Представление Счетной палаты РФ от 12 декабря 2016 г. N ПР 09-349/09-05
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Аудит реализации в 2013 - 2015 годах и истекшем периоде 2016 года мероприятий государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", направленных на выполнение задач Стратегии развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года и Стратегии развития охотничьего хозяйства до 2030 года" (совместно со Счетной палатой Алтайского края) в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России), федеральных государственных бюджетных учреждениях "Контрольный информационно-аналитический центр охотничьих животных и среды их обитания" (далее - ФГБУ "Центрохотконтроль") и "Ростовское государственное опытное охотничье хозяйство" (далее - ФГБУ "Ростовское ГООХ"), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Достижение стратегических целей по устойчивому обеспечению экономики страны запасами минерального сырья и геологической информацией о недрах, обеспечению сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 322 (далее - ГП ВИПР).
При этом анализ результатов реализации программных мероприятий свидетельствует о рисках недостижения отраслевых стратегических приоритетов в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы и управления охотничьими ресурсами.
2, Минприроды России не на должном уровне осуществляло координацию реализации Стратегии развития геологической отрасли до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1039-р (далее - Стратегия развития геологической отрасли).
План мероприятий по реализации Стратегии развития геологической отрасли до 2030 года утвержден приказом Минприроды России от 8 октября 2010 г. N 436 и предусматривает мероприятия только на период с 2010 по 2012 годы. Пунктом 37 указанного плана мероприятий предусматривалась подготовка Плана мероприятий по реализации Стратегии развития геологической отрасли до 2030 года (на 2013 - 2015 годы), который Минприроды утвержден не был, что свидетельствует о наличии рисков нарушения сроков реализации указанной Стратегии.
Отсутствие утвержденного Плана мероприятий по реализации 2 этапа Стратегии развития геологической отрасли, предусматривающего геологическое изучение территории Российской Федерации и воспроизводство минерально-сырьевой базы в объемах, достаточных для функционирования экономики страны в условиях инновационного развития, не позволяет оценить уровень выполнения необходимых для этого мероприятий и сроки их реализации.
Минприроды России во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в проверяемый период не в полном объеме достигнуты предусмотренные Стратегией развития геологической отрасли меры:
- по усилению роли субъектов малого и среднего предпринимательства в проведении геолого-разведочных работ и разработке месторождений, не представляющих интереса для крупных компаний, в том числе не разработаны критерии определения участков недр, не представляющих интереса для крупных компаний, и порядок предоставления таких участков недр в пользование в целях разработки и добычи полезных ископаемых;
- по совершенствованию механизма осуществления государственного заказа в части включения в него положений, определяющих особенности формирования условий торгов применительно к размещению заказа на ведение геолого-разведочных работ.
Инструкция по составлению проектов и смет на геолого-разведочные работы, утвержденная приказом Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр (Роскомнедра) от 22 ноября 1993 г. N 108, предназначенная для составления проектно-сметной документации на производство геолого-разведочных работ по объекту геологического задания до настоящего времени не актуализирована, что влечет риски включения в проектно-сметную документацию и оплату за счет средств федерального бюджета геолого-разведочных работ, не предусмотренных указанной Инструкцией, и определяемых путем составления сметно-финансовых расчетов с использованием межотраслевых, отраслевых норм, норм иных организаций, или прямым расчетом;
- по экономическому обеспечению инновационной деятельности, предусматривающему разработку финансовых механизмов развития инновационной деятельности в сфере недропользования путем создания возможных условий для реализации лизинговых соглашений; субсидирования процентных ставок по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, и лизинговым договорам для компаний, осуществляющих разработку и реализацию инновационных проектов; внесения изменений в законодательство Российской Федерации о размещении заказов в целях стимулирования инноваций и модернизации через систему государственного заказа.
3. Минприроды России во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти осуществляют I этап (с 2014 по 2017 годы) реализации основных мероприятий, предусмотренных Стратегией развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N 1216-р (далее - Стратегия развития охотничьего хозяйства), включающий подготовительные мероприятия, направленные на совершенствование нормативно-правового регулирования, в том числе снижение административных барьеров для всех участников отношений в сфере охотничьего хозяйства.
Вместе с тем ряд вопросов в области охоты до настоящего времени нормативно не урегулирован.
3.1. В Федеральном законе от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) отсутствуют понятия "неволя", "полувольные условия", "искусственно созданная среда обитания", "акклиматизация", "гибридизация" и "переселение", что создает определенные трудности при применении указанного законодательства, регулирующего отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
3.2. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 71 Закона об охоте установлено, что долгосрочные лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов сохраняются до истечения срока действия указанных лицензий, и продлению не подлежат.
При этом частью 3 статьи 71 Закона об охоте установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие долгосрочные лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, после окончания срока их действия вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий без проведения аукциона.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2015 г. N 17-П часть 3 статьи 71 Закона об охоте признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере в какой на ее основании в системе действующего правового регулирования решается вопрос о сроках охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, заключаемых без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений лицами, имеющими долгосрочные лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов.
До настоящего времени соответствующие изменения в законодательство не внесены, что создает риски невыполнения требований Закона об охоте в части заключения охотхозяйственных соглашений на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов.
3.3. Минприроды России порядок возврата части ранее переданных охотничьих угодий, превышающей установленную приказом Минприроды России от 18 мая 2012 г. N 137 максимальную площадь охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения, и порядок определения части охотничьих угодий, переходящих в разряд общедоступных охотничьих угодий от охотпользователей, не установлены, что создает риски возникновения спорных ситуаций при определении охотничьих угодий, переходящих в разряд общедоступных охотничьих угодий, и при возврате части охотничьих угодий, превышающих установленные максимальные размеры.
4. Оценка достижения значений показателей (индикаторов), установленных в рамках подпрограмм 1 "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" (далее - подпрограмма 1) и 3 "Сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов" (далее - подпрограмма 3) ГП ВИПР свидетельствует о рисках невыполнения ее задач в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы и развития охотничьего хозяйства.
Плановые значения установлены только по 52 показателям подпрограммы 1 ГП ВИПР на 2014 год и по 71 показателю - на 2015 год. Установленные значения достигнуты только по 16 показателям (индикаторам), или 30,8% в 2014 году и 30 показателям (индикаторам), или 42,3% - в 2015 году. При этом необходимо отметить, что не в полном объеме достигнуты показатели по приросту ресурсов и запасов полезных ископаемых, внутренняя потребность в которых удовлетворяется, по экспертным данным, не более чем на 50 процентов.
4.1. Минприроды России определило приоритетные направления работ, выполняемые в рамках подпрограммы 1 ГП ВИПР за счет средств федерального бюджета. Однако значения показателей по воспроизводству минерально-сырьевой базы с учетом приоритизации основных мероприятий подпрограммы 1 ГП ВИПР не были изменены, что привело в 2015 году к их невыполнению.
4.2. Отмечается низкая активность недропользователей, что также обусловлено недостаточной геологической изученностью предлагаемых в пользование участков недр, неразвитой транспортно-энергетической инфраструктурой в соответствующих регионах. В отсутствие инвестиционно-привлекательных объектов, которые могут обеспечивать воспроизводство минерально-сырьевой базы, доля состоявшихся аукционов в 2013 году составила 59,1%, в 2014 году - 56,4%, в 2015 году - 58,4%.
4.3. Недропользователями не обеспечен прирост запасов углеводородного сырья и таких видов минерального сырья как свинец, олово, алмазы, титан, включенных в Перечень основных видов стратегического минерального сырья, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 января 1996 г. N 50-р.
5. В целях реализации поручения Президента Российской Федерации от 12 февраля 2015 г. N Пр-254 Минприроды России и Роснедрами осуществляется разовая актуализация лицензий, срок окончания которой определен до 31 декабря 2016 года. По состоянию на 1 октября 2016 года актуализировано 3 736 лицензионных соглашений на пользование недрами, что составляет 62% от общего количества запланированных к актуализации, что влечет риски невыполнения актуализации лицензий в установленные сроки.
6. Установленные значения показателей подпрограммы 3 ГП ВИПР в проверяемый период не достигнуты, в том числе по показателю "отношение фактической численности охотничьих ресурсов к расчетной численности (по видам копытных животных - лось, косуля, благородный олень, дикий северный олень)" в части видов охотничьих ресурсов - кабан и косули (в 2014 году), косуля (в 2015 году) и дикий северный олень (в 2015 году). При этом значения 7 показателей в 2013 году составили - 28,6% (в полном объеме выполнены 2 показателя из 7), в 2014 году - 42,9% (в полном объеме выполнены 3 показателя из 7) и в 2015 году - 42,9% (в полном объеме выполнены 3 показателя из 7), что свидетельствует о рисках невыполнения подпрограммы 3 ГП ВИПР в полном объеме.
6.1. Анализ государственных заданий федеральных бюджетных учреждений показал, что предусмотренные в них работы и их количественные показатели не взаимоувязаны с показателями подпрограммы 3 ГП ВИПР в части совершенствования нормативной правовой и методической базы и информационно-аналитического обеспечения работ в сфере сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов, что создает риски недостижения значений показателей, связанных с увеличением численности охотничьих ресурсов.
6.2. Устав ФГБУ "Ростовское ГООХ" не содержит положений, направленных на выполнение работ по достижению показателей подпрограммы 3 ГП ВИПР в части расширенного воспроизводства охотничьих ресурсов, в том числе посредством проведения биотехнических, охотхозяйственных мероприятий, мероприятий по предотвращению незаконной добычи охотничьих ресурсов, переселению охотничьих ресурсов, содержанию охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, выполнения профилактических и противопожарных мероприятиях на землях, находящихся в ведении учреждения.
7. Минприроды России ненадлежащим образом осуществлялись полномочия главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных подпунктом 9 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части формирования и утверждения государственных заданий подведомственным учреждениям.
В нарушение требований пункта 3 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671, государственные задания бюджетным учреждениям на 2014 год были утверждены Минприроды России с нарушением установленного срока на 1,5 месяца.
8. В ходе проверки установлены факты нарушений действующего законодательства в части управления и использования федерального имущества подведомственным Минприроды России федеральным государственным бюджетным учреждением "Центрохотконтроль".
8.1. В нарушение пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" учреждением не обеспечена государственная регистрация права оперативного управления на 1 объект недвижимости (жилой дом, поставленный на баланс в 1967 году).
8.2. В нарушение пункта 19 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", учреждением не направлены в систему учета территориального органа Росимущества карты сведений об объекте учета и документы, подтверждающие приобретение объекта учета и возникновения права на объект учета, для внесения в реестр сведений на имущество по 8 объектам общей балансовой стоимостью 15 785,0 тыс. рублей.
9. В 2013 и 2014 годах ФГБУ "Центрохотконтроль" и ФГБУ "Ростовское ГООХ" поставки и закупки у субъектов малого предпринимательства осуществлялись с нарушением требований действующего законодательства.
9.1. ФГБУ "Центрохотконтроль" в 2013 году при общем годовом объеме поставок в размере 2 170,0 тыс. рублей поставки у субъектов малого предпринимательства не осуществляло, что является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ).
В 2014 году ФГБУ "Центрохотконтроль" при совокупном годовом объеме закупок 5 252,6 тыс. рублей, закупки у субъектов малого предпринимательства составили 163,7 тыс. рублей, или 3,1%, что является нарушением части 1 статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) (не менее чем 15% совокупного годового объема закупок).
9.2. ФГБУ "Ростовское ГООХ" в 2013 при общем годовом объеме поставок в размере 63 696,0 тыс. рублей, поставки у субъектов малого предпринимательства не осуществляло, что является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ.
В 2014 году при совокупном годовом объеме закупок 33 035,0 тыс. рублей, закупки у субъектов малого предпринимательства составили 4 712,8 тыс. рублей, или 14,3%, что является нарушением части 1 статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ (не менее чем 15% совокупного годового объема закупок).
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Минприроды России необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений, а также по их предупреждению в дальнейшем, в том числе:
1. Подготовить и направить в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов в части определения понятий "неволя", "полувольные условия", "искусственно созданная среда обитания", "акклиматизация", "гибридизация" и "переселение".
2. В целях совершенствования механизма осуществления государственного заказа на выполнение геолого-разведочных работ, принять меры по актуализации нормативных актов, устанавливающих порядок составления смет на выполнение геолого-разведочных работ.
3. Скорректировать показатели подпрограммы 1 "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 322, по воспроизводству минерально-сырьевой базы с учетом обеспеченности запасами и качественного состава минерально-сырьевой базы.
4. Рассмотреть вопрос о разработке порядка возврата части ранее переданных охотничьих угодий, превышающей установленную приказом Минприроды России от 18 мая 2012 г. N 137 максимальную площадь охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения, а также порядок определения части охотничьих угодий, переходящих в разряд общедоступных охотничьих угодий от охотпользователей.
5. Внести изменения в устав ФГБУ "Ростовское ГООХ", предусмотрев включение положений, направленных на выполнение работ по достижению показателей подпрограммы 3 "Сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов" государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" в части расширенного воспроизводства охотничьих ресурсов.
6. Принять меры по обеспечению подведомственным федеральным государственным бюджетным учреждением "Центрохотконтроль":
- государственной регистрации права оперативного управления на 1 объект недвижимости (жилой дом, поставленный на баланс в 1967 году) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
- внесения в реестр федерального имущества сведений по 8 объектам недвижимого имущества общей балансовой стоимостью 15 785,0 тыс. рублей в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества".
7. В рамках осуществления Минприроды России ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок разработать план-график проведения мероприятий, направленных на выявление нарушений законодательства в сфере закупок, при осуществлении закупок подведомственными Минприроды России учреждениями.
8. Разработать план мероприятий, направленный на устранение нарушений и недостатков, выявленных в ходе контрольного мероприятия, установив конкретные сроки их выполнения.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 30 ноября 2016 г. N 64К(1139).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации либо лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 июля 2017 года.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 12 декабря 2016 г. N ПР 09-349/09-05
Текст представления официально опубликован не был