявлении нарушений капитан морского порта информирует капитана судна о необходимости их устранения в определенный срок.

Если обнаруженные нарушения приводят к отказу в выдаче разрешения на выход судна из порта, капитан морского порта должен разместить информацию о таких нарушениях на официальном сайте соответствующей администрации морских портов и направить ее представителю государства флага судна и компетентным органам в следующем порту захода судна.

Определены требования к оформлению результатов рассмотрения жалобы. Установлены основания отказа в рассмотрении жалобы.

Подача жалобы капитану морского порта не ограничивает права моряка на рассмотрение жалобы в порядке, предусмотренном российским законодательством для защиты трудовых прав и свобод моряка.


Приказ Министерства транспорта РФ от 18 января 2017 г. N 18 "Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб моряков на берегу"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 апреля 2017 г.
Регистрационный N 46249


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 апреля 2017 г.