Представление Счетной палаты РФ от 13 октября 2016 г. N ПР 04-247/04-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных в 2013 - 2015 годах и истекшем периоде 2016 года на содержание территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации" на объекте Министерство иностранных дел Российской Федерации (г. Москва, камерально), по результатам которого установлены следующие нарушения и недостатки.
1. В нарушение части 4 статьи 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" аттестация государственных гражданских служащих территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - Представительства) в проверенном периоде не проводилась.
2. В нарушение части 1 статьи 47 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в проверенном периоде отсутствовали должностные регламенты руководителей Представительств, которые были утверждены МИДом России только в июле 2016 года.
3. Деятельность, осуществляемая Представительствами МИДа России, в недостаточной степени регламентирована внутриведомственными распорядительными документами МИДа России:
1) Положение о подготовке территориальными органами - представительствами МИД России на территории Российской Федерации отчетных и информационно-аналитических материалов, направляемых в Министерство, и работе с подразделениями центрального аппарата МИД России, утвержденное приказом МИДа России от 1 ноября 2008 г. N 17070 (далее - Положение N 17070), требует актуализации в части установления требований к содержанию и структуре направляемого Представительствами полугодового плана, требований к отражению в годовых отчетах конкретных качественных и количественных показателей результатов деятельности Представительств, а также учета в структуре годового отчета всех реализуемых Представительствами функций;
отсутствуют требования к отражению в годовых отчетах конкретных качественных и количественных показателей результатов деятельности Представительств, что затрудняет оценку их работы;
2) отсутствует порядок организации и взаимодействия МИДа России и его Представительств с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными неправительственными организациями при осуществлении ими международных связей, а также иностранными дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, международными организациями и их представительствами на территории Российской Федерации в соответствии с задачами Представительств, предусмотренными разделом 2 Положения о территориальном органе - представительстве Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного приказом МИДа России от 22 ноября 2011 г. N 21341 (далее - Положение N 21341);
3) пункт 6 Положения N 21341, предусматривающий перечень задач, возложенных на Представительства, не учитывает выполняемых Представительствами функций по оказанию ими государственных услуг.
4. Состав и значения целевых показателей (индикаторов) основного мероприятия Государственной программы Российской Федерации "Внешнеполитическая деятельность"*(1) (далее - Госпрограмма) - обеспечение реализации подпрограммы "Осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию международных отношений" (1.12) подпрограммы 1 "Осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации", в рамках которого начиная с 2013 года осуществляется финансовое обеспечение деятельности Представительств, являются недостаточными для обеспечения полноценной оценки степени достижения ее целей и решения задач.
Так, достижение целей и решение задач указанного основного мероприятия характеризуется 12*(2) основными целевыми показателями (индикаторами), при этом только 1*(3) из них косвенно может применяться к оценке деятельности Представительств.
Кроме того, показатели, характеризующие достижение ожидаемых результатов при реализации указанного основного мероприятия, отражают количественные изменения и не позволяют оценить качественный уровень проводимой Представительствами работы, а также получаемый эффект от реализации ими данного основного мероприятия Госпрограммы.
Плановые значения показателей (индикаторов) не зависят от параметров ресурсного обеспечения основного мероприятия подпрограммы 1. Отсутствует взаимосвязь между изменением параметров ресурсного обеспечения основного мероприятия и изменением значений целевых показателей (индикаторов).
5. Проверка показала ряд системных нарушений МИДом России Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации и территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, утвержденного приказом МИД России от 17 октября 2013 г. N 19361 (далее - Порядок):
1) в нарушение пункта 10 Порядка последние изменения в сметы расходов (далее - уточненная смета) на 2013 год по 33 Представительствам на общую сумму 339 084,2 тыс. рублей утверждены Валютно-финансовым департаментом МИДа России (далее - ВФД МИД России) 27 декабря 2013 года, на 2014 год по 34 Представительствам*(4) на общую сумму 350 515,8 тыс. рублей - 29 декабря 2014 года, на 2015 год по 30 Представительствам*(5) на общую сумму 428 655,5 тыс. рублей - 31 декабря 2015 года, т.е. позднее установленного Порядком срока;
2) в нарушение пункта 10 Порядка представленные изменения в сметы расходов Представительств не соответствовали форме, установленной в Приложении N 4 к Порядку. Изменения в сметы расходов по форме Приложения N 4 к Порядку представлены в ВФД МИД России только 3*(6) Представительствами из 36 в 2013 году, в 2014 году - 3*(7) из 37, в 2015 году - 7*(8) из 37, в 2016 году - 10*(9) Представительствами из 37.
При этом проверка показала факты несоответствия дат утверждения смет расходов ВФД МИДа России и дат их направления Представительствами в ВФД МИДа России.
Так, Представительством в г. Калининграде уточненная смета на 2014 год на сумму 18 103,4 тыс. рублей направлена на утверждение в ВФД МИДа России письмом от 26 января 2015 г. N 113; уточненная смета расходов на 2015 год на сумму 21 754,3 тыс. рублей - письмом от 3 февраля 2016 г. N 207. При этом даты утверждения ВФД МИДа России на документах - 29 декабря 2014 года и 31 декабря 2015 года соответственно (т.е. более ранние, чем даты отправки смет Представительством).
Представительством в г. Пскове уточненная смета на 2014 год на сумму 5 546,1 тыс. рублей направлена на утверждение в ВФД МИДа России письмом от 26 января 2015 г. N 36; на 2015 год на сумму 8 637,6 тыс. рублей - письмом от 12 января 2016 г. N 7. При этом даты утверждения смет ВФД МИДа России - 29 декабря 2014 года и 31 декабря 2015 года соответственно (т.е. более ранние, чем даты отправки смет Представительством).
Представительством в г. Ростове-на-Дону уточненная смета расходов на 2014 год на сумму 11 410,1 тыс. рублей подготовлена и направлена на утверждение в ВФД МИДа России письмом от 15 января 2015 г. N 27; уточненная смета расходов на 2015 год на сумму 12 780,5 тыс. рублей - письмом от 22 января 2016 г. N 36. При этом даты утверждения ВФД МИДа России на документах - 29 декабря 2014 года и 31 декабря 2015 года соответственно (т.е. более ранние, чем даты отправки смет Представительством).
В соответствии со статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств предусмотрена административная ответственность*(10).
6. В отсутствие должного контроля со стороны МИДа России надлежащее завершение процедуры передачи имущества (недвижимого и движимого) из оперативного управления МИДа России и закрепления его на праве оперативного управления за Представительствами, а также внесение информации в реестр федерального имущества не обеспечено.
Кроме того, проверка показала, что МИД России полной информацией о проведении Представительствами процедуры переоформления права оперативного управления и об учете в реестре федерального имущества сведений о правах Представительств на объекты имущества не располагает.
Проверка показала следующие нарушения и недостатки, допущенные как Представительствами, так и МИДом России, при использовании движимого и недвижимого имущества.
1) В отсутствие должного контроля со стороны МИДа России*(11) до настоящего времени (более двух лет) процедура переоформления права оперативного управления на недвижимое имущество, переданное МИДом России Представительствам в г. Владивостоке, г. Воронеже, г. Калининграде, г. Махачкале, г. Пскове, г. Санкт-Петербурге, г. Хабаровске (как вновь образованным казенным учреждениям) не завершена. Не выполнены требования распоряжений территориальных управлений Росимущества*(12) (далее - ТУ Росимущества) о закреплении за Представительствами недвижимого имущества, по оформлению государственной регистрации права оперативного управления на федеральное недвижимое имущество*(13), оформлению земельно-правовых отношений*(14), оформлению охранных обязательств на административные здания, являющиеся объектами культурного наследия*(15).
За указанные нарушения предусмотрена административная ответственность по части 2 ст. 7.24 КоАП РФ*(16).
МИДом России в нарушение статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пункта 2.3 распоряжения ТУ Росимущества от 25 июня 2009 г. N 618-р "О закреплении имущества на праве оперативного управления за МИДом России" не обеспечена государственная регистрация права на земельный участок под административным зданием по адресу г. Владивосток, ул. Пушкинская, д. 25-а. В нарушение пункта 19 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 (далее - Положение об учете федерального имущества), МИДом России сведения об указанном земельном участке в систему учета для внесения в реестр федерального имущества не направлялись.
2) Контрольным мероприятием установлено несоответствие сведений, содержащихся в реестре федерального имущества по объектам недвижимого имущества, закрепленным на праве оперативного управления за МИДом России, с фактическими данными*(17):
а) в реестре федерального имущества площадь нежилого помещения, расположенного по адресу г. Воронеж, пр-т Революции, 21, учтена в размере 212,1 кв.м. при его фактической площади 121,1 кв.м. Кроме того в реестре федерального имущества данный объект учтен по стоимости 456 148,3 тыс. рублей, тогда как согласно данным бухгалтерского учета стоимость объекта составляет 456,2 тыс. рублей;
б) балансовая стоимость нежилого помещения (часть 1-го этажа и часть подвального помещения трехэтажного здания, расположенного по адресу г. Калининград, ул. Кирова, д. 17, общей площадью 725,2 кв. м., занимаемые под офис Представительством) учтена в реестре федерального имущества в размере 2 848,4 тыс. рублей, здания гаража (расположенного по адресу; г. Калининград, ул. Кирова, д. 17, общей площадью 49,8 кв. м.) - 139,2 тыс. рублей, тогда так согласно данным бухгалтерского учета первоначальная стоимость указанных помещений составляет 5 554,3 тыс. рублей и 271,5 тыс. рублей соответственно;
в) в реестре федерального имущества однокомнатная квартира, расположенная по адресу г. Санкт-Петербург, Светлановский пр-т, д. 107, корп. 2, лит. А, кв. 56, значится по первоначальной стоимости 592,5 тыс. рублей, при этом согласно данным бухгалтерского учета стоимость объекта составляет 1 012,2 тыс. рублей;
г) в реестре федерального имущества земельный участок под административным зданием Представительства МИД России в г. Пскове, расположенный по адресу г. Псков, Октябрьский пр-т, д. 23-б, площадью 804,0 кв. м. значится по стоимости 0,0 рублей, при этом согласно данным бухгалтерского учета стоимость его составляет 3 307,0 тыс. рублей.
3) В нарушение пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432, в соответствии с которым полномочиями по закреплению находящегося в федеральной собственности имущества в оперативное управление федеральных государственных учреждений наделено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, МИДом России своими распоряжениями осуществлена передача в оперативное управление движимого имущества Представительствам.
Так, в соответствии с распоряжением МИДа России от 6 февраля 2015 г. N 4527/гс и актом приема-передачи от 6 февраля 2015 г. N 24 передано в оперативное управление Представительству МИД России в г. Воронеже движимое имущество, в том числе 1 автомобиль; в соответствии с распоряжением МИДа России от 6 февраля 2015 г. N 4531/ГС переданы в оперативное управление Представительству МИДа России в г. Владивостоке 4 автотранспортных средства, в соответствии с распоряжением МИДа России от 25 мая 2016 г. N 07-13/4-327 передано движимое имущество, в том числе 1 транспортное средство, в оперативное управление Представительству МИДа России в г. Архангельске. Согласно распоряжению МИДа России от 6 февраля 2015 г. N 4537/ГС объект движимого имущества - автомобиль "Toyota Camry" передан в оперативное управление Представительству МИДа России в г. Красноярске.
Единственный случаи согласования передачи движимого имущества с ТУ Росимущества (распоряжение ТУ Росимущества в г. Москве от 22 сентября 2015 г. N 1076) - принятие решения о закреплении на праве оперативного управления федерального движимого имущества за Представительством МИДа России в г. Екатеринбурге.
4) В нарушение пункта 19 Положения об учете федерального имущества сведения по 2-м автотранспортным средствам Представительства в г. Калининграде, 4-м автотранспортным средствам Представительства в г. Санкт-Петербурге*(18), по 1 автомобилю Представительства в г. Владивостоке, по 1 автомобилю в г. Пскове*(19) в систему учета для внесения в реестр федерального имущества не направлялись.
За вышеуказанные нарушения предусмотрена административная ответственность по ст. 19.7.12 КоАП РФ*(20).
7. МИДом России ежегодно для каждого представительства утверждался лимит автотранспорта. При этом отдельными Представительствами установленный лимит не соблюдался.
Так, в Представительствах в г. Улан-Удэ, г. Минеральные воды, г. Петрозаводске, Петропавловске-Камчатском числятся по два автомобиля при установленном МИДом России лимите в количестве 1 транспортного средства, в Представительстве в г. Ростове-на-Дону - 5 автотранспортных средств при установленном МИДом России лимите в количестве 4 транспортных средств, в Представительстве в г. Санкт-Петербурге - 19 автотранспортных средств при установленном МИДом России лимите в количестве 13 транспортных средств. Таким образом, общее количество транспортных средств, используемых Представительствами сверх установленного лимита, составило 11 автотранспортных средств, что может свидетельствовать о неэффективных расходах федерального бюджета на их содержание в размере 304,4 тыс. рублей (расчетно).
При этом устанавливаемый лимит автотранспорта доводился ВФД МИДа России до Представительств несвоевременно, а также не учитывался при планировании расходов. Так, Представительству в г. Сочи доведен установленный лимит автотранспорта на 2012 год только в марте 2012 года*(21) и на 2015 год только в сентябре 2015 года*(22); Представительству в г. Улан-Удэ доведен лимит автотранспорта на 2015 год в августе 2015 года*(23), при этом лимит автотранспорта на 2013 -2014 годы не доводился; Представительству в г. Екатеринбурге лимит автотранспорта на 2015 год доведен в сентябре 2015 года*(24), при этом на 2013, 2014 годы лимит не доводился.
Таким образом, деятельность МИДа России по установлению и доведению лимита автотранспортных средств Представительствам, а также по контролю за его соблюдением носит ненадлежащий характер.
8. Анализ проведенного ведомственного контроля МИДом России в сфере закупок в 2015 году и истекшем периоде 2016 года свидетельствует о его недостаточности: проверками ежегодно охвачено только 2,7% Представительств, большинство нарушений, выявленных Счетной палатой Российской Федерации, МИДом России не обнаружено.
Так, проверкой установлены нарушения и недостатки при применении Представительствами Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы осуществления государственных закупок:
1) в нарушение пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации Представительством в г. Ростове-на-Дону заключен государственный контракт от 3 декабря 2013 г. N 1 стоимостью 1 596,6 тыс. рублей на поставку автомобиля в отсутствие доведенных лимитов бюджетных обязательств, за что предусмотрена административная ответственность по статье 15.15.10 КоАП РФ;
2) в нарушение пункта 5 Порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденного совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 27 декабря 2011 года N 761/20н, в проверенном периоде установлено 22 факта не размещения Представительствами в единой информационной системе (до её введения - на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг) (далее - ЕИС) планов - графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Представительств, а также 39 фактов их размещения Представительствами с нарушением установленного срока;
3) в нарушение части 1 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ не соблюдены требования к объему закупок (15%) у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в 2014 году - 6 Представительствами, в 2015 году - 3 Представительствами;
4) в нарушение части 4 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ отчеты об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - отчеты) за 2014 год 3 Представительствами МИД России, а за 2015 год - 12 Представительствами не размещены в ЕИС;
5) в нарушение части 4 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ позднее установленного срока (до 1 апреля) размещены отчеты в ЕИС: за 2014 год - 3 Представительствами, за 2015 год - 2 Представительствами;
6) в нарушение пункта 3 Правил подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2015 г. N 238, 5 представительствами за 2014 год и Представительством в г. Грозном за 2015 год размещены отчеты в ЕИС не по установленной форме;
7) в нарушение части 3 статьи 103 Федерального закона N 44-ФЗ 5 Представительствами направлялась информация о заключении или исполнении 9 государственных контрактов в органы Федерального казначейства с позднее установленного срока (три рабочих дня);
8) в нарушение части 9 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ 7 Представительствами не размещены в ЕИС итоговые отчеты об исполнении 13 государственных контрактов;
9) в нарушение подпунктов "д" - "з" пункта 2 Требований к заполнению формы отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, являющихся приложением к Правилам подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2015 г. N 238, Представительствами в г. Астрахани и г. Владивостоке размещены в ЕИС отчеты за 2014 год, в которых заполнены не все позиции;
10) в нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ Представительством в г. Владивостоке в 2 документациях об электронных аукционах не указаны конкретные даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе;
11) в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ Представительством в Хабаровске в две документации об электронных аукционах не включены обоснования начальной (максимальной) цены контракта;
12) в нарушение пункта 5 части 3 статьи 49 и пункта 8 части 1 статьи 50 Федерального закона N 44-ФЗ Представительством в г. Новосибирске в конкурсной документации, а также в извещении о проведении 2 открытых конкурсов не указана информация о языке или языках, на которых предоставляется конкурсная документация, а также конкретные даты начала и окончания срока предоставления участникам открытых конкурсов разъяснений положений документации об открытых конкурсах;
13) Представительством в г. Ростове-на-Дону в нарушение части 8 статьи 78 Федерального закона N 44-ФЗ в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 14 марта 2016 г. N 1 не указана информация о причинах отклонения одной заявки на участие;
14) в нарушение частей 4 и 5 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ Представительствами МИДа России в г. Махачкале и г. Новосибирске в трех государственных контрактах не указаны положения о размерах штрафа и пени за ненадлежащее их исполнение;
15) в нарушение пункта 1 части 1 статьи 73 Федерального закона N 44-ФЗ Представительствами в г. Махачкале и в г. Новосибирске в трех извещениях о проведении запроса котировок не содержатся обоснования начальной максимальной цены государственного контракта;
16) в нарушение пункта 3 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1093, Представительством в г. Калининграде размещены в ЕИС с нарушением установленного срока 5 отчетов об исполнении государственных контрактов;
17) в нарушение пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ Представительством в г. Ростове-на-Дону в 2014 году превышен лимит осуществления закупок путем заключения договоров с единственным поставщиком.
За вышеуказанные нарушения предусмотрена административная ответственность по статьям 7.30, 7.31 КоАП РФ;
18) в нарушение пунктов 3, 6 статьи 42 и пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона N 44-ФЗ Представительством в г. Калининграде в 15 извещениях о проведении электронных аукционов не указана информация о порядке подачи заявок, порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, а также требованиях, предъявляемых к участникам аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона;
19) выявлены 23 случая в 2015 году и 6 случаев в 2016 году нарушений Представительствами срока предоставления сведений о принятом бюджетном обязательстве в Федеральное казначейство, что является нарушением пункта 2.1 Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 19 сентября 2008 г. N 98н, и пункта 8 Порядка учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 30 декабря 2015 г. N 221н.
Указанные нарушения содержат признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.15.6 КоАП РФ;
20) неиспользование большинством Представительств конкурентных способов определения исполнителей государственных контрактов создает резервы сокращения расходов федерального бюджета.
9. Проверкой установлены нарушения при организации и ведении бухгалтерского учета Представительств, которые внутренним финансовым контролем (аудитом) МИДа России не устанавливались, что свидетельствует о формальном подходе к его организации:
1) в нарушение пунктов 34 и 36 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных - академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция 157н), в Представительстве МИДа России в г. Калининграде установлено завышение на 5 825,82 тыс. рублей или 74,4% показателя бюджетной отчетности в части отражения стоимости основных средств за 2014 и 2015 годы и некассовых операций за 2014 год на сумму 804,8 тыс. рублей.
Данные нарушения содержат признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.15.6 КоАП РФ;
2) в нарушение статьи 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, пункта 1.5 Методических указаний по инвентаризации части имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49, Представительствами МИДа России в г. Калининграде и г. Ростове-на-Дону перед составлением годовой бюджетной отчетности в 2013 - 2015 годах инвентаризация активов и обязательств в установленном порядке не проводилась;
3) в нарушение статьи 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 6 Инструкции N 157н учетная политика Представительства МИДа России в г. Ростове-на-Дону на 2014, 2015, 2016 годы не разрабатывалась. Учетная политика Представительства на 2013 год не раскрывает порядка ведения учета на забалансовых счетах, в том числе порядок учета бланков строгой отчетности;
4) в нарушение пункта 17 приказа Минтранса Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" в отдельных Представительствах отсутствовали журналы регистрации путевых листов, а также допускалось ненадлежащее оформление путевых листов.
10. В нарушение пункта 45 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного' внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, Положением об осуществлении Министерством иностранных дел Российской Федерации внутреннего финансового аудита, утвержденным приказом МИД России от 9 декабря 2015 г. N 23054, предусмотрено и фактически осуществляется проведение аудиторских проверок Представительств одним проверяющим МИД России.
11. Разработанный МИДом России во исполнение статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574 "Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации" проект методики прогнозирования поступлений доходов, администрируемых Министерством иностранных дел Российской Федерации в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, закрепляет планирование доходов на основе фактического их поступления за предыдущий период с учетом показателей прогноза социально-экономического развития, порядок применения которого указанным проектом не определен.
12. В нарушение положений действующих административных регламентов, предусматривающих порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством предоставления государственной услуги, контроль полноты и качества предоставления Представительствами государственных услуг МИДом России не осуществлялся.
13. МИД России в соответствии с подпунктом 26.4 пункта 6 Положения о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 865, выдает в установленном порядке и в пределах своей компетенции визы. Представительства осуществляют указанную деятельность по указанию Консульского департамента МИДа России.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" данная деятельность по своему содержанию является государственной услугой.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 12 указанного Федерального закона предоставление государственных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Приказом МИД России от 9 июня 2012 г. N 8912 утвержден Административный регламент Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз иностранных граждан и лиц без гражданства, который утратил силу в связи с изданием приказа МИДа России от 28 августа 2014 г. N 16057.
В 2012 году на основании обращения МИД России в связи с тем, что "столь деликатная сфера деятельности МИД России, как выдача виз, не может быть предметом регулирования в контексте предоставления государственных услуг", Минэкономразвития России в своем письме от 27 сентября 2012 г. N Д09и-1654 сообщило об исключении государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз иностранных граждан и лиц без гражданства из перечня государственных функций и услуг федеральных органов исполнительной власти, для которых должны быть разработаны административные регламенты и информация о которых должна быть размещена в федеральном реестре государственных услуг (функций).
По информации МИД России данная государственная услуга в настоящее время регулируется Положением об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 г. N 335.
При этом предусмотренный пунктом 87 указанного Положения порядок организации данной деятельности, определенный МИДом России, отсутствует.
Таким образом, в нарушение части 1 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", начиная с 8 сентября 2014 года по настоящее время предоставление Представительствами государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз осуществляется в отсутствие соответствующего административного регламента, утвержденного МИДом России.
В нарушение части 1 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" деятельность Представительства в г. Калининграде по выдаче краткосрочных туристических виз (до 72 часов) иностранным гражданам и лицам без гражданства в проверенном периоде осуществлялась в отсутствие утвержденного МИДом России административного регламента.
В нарушение части 2 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" стоимость оказания услуги законодательством о налогах и сборах не установлена, и определена МИДом России в размере 35 долларов США.
Указанное нарушение содержит признаки правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.63 КоАП РФ.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счётной палате Российской Федерации" Министерству иностранных дел Российской Федерации необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1) обеспечить проведение аттестации должностных лиц Представительств МИДа России в соответствии с частью 4 статьи 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
2) рассмотреть вопрос об актуализации Положения N 17070 в части:
установления требований к содержанию и структуре направляемых Представительствами полугодовых планов работы;
установления требований к отражению в годовых отчетах конкретных качественных и количественных показателей результатов деятельности Представительств для полноценной оценки их работы;
указания в структуре годового отчета всех функций, реализуемых Представительствами в соответствии с Положением N 21341;
3) определить порядок организации и взаимодействия МИД России и его Представительств с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными неправительственными организациями при осуществлении ими международных связей, а также иностранными дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, международными организациями и их представительствами на территории Российской Федерации, предусмотренный разделом 2 Положения N 21341;
4) рассмотреть вопрос о внесении изменения в Положение о N 21341, предусмотрев осуществляемые Представительствами функции по оказанию государственных услуг;
5) привести Положение об осуществлении Министерством иностранных дел Российской Федерации внутреннего финансового аудита, утвержденное приказом МИДа России от 9 декабря 2015 г. N 23054, в соответствие с пунктом 45 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193;
6) определить порядок применения показателей прогноза социально-экономического развития в соответствии с методикой прогнозирования поступлений доходов, администрируемых Министерством иностранных дел Российской Федерации, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
7) подготовить план проверок Представительств на 2017 год с целью контроля полноты и качества предоставления Представительствами государственных услуг в соответствии с положениями действующих административных регламентов, предусматривающих порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством предоставления государственной услуги;
8) направить в систему учета для внесения в реестр федерального имущества актуальные сведения о стоимости и площадях объектов недвижимого имущества, находящихся на праве оперативного управления МИДа России, как это предусмотрено Положением об учете федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447;
9) разработать административный регламент предоставления государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз иностранных граждан и лиц без гражданства, а также по выдаче краткосрочных туристических виз (до 72 часов) иностранным гражданам и лицам без гражданства;
10) рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших вышеуказанные нарушения.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 30 сентября 2016 г. N 51К (1126).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Министру иностранных дел Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 1 февраля 2017 года.
Аудитор |
А.И. Жданьков |
_____________________________
*(1) Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2013 г. N 386-р, новая редакция утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 325-10.
*(2) Показатель 1 "Количество государств, с которыми Российская Федерация поддерживает дипломатические и консульские отношения", показатель 2 "Объем консульских действий, связанных с обслуживанием российских граждан", показатель 3 "Объем консульских действий, связанных с обслуживанием иностранных граждан", показатель 4 "Количество международных и межгосударственных организаций и объединений, через взаимодействие в рамках которых реализуется государственная политика Российской Федерации в сфере международных отношений и в бюджет которых осуществляются платежи (взносы) ответственными исполнителями (соисполнителями) государственной программы", Показатель 5 "Полнота исполнения расходных обязательств Российской Федерации, принятых в целях реализации межгосударственных договоров и подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета", Показатель 6 "Доля стран, в которых осуществляется деятельность Россотрудничества в общем числе стран мира". Показатель 1.1 "Количество дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации", Показатель 1.2 "Количество государств, в отношениях с которыми на взаимной основе установлен безвизовый режим, в том числе для владельцев дипломатических и служебных паспортов", Показатель 1.3 "Количество государств, в отношениях с которыми установлен на взаимной основе порядок выдачи виз в упрощенном режиме", Показатель 1.4 "Количество стран, в которых проводятся мероприятия по уходу за российскими/советскими воинскими захоронениями", Показатель 1.5 "Количество исполненных запросов российских предпринимательских и других структур", Показатель 1.6 "Количество общественно-политических и культурно-массовых мероприятий с участием соотечественников".
*(3) Показатель 2 "Объем консульских действий, связанных с обслуживанием российских граждан".
*(4) Без учета внесенных изменений в течение года Представительствами в г. Астрахани (8 420,9 тыс. рублей), Мурманске (14 626,4 тыс. рублей), Иркутске (11 598,9 тыс. рублей).
*(5) Без учета Представительств в г. Астрахани (10 911,1 тыс. рублей), Мурманске (21 324,75 тыс. рублей), Йошкар-Оле (6 073,9 тыс. рублей), Краснодаре (15 045,8 тыс. рублей), Барнауле (11 446,2 тыс. рублей), Пскове (8 637,63 тыс. рублей), Иркутске (12 728,1 тыс. рублей).
*(6) В г. Пскове (за 2, 3 и 4 кварталы 2013 года), г. Иркутске (за 3 и 4 кварталы 2013 года), г. Мурманске (2 и 4 кварталы 2013 года).
*(7) В г. Астрахани (за 2, 3 и 4 кварталы 2014 года), г. Мурманске (2, 3, 4 кварталы 2014 года), Иркутске (4 квартал 2014 года).
*(8) В г. Астрахани (за 3 квартал 2015 года), г. Мурманске (за 3, 4 кварталы 2015 года) и г. Йошкар-Оле (1, 2, 3, 4 кварталы 2015 года), г. Краснодаре (1, 3, 4 кварталы 2015 года), г. Барнауле (2, 4 кварталы 2015 года), г. Пскове (2, 3, 4 кварталы 2015 года), г. Иркутске (1, 2, 4 кварталы 2015 года).
*(9) В г. Мурманске (1 кв. 2016 года), г. Астрахани (1 кв. 2016 г.), г. Благовещенске (1 кв. 2016 г.), г. Владивостоке (2 кв. 2016 г.), г. Краснодаре (1, 2 кв. 2016 г.), г. Новосибирске (2 кв. 2016 г.), г. Санкт-Петербурге (1, 2 кв. 2016 г.), г. Симферополе (1, 2 кв. 2016 г.), Южно-Сахалинске (2 кв. 2016 г.), г. Сочи (3 кв. 2016 г.).
*(10) Оформлено 8 протоколов об административных правонарушениях.
*(11) Пунктом 14 Положения N 21341 финансово-хозяйственная деятельность Представительства осуществляется по согласованию с МИД России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
*(12) Распоряжения ТУ Росимущества по г. Москве от 21 октября 2014 г. N 939, от 29 августа 2014 г. N 771, от 26 мая 2015 г. N 524, от 19 ноября 2014 г. N 1042, от 23 сентября 2014 г. N 850, от 29 сентября 2014 г. N 867, распоряжение ТУ Росимущества в Республике Дагестан от 18 февраля 2016 г. N 61-р.
*(13) Представительствами в г. Владивостоке, в г. Воронеже, г. Калининграде, г. Пскове, г. Санкт-Петербурге, г. Хабаровске.
*(14) Представительства в г. Владивостоке, Махачкале, Калининграде, Пскове.
*(15) Представительства в г. Владивостоке, г. Пскове.
*(16) В соответствии с частью 1 статьи 28.4 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.24 КоАП РФ, составляются прокурором.
*(17) Первоначальная стоимость и площадь объекта, указанные в первичных документах на момент принятия объекта к учету (свидетельство о регистрации права, кадастровый паспорт, технический паспорт, акт приема-передачи и прочие документы).
*(18) 1 автомобиль Форд Фокус, 2 автомобиля Тойота Камри.
*(19) Автомобиль Рено Флюенс.
*(20) В соответствии с пунктом 71 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.7.12 КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных в области приватизации и управления государственных имуществом.
*(21) Письмо ВФД МИДа России от 27 марта 2012 г. N вф-1463.
*(22) Письмо ВФД МИДа России от 24 сентября 20F5 г. N 4658.
*(23) Письмо ВФД МИДа России от 24 августа 2015 г. N вф-4658,
*(24) Письмо ВФД МИДа России от 30 сентября 2015 года N б/н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 13 октября 2016 г. N ПР 04-247/04-02
Текст представления официально опубликован не был