Представление Счетной палаты от 11 октября 2016 г. N ПР 09-242/09-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка эффективности использования лесных ресурсов и средств федерального бюджета, направленных на исполнение переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в 2014 - 2015 годах и истекшем периоде 2016 года" в Департаменте лесного хозяйства Приморского края (далее - Департамент), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Департаментом не достаточно эффективно исполнялись переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений:
из 11 целевых прогнозных показателей, установленных формой 1 - Полномочия "Отчет о достижении целевых прогнозных показателей", утвержденной приказом Рослесхоза от 16 апреля 2012 г. N 141 "Об утверждении целевых прогнозных показателей, форм отчетов о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которого является субвенция, и о достижении целевых прогнозных показателей", в 2014 году достигнуто 7, или 64%, в 2015 году - 2, или 18%;
в соответствии с показателями формы 1-ГП (мониторинг), утвержденной письмом Федерального агентства лесного хозяйства от 10 июня 2014 г. N АБ-04-54/6782, из 34 установленных показателей (индикаторов) эффективности реализации государственной программы "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 318, Приморским краем в 2014 году не выполнено 13 (38,2%), в 2015 году - 9 (26,5%);
недоимка по поступлению платы за использование лесов в федеральный бюджет в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилась на 18 227,5 тыс. рублей и на 1 января 2016 года составила 28 571,4 тыс. рублей. Таким образом, Департаментом, как администратором доходов федерального бюджета не обеспечены полномочия в части взыскания задолженности по платежам в бюджет, предусмотренные пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
ущерб от незаконных рубок в 2014 году составил 1 051 097,8 тыс. рублей, в 2015 году - 656 428,6 тыс. рублей;
процент возмещения ущерба от нарушений лесного законодательства в проверяемый период крайне низок и в 2014 году составил 1,3% от суммы нанесенного ущерба, в 2015 году - 3,3%.
остатки субвенций на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений в 2014 году составили 28 137,6 тыс. рублей, или 6,6% от предусмотренного объема, в 2015 году - 70,2 тыс. рублей, или 0,02%. В нарушение требований пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субвенций подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года, Департаментом остатки субвенций за 2014 и 2015 годы возвращены с нарушением установленных сроков на 9 и 20 дней, соответственно.
2. В соответствии с требованиями приложения N 2 "Состав лесного плана субъекта Российской Федерации и порядок его подготовки" к приказу Рослесхоза от 5 октября 2011 г. N 423 "Об утверждении типовой формы и состава лесного плана субъекта Российской Федерации, порядка его подготовки" при изменении лесного законодательства Российской Федерации, количества и границ лесничеств (лесопарков), границ защитных, эксплуатационных и резервных лесов, границ особо защитных участков лесов, проведении таксации лесов, изменении состояния лесов, обусловленном воздействием негативных природных и антропогенных факторов (лесные пожары, вредные организмы, ветровалы, загрязнение радиоактивными веществами) осуществляется внесение изменений в лесной план субъекта Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что Лесной план Приморского края на 2009 - 2018 годы, утвержденный распоряжением Губернатора Приморского края от 10 марта 2009 г. N 45-рг, не содержит актуальной информации о состоянии лесов и объемах планируемых мероприятий.
Кроме того, в нарушение требований приложения N 2 "Состав лесного плана субъекта Российской Федерации и порядок его подготовки" к приказу Рослесхоза от 5 октября 2011 г. N 423 "Об утверждении типовой формы и состава лесного плана субъекта Российской Федерации, порядка его подготовки" внесенные Департаментом в Лесной план Приморского края на 2009 - 2018 годы изменения не согласованы с Рослесхозом.
3. В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил разработки и утверждения планов тушения лесных пожаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 г. N 377, (далее - Правила) планы тушения лесных пожаров разрабатываются и утверждаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия в области лесных отношений.
Подпункт "а" пункта 6 Правил определяет, что планом устанавливаются перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах. В соответствии с пунктом 6 (1) Правил полноту и достоверность сведений, включенных в план, подтверждают руководители органов, указанных в пункте 2 Правил.
В соответствии с пунктом 2 Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2011 г. N 378, сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации разрабатывается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений, на основании планов тушения лесных пожаров в лесничествах (лесопарках), расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно подпунктам "к" и "л" пункта 2.1.5 Положения о Департаменте лесного хозяйства Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 5 декабря 2012 г. N 373-па, в полномочия Департамента входит разработка в установленном порядке планов тушения лесных пожаров и разработка и представление для утверждения Губернатору Приморского края сводного плана тушения лесных пожаров на территории Приморского края.
В ходе проверки установлено, что сводный план тушения лесных пожаров Приморского края на 2015 год и планы тушения лесных пожаров на территории лесничеств Приморского края на 2015 год, утвержденные Департаментом, содержат недостоверную информацию об организации мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров. Так, предусмотренное Сводным планом и планами лесничеств проведение мероприятий по патрулированию лесничеств казенного предприятия Приморского края "Приморское лесохозяйственное объединение" не осуществлялось по причине прекращения в 2015 году деятельности предприятия.
Разработанные Департаментом планы тушения лесных пожаров на территории лесничеств не учитывают требований Методических указаний по заполнению формы плана тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от 16 декабря 2013 г. N 591.
4. При использовании субвенций, выделенных из федерального бюджета на исполнение отдельных полномочий в области лесных отношений, органами государственной власти Приморского края в проверяемом периоде не обеспечено соблюдение федерального законодательства.
В нарушение пункта 4 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации Департаментом лесного хозяйства Приморского края за счет субвенций из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений произведена оплата районных коэффициентов к заработной плате в размере, превышающем норматив, установленный федеральными нормативными правовыми актами.
Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20 ноября 1967 г. N 512/п-28 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения" для Приморского края установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,2.
Решением исполкома Приморского краевого СНД от 13 сентября 1991 г. N 263 "О районных коэффициентах" установлен районный коэффициент в размере 1,3, то есть на 10% больше размера, установленного постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20 ноября 1967 г. N 512/п-28.
Согласно пункту 2 Решения исполкома Приморского краевого СНД от 13 сентября 1991 г. N 263 "О районных коэффициентах" оплату указанного повышенного коэффициента следует производить за счет средств предприятий и организаций, а также за счет местных бюджетов по мере изыскания средств и решению органов государственного управления.
Департаментом за счет субвенций из федерального бюджета произведены выплаты повышенного районного коэффициента к заработной плате в 2014 году на сумму 1 664,2 тыс. рублей, в 2015 году - 1 727,8 тыс. рублей, в 2016 году - 936,9 тыс. рублей, что содержит признаки нецелевого использования средств федерального бюджета.
5. В ходе проверки государственного задания подведомственному Департаменту краевому государственному бюджетному учреждению "Приморская база авиационной, наземной охраны и защиты лесов" установлены следующие нарушения и недостатки.
5.1. В нарушение пункта 3 статьи 69.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пункта 2 Порядка формирования государственного задания в отношении краевых государственных казенных и бюджетных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 2 июня 2011 г. N 144-па, государственные задания в 2014, 2015 годах формировались Департаментом только на очередной финансовый год, несмотря на то, что бюджет Приморского края в указанный период утверждался на очередной финансовый год и на плановый период законами Приморского края от 19 декабря 2013 г. N 334-КЗ и от 25 декабря 2014 г. N 518-КЗ.
5.2. В соответствии с частью 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Согласно пункту 11 Порядка формирования государственного задания в отношении краевых государственных казенных и бюджетных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 2 июня 2011 г. N 144-па, а также пункту 3.11 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении краевых государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 26 октября 2015 г. N 412-па, финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете на указанные цели, путем предоставления субсидии.
В соответствии с отчетами о выполнении государственным бюджетным учреждением "Приморская база авиационной, наземной охраны и защиты лесов" государственных работ, в 2014 году исполнение работ по тушению лесных пожаров, по созданию и содержанию системы противопожарной безопасности, мониторингу пожарной опасности в лесах, а также в 2015 - 2016 годах исполнение работ противопожарному обустройству лесов, уходу за лесами, лесовосстановлению, агротехническому уходу за лесными культурами и заготовлению семян не было обеспечено Департаментом в полном объеме субсидией на финансовое обеспечение выполнения государственного задания. В нарушение части 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждению в 2014 - 2016 годах осуществлялось в том числе за счет средств приносящей доход деятельности.
5.3. В соответствии с пунктом 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) учреждениями субъекта Российской Федерации формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1. Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении краевых государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 26 октября 2015 г. N 412-па, государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами краевого учреждения.
Департаментом в соответствии с ведомственным перечнем государственных услуг и работ, утвержденным приказом Департамента от 31 декабря 2015 г. N 1290, приказом от 11 января 2016 г. N 1 утверждено государственное задание на выполнение в 2016 году краевым государственным бюджетным учреждением "Приморская база авиационной, наземной охраны и защиты лесов" государственной работы "Выращивание посадочного материала".
В нарушение пункта 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2.1. Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении краевых государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 26 октября 2015 г. N 412-па, Департаментом в ведомственном перечне государственных услуг и работ, а также в государственном задании предусмотрена государственная работа "Выращивание посадочного материала", которая не входит в перечень основных видов деятельности, предусмотренных уставом учреждения, утвержденным распоряжением Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 11 марта 2015 г. N 68-ри, и противоречит положениям статьи 39.1 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которым выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) представляет собой предпринимательскую деятельность.
5.4. В нарушение пункта 2.2 постановления Администрации Приморского края от 2 июня 2011 г. N 145-па "О нормативных затратах на оказание государственных услуг (выполнение работ) краевыми государственными бюджетными и автономными учреждениями и нормативных затратах на содержание имущества краевых государственных бюджетных и автономных учреждений", устанавливающего, что размеры нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) краевыми государственными бюджетными и автономными учреждениями и нормативных затрат на содержание их имущества разрабатываются и утверждаются органом исполнительной власти Приморского края, в ведении которых находятся краевые государственные бюджетные и автономные учреждения, Департаментом в 2014 - 2015 годах не разработаны не утверждены нормативные затраты на выполнение государственных работ, предусмотренных государственным заданием подведомственному Департаменту краевому государственному бюджетному учреждению "Приморская база авиационной, наземной охраны и защиты лесов", в связи с чем данные нормативные затраты разрабатывались должностными лицами указанного бюджетного учреждения.
6. В нарушение пункта 2 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных приказами Минэкономразвития России N 544, Казначейства России N 18н от 20 сентября 2013 г., План-график заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на 2015 год размещен Департаментом на сайте zakupki.gov.ru 21 июня 2015 года, или с нарушением установленных сроков на 6 месяцев.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Правительству Приморского края необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Обеспечить выплату районного коэффициента, установленного решением исполкома Приморского краевого СНД от 13 сентября 1991 г. N 263 "О районных коэффициентах", за счет средств бюджета Приморского края.
2. Поручить Департаменту лесного хозяйства Приморского края:
2.1. Внести изменения в Лесной план Приморского края на 2009 - 2018 годы, утвержденный распоряжением Губернатора Приморского края от 10 марта 2009 г. N 45-рг, учитывающие актуальную информацию о состоянии лесов и объемах планируемых мероприятий, с учетом положений приказа Рослесхоза от 5 октября 2011 г. N 423 "Об утверждении типовой формы и состава лесного плана субъекта Российской Федерации, порядка его подготовки" в части согласования лесных планов субъектов Российской Федерации с Федеральным агентством лесного хозяйства.
2.2. Привести планы тушения лесных пожаров лесничеств Приморского края в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 г. N 377 и Методических указаний по заполнению формы плана тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от 16 декабря 2013 г. N 591.
2.3. Предусмотреть финансовое обеспечение выполнения государственного задания краевому государственному бюджетному учреждению "Приморская база авиационной, наземной охраны и защиты лесов" в части мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в полном объеме в соответствии с требованиями части 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2.4. Внести изменения в государственное задание, доведенное до краевого государственного бюджетного учреждения "Приморская база авиационной, наземной охраны и защиты лесов" в части приведения его в соответствие с основными видами деятельности, предусмотренными уставом учреждения.
2.5. Разработать и утвердить нормативные затраты на выполнение государственных работ краевым государственным бюджетным учреждением "Приморская база авиационной, наземной охраны и защиты лесов" в порядке, установленном постановлением Администрации Приморского края от 2 июня 2011 г. N 145-па.
2.6. Провести проверку по фактам нарушений и недостатков, выявленных в ходе контрольного мероприятия, по результатам которых привлечь к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 сентября 2016 г. N 49К (1124).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Губернатору Приморского края, или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 февраля 2017 года.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты от 11 октября 2016 г. N ПР 09-242/09-03
Текст представления официально опубликован не был