Представление Счетной палаты РФ от 28 октября 2016 г. N ПР 11-263/11-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка законности и эффективности расходования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2014-2015 годах и истекшем периоде 2016 года" в Администрации Кемеровской области, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Кемеровской области от 27 декабря 2012 г. N 134-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на орган исполнительной власти отраслевой компетенции, осуществляющий управление в сфере образования, в целях осуществления контроля за исполнением государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), возложена функция по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) на уровне субъекта Российской Федерации с разбивкой по каждому муниципальному образованию (городскому округу, муниципальному району).
В то же время, согласно пункту 4.1.60 Положения о департаменте образования и науки Кемеровской области, утвержденного постановлением коллегии Администрации Кемеровской области от 5 февраля 2007 г. N 12 (далее - положение о департаменте), указанный департамент является уполномоченным органом по координации и контролю за действиями органов местного самоуправления Кемеровской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. При этом функция по формированию списка ни в положении о департаменте, ни в положениях о его структурных подразделениях не закреплена. Контроль за качеством формирования списка на структурные подразделения департамента не возложен.
2. Результаты проверки показали, что почти в 27% проверенных учетных дел в Кемеровской области состав документов не соответствует установленному законодательством субъекта Российской Федерации перечню.
Так, по данным паспорта, ребенок-сирота Дойникова С.Ш. зарегистрирована в жилом доме в 2010 году. Выписка из лицевого счета, выданная МУП "Информационный расчетно-кассовый центр" в апреле 2015 года, содержит информацию о том, что в жилом помещении зарегистрированы три человека, в том числе и ребенок-сирота. В справке филиала N 26 БТИ г. Междуреченска ГП "Центр технической инвентаризации Кемеровской области" от 14 ноября 2014 года указано, что жилое помещение на учете не значится. В справке территориального управления администрации городского округа от 10 июня 2015 года сообщается, что дом снесен по причине ветхости более 10 лет назад. Акт обследования жилого помещения в учетном деле отсутствует. Меры по выяснению фактического наличия или отсутствия указанного дома не приняты.
В учетных делах Лукашевского А.А., Сапрыгиной А.В. и Фоменко П.В. отсутствуют документы об установлении факта невозможности их проживания в жилых помещениях нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
3. В ходе проверки установлено, что контроль за формированием списков в Кемеровской области должным образом не осуществляется.
3.1. В марте 2016 года с ребенком-сиротой Заскиным A.M. заключен договор найма специализированного жилого помещения, в связи с чем в августе 2016 года он был исключен из списка Новокузнецкого городского округа. В то же время в ходе проверки установлено, что по состоянию на - июля 2016 года ребенок-сирота включен в муниципальный список в г. Киселевске. По информации органа местного самоуправления г. Киселевска, местонахождение ребенка-сироты им неизвестно, принятые меры по его розыску результата не дали. Из муниципального списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями г. Киселевска, он не исключен.
3.2. В нарушение пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в муниципальных органах Кемеровской области по состоянию на 1 января 2015 года выявлено - детей-сирот, не достигших возраста 14 лет, а по состоянию на 1 июля 2016 года - 11 детей-сирот. В муниципальных списках значатся дети-сироты 2005, 2007 и 2009 года рождения.
4. В нарушение статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены случаи заключения договоров специализированного жилищного найма с детьми-сиротами до получения свидетельства о государственной регистрации права собственности на вновь создаваемое жилое помещение.
Так, договор N 198 на жилое помещение, расположенное по адресу г. Междуреченск, ул. Кузнецкая, 50а-66, заключен 7 декабря 2015 года, тогда как право собственности муниципального образования на указанное жилое помещение зарегистрировано 18 января 2016 года (свидетельство N 087776), договор N 209 на жилое помещение, расположенное по адресу г. Междуреченск, ул. Кузнецкая, 50а-48, заключен 25 декабря 2015 года, при этом свидетельство о государственной регистрации права собственности муниципального образования от 18 января 2016 года (N 087768), договор N 1 на жилое помещение, расположенное по адресу с. Ягуново, ул. Новая, 19-22, заключен 24 октября 2014 года, свидетельство о государственной регистрации права собственности муниципального образования от 23 января 2015 года (N42АД 949638), договор N 43 на жилое помещение, расположенное по адресу п. Новостройка, ул. Больничная, д.1а-23, заключен 29 августа 2016 года, свидетельство о государственной регистрации права собственности муниципального образования на момент проверки (сентябрь 2016 года) отсутствовало.
5. Установлены нарушения законодательства в сфере закупок.
5.1. В нарушение пункта 2 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. N 544/18н (далее - Особенности размещения N 544/18н), а также пункта 5 Порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденного совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 27 декабря 2011 г. N 761/20н (далее - Порядок N 761/20н), план-график закупок на 2014 год Администрацией Калтанского городского округа на официальном сайте www.zakupki.gov.ru не размещен.
5.2. Администрацией Калтанского городского округа Кемеровской области по результатам аукциона в электронной форме (извещение от 3 декабря 2014 г. N 0139300001414001567.) с ООО "Инвестиционно-строительная компания" заключен муниципальный контракт от 15 декабря 2014 года N 2014.323228, предметом которого является внесение инвестиций на строительство квартир для детей-сирот в объеме 1 825,2 тыс. рублей.
Дополнительным соглашением к контракту от 1 ноября 2015 г. изменены хозяйственные условия контракта - срок завершения строительства перенесен с 1 ноября 2015 года на 26 декабря 2016 года.
В нарушение пункта 9 Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2015 году, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 г. N 198, (действовали до 1 января 2016 года), при изменении по соглашению сторон срока исполнения контракта расчет и обоснование изменений условий контракта не оформлены надлежащим образом. Кроме того, в нарушение пункта 11 указанных Правил изменение срока действия контракта произведено за пределами 2015 года. На момент проведения проверки обязательства по контракту не исполнены.
6. В нарушение Порядка представления отчета об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником софинансирования которых являются субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также о достижении значений показателей результативности использования указанных субсидий, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14 апреля 2015 г. N 400, в отчете за 2015 год не указан остаток субсидии за 2014 год, возвращенный в федеральный бюджет, объем поступившей субсидии в 2015 году отражен без учета остатка субсидии за 2014 год, потребность в расходовании которого подтверждена. Данные недостатки привели к недостоверной информации об остатке субсидии на конец 2015 года.
7. Несмотря на то, что результативность расходования субсидии за 2015 год в Кемеровской области, согласно отчету, составила более 100%, в ходе проверки установлено, что 15 муниципальным образованиям (г. Кемерово, г. Новокузнецк, Анжеро-Судженский, Беловский, Калтанский, Прокопьевский, Тайгинский городские округа, Беловский, Крапивинский, Ленинск-Кузнецкий, Мариинский, Новокузнецкий, Промышленновский, Топкинский и Яйский муниципальные районы) не удалось обеспечить достижение значений показателей результативности, установленных соглашениями о предоставлении субвенций из областного бюджета, заключенными между Департаментом образования и науки Кемеровской области и администрациями муниципальных образований. Расходы без достижения показателя результативности предоставления субвенций за счет субсидии федерального бюджета составили 241 341,8 тыс. рублей, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении уполномоченными органами местного самоуправления переданных Законом Кемеровской области от 14 ноября 2005 г. N. 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также иных категорий граждан" полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
В соответствии с соглашениями указанные муниципальные образования должны были обеспечить жилыми помещениями 562 детей-сирот, фактически предоставлено 208 жилых помещений. Так, например, плановое значение показателя результативности в соглашении с администрацией Калтанского городского округа составляло 11 единиц, фактически в 2015 году ни одно помещение не предоставлено. По соглашению с администрацией Мариинского муниципального района показатель результативности составлял 46 жилых помещений, фактически предоставлено 1 помещение.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Администрации Кемеровской области необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1) привести Положение о департаменте образования и науки Кемеровской области, утвержденное постановлением коллегии Администрации Кемеровской области от 5 февраля 2007 г. N 12, в соответствие с пунктом 2 статьи 3 Закона Кемеровской области от 27 декабря 2012 г. N 134-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части формирования списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на уровне субъекта Российской Федерации;
2) принять меры по получению документов, необходимых для принятия решения о включении в список детей-сирот Дойниковой С.Ш., Лукашевского А.А., Сапрыгиной А.В. и Фоменко П.В.;
3) провести выверку единого списка Кемеровской области и списков, сформированных органами местного самоуправления, в целях устранения несоответствия данных о численности детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, исключения двойного учета детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, и исключения из списков детей-сирот, не достигших возраста 14 лет;
4) принять меры в целях обеспечения регистрации права собственности муниципального образования в отношении жилого помещения, расположенного по адресу п. Новостройка, ул. Больничная, д. 1а-23, предоставленного ребенку-сироте на основании договора найма специализированного жилого помещения от 29 августа 2016 года N 43;
5) принять меры по корректировке отчета об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником софинансирования которых являются субсидии из федерального бюджета бюджету Кемеровской области на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений за 2015 год.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 19 октября 2016 г. N 53К(1128).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Губернатору Кемеровской области или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 30 апреля 2017 года.
Аудитор |
В.С. Катренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 28 октября 2016 г. N ПР 11-263/11-04
Текст представления официально опубликован не был