Обсудив вопросы, связанные с формированием концепции федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Несмотря на сохранение экономических санкций в отношении России и низких цен на нефть, формирование бюджетных проектировок на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов будет происходить в более благоприятных условиях по сравнению с 2016 годом. Наметились позитивные тенденции в российской экономике, удалось достичь самого низкого показателя уровня инфляции за последние 20 лет, снизилась волатильность валютного курса.
Однако остаются нерешенными задачи, связанные с обеспечением макроэкономической стабильности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации из-за высокой зависимости российской экономики от конъюнктуры мировых цен на нефть и газ.
Налоговая политика Российской Федерации в 2018-2020 годах должна формироваться с учетом сохранения текущей налоговой нагрузки при одновременном повышении эффективности налогового администрирования. Правительству Российской Федерации необходимо предусмотреть меры по повышению собираемости налогов и сборов, что позволит увеличить поступление доходов в бюджетную систему Российской Федерации.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации считает, что усиление борьбы с нелегальным производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также табачной продукции значительно увеличит доходы консолидированного бюджета Российской Федерации.
Сближение ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию в государствах - членах Евразийского экономического союза приведет к сокращению ее нелегального ввоза на территорию Российской Федерации с территорий других государств - членов Евразийского экономического союза и поддержит отечественного товаропроизводителя.
Важным резервом дополнительных доходов бюджетной системы Российской Федерации может стать работа по инвентаризации налоговых льгот, внедрению методик полноценного учета социально-экономических результатов их применения в рамках бюджетного процесса, оценке эффективности и изменению системы существующих налоговых льгот. В постановлениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации неоднократно отмечалась необходимость решения этих вопросов.
В целях снижения фискальной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в ближайшее время важно завершить работу по системному правовому регулированию неналоговых платежей, установленных для них.
Дефицит федерального бюджета, который сохранится в ближайшие годы, требует повышения качества бюджетного планирования на основе системы обоснований бюджетных ассигнований, предусматривающей оценку эффективности бюджетных расходов на этапе их планирования, и целевой ориентации бюджетных расходов на решение задач социально-экономического развития.
Необходимо продолжить работу по оптимизации расходов федерального бюджета за счет концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития, в том числе на проведение структурных реформ в экономике и развитие человеческого капитала, что позволит обеспечить стабильность государственных финансов на долгосрочный период.
При этом возобновлению роста российской экономики на среднесрочную перспективу будет способствовать восстановление внутреннего потребительского и инвестиционного спроса.
Серьезным препятствием для экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является их недостаточная мотивация по развитию предпринимательской деятельности и привлечению инвестиций, а также ограниченность финансовых ресурсов.
В рамках работы по совершенствованию межбюджетных отношений Правительством Российской Федерации проведена инвентаризация расходных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако для ее завершения требуется создание автоматизированной системы ведения реестра расходных полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Для оценки достаточности бюджетных средств на исполнение указанных полномочий необходимо также провести инвентаризацию доходных источников консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов:
обеспечить подготовку проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов с учетом необходимости концентрации бюджетных ресурсов на финансирование высокотехнологичных и инновационных проектов, а также науки, образования и здравоохранения;
осуществить корректировку государственных программ Российской Федерации с учетом интеграции в них приоритетных проектов и программ по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации, отобранным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, а также по результатам оценки эффективности их реализации;
продолжить работу по интеграции федеральных целевых программ в государственные программы Российской Федерации;
подготовить предложения по формированию эффективной системы налогообложения, обеспечивающей создание конкурентных условий для развития предпринимательства и сохранение стабильности бюджетной системы Российской Федерации;
завершить в 2017 году работу по инвентаризации налоговых льгот, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и подготовить предложения по отмене или корректировке неэффективных налоговых льгот, а также о поэтапной, начиная с 1 января 2018 года, отмене налоговых льгот по региональным и местным налогам, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации;
разработать проект федерального закона, предусматривающего исчерпывающий перечень неналоговых платежей, взимаемых с субъектов предпринимательской деятельности, общие принципы установления, исчисления и уплаты неналоговых платежей, а также устанавливающего мораторий на введение новых видов неналоговых платежей, не включенных в указанный перечень;
продолжить работу по установлению единых правовых и методических основ проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в целях формирования эффективной системы налогообложения объектов недвижимости организаций и физических лиц;
проработать вопросы совершенствования законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в целях повышения эффективности применения института консолидированной группы налогоплательщиков;
подготовить предложения по установлению правовых основ для введения курортного сбора на территориях субъектов Российской Федерации;
представить в материалах к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" расчеты в разрезе субъектов Российской Федерации по объемам недополученных доходов в связи с принятием в 2016 году федеральных законов, предусматривающих изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации, информацию, содержащую прогнозную оценку объемов выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с планируемыми изменениями федерального законодательства, а также предложения по отмене или корректировке неэффективных налоговых льгот;
рассмотреть вопрос о введении лицензирования и системы учета производства и оборота табачной продукции;
ускорить согласование и заключение соглашений в рамках Евразийского экономического союза о гармонизации ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию;
обеспечить расширение практики применения проектного финансирования, предусматривающей обязательность проведения сравнения различных вариантов поддержки инвестиционных проектов и ограничение сроков их рассмотрения;
рассмотреть возможность увеличения бюджетных ассигнований Министерству иностранных дел Российской Федерации на оформление и выдачу паспортов, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронный носитель информации;
рассмотреть возможность увеличения бюджетных ассигнований для индексации окладов денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также для ежегодного увеличения денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям, с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в размере, превышающем 2 процента;
рассмотреть возможность выделения дополнительных бюджетных ассигнований на строительство и приобретение объектов недвижимого имущества для обеспечения жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих, военнослужащих спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, а также на предоставление им единовременных денежных выплат и субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
рассмотреть возможность увеличения объемов финансирования на 2018-2020 годы Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, и государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 314;
подготовить предложения по совершенствованию оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих;
рассмотреть вопрос о финансировании мероприятий, включенных в перечень мероприятий по комплексному развитию города-курорта Кисловодска до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года N 2899-р;
рассмотреть возможность увеличения объемов финансирования на 2018-2020 годы государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 317;
рассмотреть возможность увеличения объемов финансирования федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года N 644, в целях завершения строительства начатых объектов;
рассмотреть возможность увеличения бюджетных ассигнований для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, для удовлетворения потребности в них в полном объеме с учетом данных федерального реестра инвалидов на основе усовершенствованного механизма предоставления отдельных видов технических средств реабилитации;
рассмотреть возможность оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года N 403 "О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента";
рассмотреть возможность увеличения бюджетных ассигнований Федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству на обеспечение безопасности российских центров науки и культуры;
рассмотреть возможность увеличения объема дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы;
рассмотреть вопрос о выделении бюджетных ассигнований на реконструкцию детских лечебно-оздоровительных учреждений, расположенных в Республике Крым, Краснодарском и Ставропольском краях;
проработать вопрос о внедрении дополнительных инструментов стимулирующего характера для развития субъектами Российской Федерации собственного доходного потенциала, в том числе частичного зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации доходов от отдельных налогов и сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, которые были дополнительно получены в результате деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по наращиванию экономического потенциала на территориях этих субъектов Российской Федерации;
подготовить предложения по совершенствованию методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, предусмотрев исключение из расчета налогового потенциала субъектов Российской Федерации объема налоговых льгот, предоставляемых на региональном уровне в целях создания условий для привлечения инвестиций;
провести оценку достаточности собственных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации для финансового обеспечения их расходных обязательств и подготовить предложения по обеспечению сбалансированности расходных обязательств и собственной доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации;
рассмотреть возможность зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации части доходов от акцизов на табачную продукцию;
проработать вопрос о распределении доходов от акцизов на крепкую алкогольную продукцию, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, пропорционально объемам розничных продаж указанной продукции на основании данных, отраженных в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
предусмотреть определение объема бюджетных ассигнований на предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации с учетом прогнозируемого роста доходов по налогу на прибыль организаций и темпов роста инфляции;
продолжить работу по консолидации субсидий, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, и увеличению количества межбюджетных трансфертов, распределяемых проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов";
рассмотреть возможность увеличения объема бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации;
рассмотреть вопрос о продлении срока действия положений части 9 статьи 7 Федерального закона от 9 апреля 2009 года N 58-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающей возможность превышения предельного объема государственного долга субъектов Российской Федерации на сумму привлеченных бюджетных кредитов;
рассмотреть возможность смягчения обязательств, предусматриваемых соглашениями о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации, а также условий предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом реальных возможностей субъектов Российской Федерации;
рассмотреть возможность изменения порядка определения объема субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в целях обеспечения достаточности предоставляемых средств на реализацию переданных полномочий, в том числе на осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров;
проработать вопрос об определении объема бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности из необходимости компенсации бюджетам субъектов Российской Федерации выпадающих доходов в связи со снижением нормативов зачисления доходов от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, а также с предоставлением налоговых вычетов по транспортному налогу в отношении транспортных средств, зарегистрированных в реестре транспортных средств системы взимания платы;
внести изменения в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295, в части продления срока реализации мероприятия по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях до двух лет;
представить сводную информацию по распределению межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по видам межбюджетных трансфертов (дотации, субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты) в разрезе субъектов Российской Федерации в ходе подготовки к рассмотрению проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении;
исходить при формировании субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из необходимости финансового обеспечения всех полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
рассмотреть вопрос об увеличении общего объема иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату региональных социальных доплат к пенсии;
рассмотреть возможность софинансирования из федерального бюджета расходов на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в субъектах Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых меньше единицы;
рассмотреть возможность увеличения объема бюджетных ассигнований федерального бюджета на оказание финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить принятие:
проекта федерального закона N 45980-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (о порядке предоставления субсидий государственным корпорациям и изменениях отдельных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации), принятого в первом чтении 25 января 2017 года;
проекта федерального закона N 55068-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статьи 1 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части уточнения порядка предоставления дотаций из федерального бюджета бюджетам субъектов), принятого в первом чтении 25 января 2017 года.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований провести инвентаризацию установленных ими налоговых льгот соответственно по региональным и местным налогам в целях отмены или корректировки неэффективных налоговых льгот.
4. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам:
рассмотреть предложения членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам совершенствования методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в ходе выездного заседания комитета, которое пройдет в Алтайском крае, и по его итогам подготовить соответствующие рекомендации по совершенствованию межбюджетных отношений;
разработать проект федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающего предоставление физическим лицам, оказывающим отдельные виды услуг без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, возможность уплачивать налог на доходы физических лиц с полученного ими от такой деятельности дохода в форме патента.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
В.И. Матвиенко |
Москва
26 апреля 2017 г.
N 125-СФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26 апреля 2017 г. N 125-СФ "О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 мая 2017 г. N 18 ст. 2706